Наиболее действенным средством формирования правильной речи, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей являются произведения художественной литературы. Как правило не все дети, подготовительной группы умеют читать. Мой опыт работы в детском саду «Батыр» с дошкольниками показывает, что дети любят слушать, разучивать стихи, считалки, чистоговорки. Поэтому считаю, что перед нами воспитателями стоит очень важная задача: постараться донести любое произведение как произведение искусства, раскрыть его смысл, воздействовать на детей эмоциональным отношением к персонажам, привить любовь и желание выучить стихотворение, песню, считалку наизусть. Необходимо правильно учить детей пересказать небольшой текст, правильно расставлять логические ударения, своевременно делать паузы, ставить интонацию, владеть силой голоса. Поставленные задачи можно успешно решить на занятиях по драме, работая над техникой выразительного чтения и рассказывания, чёткостью своей дикции.
На занятиях по художественной литературе и драме уделяю большое внимание навыкам аудирования: дошкольники слушают выразительное чтение произведений, стихов, считалок, скороговорок, рассказов и сказок, разучивают их со слов воспитателя, а также драматизируют художественные произведения.
Подготовленные и предлагаемые детям для слушания и разучивания наизусть художественные тексты используются для выполнения различных задач: накопления словарного запаса (стихи, песни, рассказы, сказки), выработки навыков правильного произношения (считалки, скороговорки, чистоговорки), развития двигательной активности детей (стихотворения для двигательных упражнений, физминуток). Художественные тексты для накопления, развития словарного запаса предлагаю детям в соответствии с лексическими темами занятий в подготовительной к школе группе. Подбираю стихи из каждого раздела программы для заучивания наизусть или просто слушания, исходя из уровня речевого развития детей своей группы. Для пересказа рассказы и сказки выразительно читаю или рассказываю детям с опорой на содержательный иллюстративный материал.
На каждом занятии стараюсь использовать различные виды игр: дидактические, словесные, подвижные, ролевые, настольные.
Известно, что дидактические игры делятся на словесные и наглядные. Поэтому при проведении наглядных игр педагогу важно подбирать и использовать разнообразный наглядный материал: игрушки, иллюстрации, предметы, Всё это помогает детям быстрее запомнить значение незнакомых слов, правильно употреблять их в речи.
Словесные игры строятся с опорой на изученную детям лексику. Цель игры — активизация в речи у дошкольников ранее усвоенных слов, развитие навыков самостоятельного использования синтаксических структур на конкретном лексико-грамматическом материале, развитие умственной деятельности, формирования навыков говорения в соответствии с поставленной перед детьми игровой задачей. Словесная игра является одним из эффективных средств контроля за процессом формирования устной речи дошкольников. К ним можно отнести такие игры, как «Цепочка слов», «Найди пару», «Доскажи словечко».
Для того чтобы раскрыть и закрепить значения новых слов проводятся лексические игры. Важная и главная задача лексических игр-закрепление и расширение словарного запаса дошкольников. Решается эта задача в играх как в наглядной, так и словесной форме. Лексические игры, спокойные и подвижные, необходимо проводить во время занятий и в свободное от занятий время.
С помощью наглядных игр словесный материал дошкольники усваивают и запоминают более прочно, так как часто использую в работе игрушки, различный иллюстративный материал.
Усвоение грамматических форм и конструкций осуществляется при проведении грамматических игр. Целью грамматических игр является активизация в речи дошкольников конкретных грамматических форм (числа, рода, падежа, и т. д). Если иллюстративный материал подбираю для лексических игр по тематическому принципу, то для грамматических игр главным является подбор аналогичных или сравниваемых, сопоставляемых грамматических форм. Например: «Отвечай быстро», «За покупками в магазин».
Для усвоения грамматических форм и конструкций предлагаю детям словесную игру «Что продают в магазине?». Цель игры -активизировать типовое предложение, в состав которого входит существительное в предложном падеже с предлогом «В» в значении места действия. Предлагаю свой образец фразы, а дети повторяют её в игре с разным лексическим наполнением: «В магазине продают хлеб (печенье, кефир, рыбу и т. д)». Какой хлеб? Какое печенье? Как называется этот магазин? Что еще можно купить в продуктовом магазине? А игрушки можно купить в этом магазине? (тетради, цветы)
Такие игры, как «Грамматическое лото», «Оденем куклу» и другие относятся к играм, в которых ставятся грамматические задачи.
Поэтому при проведении данных игр решаются и лексические задачи: закрепление и расширение словарного запаса
Дети дополняют, подбирают различные слова к конкретным предметам и качествам. К фонетическим играм относится значительная группа игр, целью которых является работа по формированию навыков правильного произношения, как звукосочетания, так и изолированного трудного звука.
Например, в процессе работы над звуками «с» и «ш» спрашиваю детей: «Как свистит воздух из насоса?» И произношу: «С-с-с». «Когда мы произносим С-с-с, язык лежит за нижними зубами». «Как шумит чайник?-Ш-ш-ш. При произношении звука «ш», язык поднимается за верхние зубы».
Фонетическая тренировка детей, систематически осуществляемая в форме игр, вызывает у детей большую заинтересованность, способствует быстрому овладению навыками произношения.
Для успешной организации и проведения дидактических игр воспитателю необходимо соблюдать некоторые методические требования:
- Четко видеть цель игры и учебные задачи, которые будут решаться. В случае отсутствия дидактической задачи игра станет бесцельной и не интересной для детей.
- Подбирая игры необходимо правильно отобрать лексику: учитывать количество новых слов, слов активного и пассивного усвоения. Игра, которую использует воспитатель, по сложности, должна соответствовать возрасту детей.
- Проводя игры, необходимо создать игровую ситуацию, игровое настроение. Если этого требуют условия игры, участники делятся на команды, выбирается ведущий, определяются правила соревнования, подсчитываются баллы.
- Вовлекая в игру всю группу, необходимо подобрать такие формы её проведения, при которых вся группа была бы охвачена максимально.
5.Выбирая игры умело сочетать умственную активность с двигательной, постоянно осуществлять смену игр от словесных к наглядным и ролевым, от спокойных к подвижным.
- Правилам ведения игры важно уделить особое внимание, потому что они направляют игру, организуют поведение детей. Воспитатель сам формулирует правила игры.
Игра является эффективным средством воспитания и обучения детей. Игры увлекают детей, делают их жизнь богаче и разнообразнее. Поэтому они являются эффективным средством воспитания и обучения детей . А участие в таких играх улучшает и облегчает детям обучение на занятиях и подготавливает их к умственной подготовке, необходимой для системы обучения в школе.
Литература
- В.И. Логинова, П.Г. Саморукова. Дошкольная педагогика. Москва «Просвещение» 1993.
- Р. Д. Есенжолова, В.К. Камшилина, Н. К. Оразбаева. Мы поём и рассказываем. Алматы «Мектеп» 1993.
- В. В. Гербова. Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет. Москва «Просвещение» 2001.
- З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. Развивающие игры. Москва «Просвещение» 2002.
Самаратова Асия Сабыровна,
воспитатель высшей квалификационной категории,
Самаратова Альбина Витальевна,
воспитатель первой квалификационной категории,
ГККП «Ясли-сад «Батыр», г. Петропавлск, СКО