В условиях модернизации казахстанского образования, реализации национального проекта казахстанского общества «Блестящее, качественное образование», введения новых государственных образовательных программ возрастает и роль современного педагога. Как отметил в своем послании народу Казахстана «Построим будущее вместе!» Президент Н. А. Назарбаев: «Личным кредо каждого казахстанца должно стать «образование в течение жизни, а не одно образование на всю жизнь».
Вот и я – педагог XXI века полностью поддерживаю в этом Президента. Ведь образование – это высшая ценность, приоритет мировоззренческих установок молодого поколения, это и мотивационная и культурная составляющая социума, человеческий капитал, путь преодоления финансового и духовного кризиса.
Каким же должен быть он, современный педагог, чтобы соответствовать требованиям, предъявляемым современным миром?
Чтобы ответить на этот вопрос, я немало перечитала литературы, высказывания великих мыслителей о педагогах, и пришла к единому мнению, что педагог – общее название ряда таких профессий, как учитель, преподаватель, воспитатель в детском саду и некоторые другие. Таким образом, это человек, работа которого направлена не только на обучение людей, начиная с самого раннего возраста, но и на их воспитание, разностороннее образование. Но, в первую очередь, педагог — это призвание, а не специальность или профессия.
Так, хорошими педагогами становятся люди, заинтересованные в результате своей работы, обладающие глубокими знаниями о предмете и умеющие грамотно его донести до умов своих воспитанников. Кроме знаний и навыков психолога, необходимо иметь уравновешенный характер, терпение и умение объяснять. Также необходима и способность устанавливать контакт с детьми, а также со взрослыми с разным характером, т.е. с родителями детей и с коллегами по работе.
Русский педагог В.А. Сухомлинский говорил о том, что педагог, это человек, который не только дает знания детям или воспитывает личность, это человек, который своим присутствием рядом с учеником становится частью жизни воспитуемого, понимает его душу, радуется и огорчается вместе с ним его успехам и неудачам. Главным в профессии педагога является его любовь к детям, умение понимать движения детской души, умение доверять и быть объективным и справедливым. Способность к принятию и пониманию ребенка, наверное, с этим рождается человек, который потом становится педагогом.
Одним из немногих позитивных итогов происходящих в нашей стране перемен является начальное переосмысление обществом своего отношения к детям дошкольного возраста. Именно с такой категорией детей я работаю вот уже 16 лет. Эти дети стали для меня родными, любимыми. И если бы мне предложили поменять свою профессию, то я бы твердо отказалась. Да, работа воспитателя очень сложная, трудная, но важная и необходимая.
Свою профессию я выбрала еще в детском саду, у меня перед глазами был пример. Я росла в многодетной семье старшим ребенком. Нас десять. С раннего детства я наблюдала за работой мамы с детьми, я помогала ей одевать, кормить, пеленать младших своих сестер и братишек, мне часто приходилось сидеть с ними, когда мама отлучалась. Я видела, как горят глаза детей, как мама с интересом рассказывала что-то, именно тогда я поняла, что буду работать в детском саду. Так и началась моя профессиональная карьера. На работу к детям я ходила с большой радостью, ведь меня ждали дети, которым я нужна.
И чем дольше я работала в детском саду, тем все больше проникалась к проблемам своих воспитанников. А с какой гордостью ты смотришь на своих выпускников, думая о том, чтоб у каждого сложилась дальнейшая жизнь. Потом проходят годы, а твои воспитанники прибегают в гости и говорят спасибо. Вот так и работаю, выпуская и набирая новых детишек. Я стараюсь в своих воспитанников вложить всю душу, все знания, которые необходимы детям в дальнейшей жизни.
В своей работе опираюсь на высказывания классиков:
«Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника». (В. И. Даль);
«Учитель живёт до тех пор, пока учится, как только он перестаёт учиться, в нём умирает учитель» (К. Д. Ушинский);
«Воспитателю надо глубоко знать жизнь, чтобы к ней готовить» (Л.Н. Толстой);
«Обучать — значит вдвойне учиться» (Ж. Жубер);
«Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным» (Л.Н.Толстой).
Воспитывая детей, я «расту» вместе с ними, повышаю своё профессиональное мастерство, штудирую книги, использую передовой педагогический опыт и радуюсь, что атмосфера любви и взаимопонимания, созданная мною, даёт свои плоды. Я искренне радуюсь успехам своих «маленьких коллег» и огорчаюсь неудачам. Меняются дети, меняюсь и я вместе с ними. Мне нравится рассуждать об окружающем мире глазами детей, находить в этом радость и удовлетворение.
Мой опыт – это в основном работа с детьми старших групп. Я готовила их к школе. В течение первого полугодия я часто бывала в школе, беседовала с новыми наставниками моих ребят, извлекала из этого урок для дальнейшей работы.
В моей работе мне помогает новый вид деятельности — «Драма». Детям очень нравится заучивать поговорки и скороговорки, выполнять артикуляционные и мимические упражнения, ставить спектакли. А если все это проделывается вместе с родителями, то это радость вдвойне. Праздники, утренники, театрализованные представления, занятия – все это требует перевоплощения, актёрского мастерства, искренней игры, ведь приходится придумывать каждый раз что-то новое, интересное. А для этого сам воспитатель должен быть разносторонне образованным, активным, умеющим владеть своими жестами, мимикой.
Родители детей моей группы помогают мне рисовать декорации, сами готовят костюмы и атрибуты, репетируют диалоги с детьми.
Меняется жизнь, меняются люди, изменилось само время. Общество прогрессирует, если иметь в виду различные технические новинки. Да, в наш век бурного развития высоких технологий современный педагог, бесспорно, должен обладать знаниями и умениями, необходимость которых продиктована самим временем.
Для меня воспитатель — не профессия, не общественное положение, не работа. Быть воспитателем — значит жить! А значит: ……….
В детском саду быть современным воспитателем
– каждодневное сложное дело,
Нужно чутким быть, добрым, внимательным,
Чтоб за каждого сердце болело,
Чтобы дети, как маму, любили
И бежали цыплятами в след,
Хороводы, чтоб вместе водили
И сбегались на зов на обед
Душу вложит свою воспитатель,
Без остатка – на откуп отдаст,
С каждым будет он – лучший приятель
С утра, и в поздний, вечерний наш час.
Пусть дети растут и крепчают,
День за днем становясь все умней,
Воспитатель детского сада —
Замечателен труд его благой!
Просто стало видеть нам привычно,
Не заметить этого нельзя,
Что у воспитательниц обычно Вечером усталые глаза…
Я то знаю, что это такое,
Детворы неугомонный рой!
Тут с одним-то не найдешь покоя,
А не то, что с этакой гурьбой.
Тот смешлив, а этот смотрит косо,
Там драчун уж затевает бой…
А вопросы? Тысячи вопросов…
И ответа требует любой.
Сколько нужно ласки и заботы,
Всех услышать, каждого понять…
Благодарна и трудна работа Постоянно маму заменять…
Каждый день на меня смотрят глаза моих воспитанников, а это — будущее Казахстана! И в этом будущем мне тоже предстоит жить.
Свою статью хочется закончить словами: «Дарите свет своего душевного тепла детям, ведь именно дети смогут сделать наш мир прекраснее и светлее. Я — ВОСПИТАТЕЛЬ!!! Именно мне доверено ЧЕЛОВЕЧЕСТВОМ «сеять» разумное, доброе, вечное в маленькие души самых прекрасных сокровищ на Земле! Я горжусь этим!»
Гайбатова Эльмира Шахларовна,
ГККП я/с №43 «Батыр», г. Актау