Цели:
— обобщить знания учащихся по правилам поведения в экстремальных ситуациях,
— научить избегать и уметь предотвращать опасные ситуации.
— навыки работы в коллективе, выделять, последовательность мышления, объяснять;
— культура безопасного поведения, взаимовыручка и поддержка;
Форма занятия: игра
Методы: словестные, методы самостоятельной работы, игровые
Форма проведения: групповая, индивидуальная.
Наглядность: рисунки острова, леса; дерево, пальма, карточки с заданиями, бинты, шина, носилки, жгут, аптечка, противогазы
Ход мероприятия
- Организационный момент
- Обобщение знаний по ОБЖ
— Қайырлы күн оқушылар мен қонақтар! Біз сендерді бүгін көргенімізге өте қуаныштымыз.
— Мы приветствуем вас на нашем авиалайнере. Сегодня мы с вами отправимся в интересное путешествие, которое называется «территория безопасности». Просим всех пристегнуть ремни, отключить сотовые телефоны и, конечно же, расслабиться. В пути вам будет предложены прохладительные напитки и легкая закуска. Желаем вам приятного полета.
— Сегодня мы с вами посетим самые экзотические уголки нашей планеты, где вы должны показать все знания основных правил безопасности и поведения в чрезвычайных ситуациях.
— В нашей игре примут участие две группы спасателей: группа спасателей 9 «б» класса и группа спасателей 10 «а» класса. Вас будут оценивать наше компетентное жюри.
— Не забывайте о том, что в командах должна соблюдаться тишина, кричать с места нельзя! Так как нам предстоит преодолеть опасность.
1 конкурс «Собрать аптечку». Каждой команде предлагается собрать в аптечку все необходимые средства при оказании первой помощи. 1 правильный ответ — 1 балл.
2 конкурс. Итак, первое место, куда мы отправимся — это остров Крит. Как говорят «Не зная броду, не суйся в воду». Здесь мы проверим как вы знаете технику безопасности на воде.
1 задание для команд:
а) назовите правила поведения у водоема, которые должен знать в летнее время года каждый.(Нельзя плавать на на самодельных плавательных средствах, нельзя плавать в грозу, может ударить молния, а вода – хороший проводник тока, нельзя купаться на неогражденных участках водоема, нельзя нырять в незнакомых местах, не заходи в глубокое место, если не умеешь плавать или плаваешь плохо, даже если у тебя есть надувное плавательное средство, не стой в тех местах, откуда можно упасть в воду)
б) назовите правила поведения у водоема, которые должен знать в зимнее время года каждый. (Нельзя играть у неокрепшего льда, нельзя кататься в местах, где есть растительность в виде камыша)
- Блиц-опрос «Подручные средства спасения»
а) какие средства можно использовать для спасения в летнее время? (спасательный круг, жилет, лодка)
б) какие средства можно использовать для спасения в зимнее время? (лестница, веревка, жердь, подползать, а не идти)
3 задание для команд.
Случаются такие ситуации, когда человеку срочно надо оказать медицинскую помощь, от этого зависит состояние его здоровья в настоящем и будущем. Вам следует оказать первую медицинскую помощь утопающему. Оценивается правильность каждого действия.
3 конкурс.
— Теперь займите свои места, мы отправляемся в Тайгу. Сейчас там идет пожар
1 задание «Противопожарные загадки». Каждой команде по 10 загадок
Для 10 «а» класса:
- Тамақтандырсаң- өмір сүреді, су берсең өледі. (от)
- Қожайын асханада от жағады, От жанып бітсе, не болады, Ең соңында не қалады? Сөзбен маған кім айтады? (күл)
- Қабырғаға ілінеді, Аса көп үндемейді, Ал төнкересің – ысылдайды, Көбік шашып пысылдайды. (отсөндіргіш)
- Ериді, бірақ мұз емес. Шам емес, бірақ жарық береді. (шырақ)
- Бұлттар жаңбыр шашыратты, Кенет аспанды ол жарқыратты, Қарай алмай, көз шағылысады, Күн күркіреп, құлақ тұнады. Ормандағы ағашты кім құлатады? (найзағай)
- Кішкене ғана тар үйде, Жүз апалы-сіңілісі сол жерде. Әпкелердің біреуі лап етсе, Алау болады лезде! Әзілдеме сіңілілермен, Арықша, жіңішкелермен…(сіріңке)
- Маған газды сыйдырады, ыдысқа қандай ат қояды? (баллон)
- Жанған үйді сөндіреді. Өртті өзіне көндіреді. (Өрт сөндіру машинасы)
- Сүрлеу жолдармен жүгіремін, Қажет жерге тез жетемін, Мен жоқ жерде жанбайды, Үйде жарық болмайды. (ток)
- Ол барлығын жеңеді, Газбен ғана жүреді. Тоқтаса, қайта газ толтыр, Жалындайды, күледі. (оттық /зажигалка)
Для 9 «б» класса:
- Накормишь – живет, напоишь – умрет. (огонь)
- Полено в топке полыхнет и «звезды» эти в нас бросает. Одна горящая частица пожаром может обратиться. (искра)
- Я коварный поджигатель! Вы огня хотите – нате! Я всесильный окислитель, Если только дров дадите. (кислород)
- Кто опасен всей округе знойным днем, в шальную вьюгу? Кто оставит нас без крова, без пальто в мороз суровый? (пожар)
- Наполнен порохом снаряд, он ждет команды от ребят. Огнями разными сверкает, под облака, когда взлетает. (петарда)
- Бесстрашный герой, что всегда на посту, он чует беду и огонь за версту.
- Неравный ведет со стихией он бой, стремится всегда защитить нас с тобой. (пожарный)
- Когда бензин горит отменно, его легко затушит…(Пена)
- Таять может, а не лед. Не фонарь, а свет дает. (свеча)
- Это тесный-тесный дом, Сто сестричек жмутся в нем. И любая из сестер может вспыхнуть как костер! Не шути с сестричками, тоненькими …(спичками)
2 задание. Вы все, наверно, слышали выражение: «Спешит, как на пожар». Действительно, у пожарных каждая минута на счету. Вот сегодня мы попробуем быстро надеть условную боевую одежду пожарного. Задание на время.
3 задание. Оказать первую помощь при переломах. (Используются шина, бинты, носилки и т.д.)
4 задание. «Обезопась пожароопасные слова». Превратите предложенные вам «пожароопасные» слова в «безопасные» путем замены, добавления или исключения всего лишь одной буквы в них.
Для 9 класса:
ПЛАМЯ- _ _ _ _ _ (первобытная семья) ПЛЕМЯ
ИСКРА- _ _ _ _ (рыбный деликатес) ИКРА
ГАЗ — _ _ _ (шум) ГАМ
ОКУРОК — _ _ _ _ _ (вкусный мясной продукт) ОКОРОК
ПОРОХ — _ _ _ _ _ (усатое бобовое растение) ГОРОХ
ТОРФ- _ _ _ _ (самый праздничный пирог) ТОРТ
СПИРТ — _ _ _ _ _ (полезное для здоровья занятие) СПОРТ
ПОЛЕНО — _ _ _ _ _ (сустав ноги) КОЛЕНО
УТЕЧКА — _ _ _ _ _ _ (домашняя птица) УТОЧКА
ТРАВМА — _ _ _ _ _ (природный зеленый ковер) ТРАВА
Для 10 класса:
ЖАЛЫН — _ _ _ _ _ (ауа райының су құйылу құбылысы) ЖАУЫН
ҰШҚЫН — _ _ _ _ _ (аспандағы ұшақтардың жүргізуші) ҰШҚЫШ
ГАЗ — _ _ _ (жыл мезгілі) ЖАЗ
ОТ — _ _ (одан бесбармақ жасалады) ЕТ
ЖАНУ — _ _ _ _(сөздерді қаламмен жазады) ЖАЗУ
КӨМІР — _ _ _ _ (тіршілік ету) ӨМІР
ЖАҒУ — _ _ _ _ (төсекке орналасу, ұйықтау) ЖАТУ
ОТЫН — _ _ _ _ (балалардың арпалысатын жұмысы) ОЙЫН
ЛАУЛА — _ _ _ _ _ (қыздың есімі) ЛАУРА
ТҮТІН — _ _ _ _ _ (тұтастық) БҮТІН
4 конкурс. Мы отправляемся с вами на Северный Полюс. Здесь вам предстоит проинструктировать друг друга о профилактике переохлаждения и обморожения.
— Самое главное для человека в жизни – это здоровье. Поэтому мы должны соблюдать правила безопасности нашей жизнедеятельности. Послушайте стихотворение:
На Земле жизнь светла и прекрасна,
Все мы дети природы родной.
Но немало явлений опасных
Угрожают нам с вами порой.
И пожар, и наводненье.
На дорогах транспорта движение.
В лесу соблазн красивых ягод.
И незнакомцем можешь быть обманут.
Но перед бедой не теряйся, будь смелым.
Подави страх невольный в душе.
Чтобы грамотно браться за дело,
Юный друг, изучай ОБЖ!
— А теперь слово нашему жюри. Подведение итогов. Награждение.
Байменова Алмагуль Махсатовна,
классный руководитель,
КГУ «Черниговская средняя школа»,
Северо-Казахстанская область,
Уалихановский район, село Кондыбай