Детство — уникальный период в жизни человека, где формируется здоровье и осуществляется развитие личности. Первая школа воспитания растущего человека – семья. Здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать.
Специалисты по дефектологии считают, что одной из причин устойчивой неуспеваемости детей в школе является отсутствие своевременной помощи ребенку в период дошкольного детства со стороны детского сада и семьи.
В качестве основной идеи работы с родителями я взяла концепцию субъективного взаимодействия, разработанную А. А. Бодалевым.
Не все родители откликаются на стремление к сотрудничеству, не проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию и обучению своего ребенка. Поэтому я начала работу по взаимодействию с теми, кто желал участвовать в коррекционно-воспитательном процессе, поддерживал меня.
Цель работы с родителями: разработать систему работы для логопеда и родителей по реализации коррекционно-воспитательных задач.
Работу с родителями я разделила на два блока: педагогическое просвещение родителей и включение родителей в деятельность коррекционно-образовательный процесс.
Я стараюсь работать таким образом, чтобы родитель смог:
— преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребенка;
— достичь понимания того, что нельзя ребенка сравнивать с другими детьми;
— узнать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их;
— быть эмоциональной поддержкой ребенку.
Взаимодействуя с родителями, я реализовывала идеи личностно-ориентированного подхода, которые строятся на основе: установления доверительных отношений с родителями, открытия перед ними неизвестных сторон и знаний о собственном ребенке, совместного вхождения педагога и родителей в проблемы общения с ребенком, организации совместного исследования и формирования личности ребенка дома и в детском саду, обеспечения общей готовности ребенка к школьному обучению.
Одной из основных и самых популярных и действенных форм совместной работы педагога и родителей является родительское собрание.
Основываясь на отзывы родителей, могу отметить, что наиболее интересными и познавательными для них стали родительские собрания, проводимые в нетрадиционной форме: педагогический ринг «Мальчишки и девчонки, а также их родители…»; ток-шоу, «Почему ребенку нужна игра?» и т.д. Такая форма дает эффект обратной связи между педагогом и родителями и нацеливает их на дальнейшее сотрудничество, сплачивает коллектив родителей.
Опыт работы показал, что в процессе совместной работы учителя-логопеда и родителей очень важны консультации как подгрупповые, так и индивидуальные. На консультациях я отмечала успехи ребенка в преодолении дефекта и объясняю, какая помощь необходима со стороны родителей на данном этапе обучения.
Особое место в пропаганде педагогических знаний занимает организация информационных стендов для родителей. Еженедельно я обновляла информационный стенд подборкой тематических материалов: «Наши правила»; «Тренируем пальчики – развиваем речь»; «Игры для обучения грамоте» и т.д.
В ходе проектной деятельности развились и детско-родительские отношения. Реальная жизнь детей и родителей наполнилась богатым содержанием. Родители с большим желанием откликались на выполнение предложенной работы, творчески раскрылись в глазах своих детей.
Таким образом, мое взаимодействие с родителями активизировало участие родителей в коррекционной работе; у них появилась удовлетворенность работой, повысилась их педагогическая компетентность в вопросах речевого развития детей. В результате моего взаимодействия с родителями наблюдается положительная динамика речевого и общего развития детей, что подтверждают результаты повторной речевой диагностики в конце обучения.
Саламатова Г. Е., логопед,
СШ №122 Отдела образования акимата города Костанай