Конспект организованной учебной деятельности
для средней группы по русскому языку
Образовательная область: Коммуникация
Цель: Познакомить детей с различными видами транспорта;
Упражнять в умении классифицировать транспорт по видам;
Уметь по слуху определять звуки транспорта;
Активизировать словарь детей словами-названиями транспортных средств.
Употребление существительных с уменьшительно – ласкательным суффиксом и глаголов прошедшего времени.
Упражнять в умении давать развернутые ответы на вопросы.
Развивать любознательность, мышление, фонетический слух
Словарь: транспорт, наземный, воздушный, водный.
Материал и оборудование: интерактивная доска, аудиозапись, иллюстрации, разрезные картинки.
Организационный момент.
-Ребята, к нам на занятие сегодня пришли гости, поздоровайтесь.
Релаксация: Утренний круг:
Все мы в группе как семья!
Рады все: и ты и я!
Очень любим вместе быть
«С добрым утром!»- говорить.
Целеполагание:
Ребята, сегодня я предлагаю вам, отправиться в путешествие. А на чем же мы с вами отправимся в путешествие, вы узнаете, когда загадку отгадаете. Сюрпризный момент: (Приход Емели) Емеля просит вас, помочь отгадать загадку, сам он ее не может отгадать.
Загадка:
Что за чудо – синий дом!
Ребятишек много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином! (Автобус)
Чтобы отправиться в путешествие нужно осмотреть автобус: подкачать колёса – давайте возьмём насосы «ш-ш-ш», зальём бензин в бак «с-с-с».
Наш автобус готов занимайте свои места.
Автобус поехал: «ж-ж-ж» Игровое упражнение “Едем в автобусе”
— А теперь все вместе прокатимся в автобусе.
Кем мы будем в автобусе? (Пассажиры).
А как должны себя вести пассажиры в автобусе и почему?
Стихотворение:
Тихо в транспорт мы заходим
Здесь не бегаем, не сорим
Не кричим и не поём
Хорошо себя ведём.
Игра: «Закончи предложение»
Я буду говорить, а вы отвечайте:
— Автобус от остановки (отъехал), к другой остановке (подъехал).
Затем на небольшую горку (въехал или заехал) и вместе с нами он мост (переехал).
Он быстро в тоннель (заехал) и оттуда вскоре на заправку (поехал, приехал).
А пока мы едем, послушайте рассказ, что такое транспорт.
Что называют транспортом?
Люди с давних времен верили в чудеса и сочиняли волшебные сказки. Ковер-самолет легко переносил сказочных героев по воздуху через моря и океаны.
Быстро летает ковер-самолет,
Словно на крыльях тебя он несет.
Можно на нем, куда хочешь, добраться.
Самое главное — крепче держаться.
Все мы помним удивительную самоходную печку. На ней ездил к царю Емеля.
У Емели печь была
И блины она пекла.
Но по-щучьему веленью,
По Емелину хотенью
Вдруг сошла она с ума
И поехала сама!
Просмотр мультфильма:
Про Емелю.
И ковер-самолет, и Емелина самоходная печка являются транспортом. Только волшебным. С его помощью герои сказок переносились из одного места в другое, когда они этого хотели.
Но мы поведем речь не о сказочном, а о реально существующем транспорте, который не менее интересен, чем волшебный. Само слово «транспорт» означает — «перемещение». Поэтому транспортом называют обычно то, что перемещается в пространстве: ездит, плавает, летает и при этом перевозит людей и грузы.
Ребята, а какие виды транспорта мы знаем?
Наземный – ездит где? (на земле по дорогам)
Воздушный – ездит где? (летает в небе)
Водный – ездит где? (плавает по воде и под водой)
Дидактическая игра «Едет, плавает, летает»
(Выходят к доске сначала те дети, у которых картинки с наземным транспортом, а затем с воздушным и водным транспортом) и каждая подгруппа играет в игру:
Дидактическая игра «Назови ласково»
Самолет — …, вертолет — …, машина — …
Велосипед — …, паровоз — …, лодка — …
А теперь я предлагаю вам узнать транспорт по звуку.
Игра: «Узнай по звуку транспорт»
Физминутка «Раз, два – стоит ракета»
Раз, два – стоит ракета.
Три, четыре – самолёт.
Раз, два – хлопок в ладоши,
А потом на каждый счёт.
Раз, два, три, четыре –
Руки выше, плечи шире.
Раз, два, три, четыре
И на месте походили.
— Ребята, как вы сегодня добирались до детского сада, кто далеко живет, на чем? (Пешком, на машине, на автобусе)
— Кто живет рядом с детским садом – пришел пешком, кто живет далеко от детского сада – ехали на автобусе, машине, такси (воспитатель помещает на магнитной доске соответствующие картинки). А машина, автобус, такси это что? (Транспорт)
— А кто управляет транспортом? (водитель)
— Как называется машина, которая помогает перевозить груз? (Грузовая)
— Какие грузы могут перевозить грузовые машины (Мебель, песок, снег, продукты, бензин, молоко и т.д.)
— Как называется транспорт, который перевозит людей (Пассажирский).
Итог:
Транспорт бывает пассажирский – он перевозит людей.
И бывает грузовой — он перевозит разные грузы.
Также транспорт бывает специального назначения это:
- Пожарная машина.
2.Скорая помощь.
3.Милиция. (показ иллюстраций)
Пальчиковая игра “Посчитаем”.
Будем пальчики сгибать —
(сжимать и разжимать пальчики)
Будем транспорт называть:
Автомобиль, такси,
Трамвай, метро, автобус
(разжимают пальчики, начиная с мизинца)
5 пальцев мы в кулак зажали,
5 видов транспорта назвали.
(сжимают пальцы в кулачок, начиная с большого).
Обобщение воспитателя: Машины наши помощники, но без водителя они не смогут работать. Водитель должен хорошо знать устройство своей машины, ее части.
Итог занятия:
Вам понравилось путешествие?
Ну что же, мы сегодня познакомились с разными видами транспорта. Но вы на всю жизнь должны запомнить, что нужно соблюдать осторожность на любых дорогах и в любом виде транспорта и соблюдать правила дорожного движения.
Ожидаемый результат:
Знать: Виды транспорта.
Иметь: представление о правилах поведения в общественном транспорте.
Уметь: Классифицировать транспорт по видам. Пользоваться словами-названиями транспортных средств.
Употреблять существительные с уменьшительно – ласкательным суффиксом и глаголом в прошедшем времени.
Курманбаева Бахитжамал Жанбиршиновна,
учитель русского языка
ясли сада № 53 «Мерей»,
г.Нұр — Сұлтан