Home » доклад » Внедрение  инклюзивного образования в общеобразовательные школы

Внедрение  инклюзивного образования в общеобразовательные школы

 

Инклюзивное образование — это совместное обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья  и детей, не имеющих таких ограничений.

Существует восемь принципов инклюзивного образования:

— ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

— каждый человек способен чувствовать и думать;

— каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

— все люди нуждаются друг в друге;

— подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

— все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

— для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

— разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

При инклюзивном обучении дети с особыми образовательными потребностями обучаются в классе вместе с обычными детьми. Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших педагогических задач.

Основополагающий принцип инклюзивного образования — все дети должны иметь возможность учиться вместе, независимо от каких-либо трудностей, имеющихся на этом пути, или различий в способности к обучению, которые они могут иметь. Адресатами инклюзивного образования являются дети с ограниченными возможностями здоровья, и инвалиды – лишь одни из них. Инклюзия означает раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям.

Инклюзия означает полное включение детей с различными возможностями во все аспекты школьной жизни, в которых с удовольствием и радостью  участвуют также  все остальные дети. Это требует реальной адаптации школьного пространства к тому, чтобы встретить нужды и потребности  всех детей без исключения, ценить и уважать различия. Это не означает, что инклюзия не требует оказания детям с различными возможностями специальной помощи и поддержки на уроках или обучения за пределами класса, если это требуется. Но это всё является разнообразными возможными вариантами, и, честно говоря, периодически бывает  необходимым буквально для  всех учеников в классе.

Для детей с особенностями отсутствует необходимость в какой-либо специальной адаптации, поскольку они с самого начала являются частью школьной системы. Одна из целей инклюзии состоит в том, чтобы любая школа могла быть готовой в будущем принять детей с различными возможностями. Это может повлечь не только изменения в структуре и работе школы, но и изменения во взглядах учителей общего и специального образования, привыкших рассматривать свою работу как обучение только определённых групп детей. Большинство школ в своей деятельности  придерживаются подхода, в центре которого стоит ребёнок, его нужды и потребности, и этот подход требует, чтобы все учителя   были готовы соответствовать потребностям всех детей.

Любой учитель, имеющий опыт обучения детей с различными возможностями в обычном классе, скажет, что включение таких детей —  это комплексный и сложный процесс. Чтобы добиться успеха, учителя должны быть высококвалифицированными и мотивированными специалистами. Но это не является аргументом против инклюзии. Высокая квалификация и мотивация учителей необходимы, поскольку инклюзия имеет своей целью эффективное обучение, что, безусловно, очень важно для любой школы. Повышение качества образования через развитие инновационных образовательных практик является основной целью в деятельности каждого учителя и каждой школы.

        Специальная ппрофессиональная подготовка учителей, похоже,  будет одним из решений этой проблемы. Большое внимание в подготовке учителей должно уделяться  формированию их отношения к детям, имеющим особые образовательные потребности. Позитивное отношение к этим детям является основой для успешного проведения инклюзивных программ;  такое отношение, однако, может и должно поддерживаться  через обучение учителей и приобретение ими собственного позитивного опыта взаимодействия с особыми детьми. Дополнительное обучение учителей тому, как  учить детей с различными возможностями, ведёт к улучшению индивидуального отношения каждого учителя к этим детям, и затем,  к улучшению духа всей школы в отношении обучения детей с различными образовательными возможностями. Это противоречит сложившемуся мнению, что ребёнку следует измениться, чтобы соответствовать требованиям школы, и перемещает основное бремя ответственности на школу в том, что это она должна  стать более восприимчивой к различиям. Это делает школу ответственной за адаптацию к индивидуальным характеристикам ребёнка, таким как  глубокая инвалидность, дефицит восприятия, и т.д. Улучшая подготовку учителей, школы становятся всё более и более способными осуществлять это.

На сегодняшний день проблема развития инклюзивного образования в общеобразовательных школах является одной из актуальных. Актуальным является определение изменений, которые следует осуществить в образовательной среде для обеспечения её качества, в связи с включением в эту среду всех участников, в том числе и школьников с особыми образовательными потребностями.

Формирование действий на создание в школах атмосферы, которая позволит по-настоящему включить всех участников образовательного процесса в школьную жизнь, то есть действий по созданию и развитию в школе «включающей» инклюзивной образовательной среды для всех членов школьного сообщества, на сегодняшний день является одним из приоритетных направлений образовательной политики Республики Казахстан.

Совершенствование качества образовательной среды выступает важнейшим направлением деятельности общеобразовательных школ. Новая школа – это школа для всех. В любой школе должна быть обеспечена успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей – инвалидов. Традиционная система образования, не справляясь с подобной задачей, нуждается в значительном преобразовании, отвечающем новым цивилизационным вызовам.

Развитие интеграционных процессов в образовании, деятельность центров и служб психолого-педагогического сопровождения детей, нуждающихся в поддержке; экспериментальная и проектная работа по выстраиванию условий для детей с ООП  в школах обеспечили возможность серьёзного эволюционного скачка в развитии и понимании инклюзии как реальной возможности для казахстанского образования.

Инклюзивное образование – новое перспективное стратегическое направление образовательной политики и практики в значительной степени затрагивающее основы общего образования. Поэтому на этапе проектирования инклюзивного процесса в образовательном учреждении необходимо рассмотреть и оценить сущностные и ситуативные противоречия и ограничения этого процесса, риски и ресурсы, дабы заложить основы по-настоящему действенного инклюзивного образования и избежать перекосов и срывов в его реализации.

Таким образом, в теоретическом плане требует обоснования проблема создания в школе и колледже «включающей» инклюзивной образовательной среды. Поэтому необходимо определение и конкретизация понимания специфики и сущности работы инклюзивного образования, инклюзивной политики, культуры и практики, используя которые в школе она будет создана.

В практическом плане становится актуальной проблема выявления степени развития инклюзивного образования в общеобразовательной школе, позволяющей целенаправленно конструировать систему создания «включающей» инклюзивной образовательной среды в школе, разрабатывать программы, направленные на развитие инклюзивного образования.

Анализ литературы по вопросу развития инклюзивного образования свидетельствует о необходимости организации целенаправленной работы в планировании и осуществлении подготовки всех субъектов образовательного процесса к развитию включающей среды, основой которой выступает инклюзивная культура, политика и практика.

Поскольку, в последнее время в практике проверки качества общего образования получают распространение такие технологии как: диагностика, экспертиза, мониторинг и педагогическая квалиметрия, ставящие целью объективизацию оценок, то  нам необходимо  также найти возможность изучать и оценивать процесс развития инклюзивного образования.

В настоящее время становится возможным использование педагогической квалиметрии как подхода  для оценки качества образования.

Разработка программы развития инклюзивного образования в общеобразовательной школе на основе результатов оценки ситуации в школе по  индикаторам инклюзии методом педагогической квалиметрии позволит построить в школе такую среду, где каждый ребёнок и взрослый будет по-настоящему принят и не будет ущемлён вне зависимости от неких социальных маркеров.

Статистика показывает, что наблюдается тенденция роста детей с особыми образовательными потребностями, которые нуждаются во включении в процесс обучения в общеобразовательные школы (по месту жительства, по выбору родителей и т.д.). Составление планирования работы школы с включением шагов, ведущих к созданию в образовательной организации инклюзивной среды – одна из важнейших задач системы образования.

Данные полученные на основе квалиметрического подхода могут оказать существенную помощь в конструировании и построении инклюзивной образовательной среды в любой школе, покажет в каком направлении следует двигаться, чтобы в школе каждый ребёнок и взрослый был по настоящему принят и не был ущемлённым, вне зависимости от неких социальных маркеров.

 

Список использованной литературы:

  1. Алехина С.В., Алексеева М.Н., Агафона Е.Л. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании // Психологическая наука и образование №1: Инклюзивный подход и сопровождение семьи в современном образовании. М., 20163.
  2. Гусева С.В. Основные принципы инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательном учреждении; подходы и способы его реализации, 2016г.

 

Тойганбекова Ш.М., зав.каф. «ППСОП»,

к.п.н., асс/профессор    филиала АО «НЦПК “Өрлеу”

ИПК ПР по Жамбылской области

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*