Инструменты визуальной коммуникации, которые используют наглядные средства выражения содержания, называются графическими (визуальными) органайзерами. Графические органайзеры – это все, что каким-то образом помогает организовать информацию на листе бумаги (или экране компьютера), чтобы улучшить ее запоминание, усвоение, анализ или применение. В процессе визуализации информации ученик вдумывается, осмысляет, пропускает информацию через себя, представляя ее в визуально-концептуальном ключе. Учащиеся овладевают способами поиска, подтверждения, систематизации и аргументации информации, нахождения межпредметных связей. Графическое представление информации способствует развитию умения работать с текстом, т.к. позволяет учиться формулировать главную мысль, выделять ключевые слова, делить текст на структурные части, сворачивать информацию в виде вторичных источников (план, алгоритм, таблица, схема), разворачивать ее («читать» формулы, уравнения), перекодировать из визуальной в словесную и наоборот.
Польза данного инструмента в образовании была доказана в 2003г. Институтом продвижения исследований в образовании (США), который опубликовал обзор 29 исследований использования визуальных средств обучения. В большинстве исследований речь шла именно о графических органайзерах. Ученые установили, что их применение улучшает показатели студентов в нескольких направлениях. А именно:
- Улучшается запоминание информации – в том случае, когда она представлена как визуально, так и в текстовой форме.
- Улучшается понимание прочитанного.
- Растет успеваемость, в том числе у студентов, имеющих трудности в обучении.
- Улучшаются навыки критического мышления.
Существует большое множество графических техник, которые помогают решать те или иные образовательные задачи. Они применяются не только в качестве дидактических средств, выполняющих наглядные, коммуникативные и когнитивные функции, но и также для планирования, образовательных проектов, решения проблем, принятия решений, при исследованиях для поддержки работы учащихся [2, стр. 209]. Применение того или иного визуализатора зависит от цели, которое преследует выполнение задания. В отечественной педагогической практике еще не существует общепринятой классификации органайзеров, но в западной педагогической литературе авторы определяют визуализаторы в некоторые группы. Автор использует одну из таких классификаций. Итак, основные виды визуальных органайзеров:
Системные органайзеры. Этот виды включает в себя временные шкалы, схематические алгоритмы, циклические диаграммы. Некоторые из них могут применяться для описания исторической или биографической последовательности событий, действий основных персонажей. К ним относятся органайзеры Кинолента, Лестница, Цепочка событий, Часы, Циклы (в случае цикличности мероприятий). При заполнении структур можно использовать следующие ключевые вопросы: «Что оценивается?», «Каковы граничные точки?», «С чего все началось?», «Что было на следующих этапах?», «Связаны ли события между собой?», «Чем все закончилось?», для циклических визуализаторов «Каковы основные узлы цикла?», «Как они взаимодействуют?», «Как происходит возвращение к исходному состоянию?».
Иерархические или поэтапные органайзеры помогут упорядочить, рассортировать значения по степени выраженности качества предмета, ранжировать по степеням значимости. В данном приеме применяют визуализации: Классификация 9 ромбов, Рожок мороженного, Сэндвич-диаграмма, Схема-треугольник, Дерево, Градуировка. Ключевые вопросы при работе с данными бланками: «Самое важное событие?», «Что будет основой явления?», «Что из этого следует?», «Менее важные детали?».
Органайзеры сравнения представлены схемами, показывающие различия и (или) сходства между двумя, тремя, четырьмя явлениями, понятиями, событиями. В эту группу можно отнести Т-диаграмму, диаграмму Венна, Квадранты. В Т-диаграмме можно рассматривать одно явление, но две стороны вопроса: преимущества и недостатки, факты и мнения. Ключевые вопросы: «Что или кто сравниваются?», «Каковы сходства и различия?».
Графические органайзеры данных представляют цифровые данные с помощью графика, гистограммы, таблицы.
Органайзеры причины и следствия помогают показать явление (событие) и причинно-следственные связи. К ним можно отнести бланки Рыбий скелет, Цепи, Эффекты, Причины и эффект, Факт и мнение, Проблемы и следствия. Они позволяют ученику определить, понять и запомнить события и последствия. Задание формулируется с помощью вопросов: «Какие факторы вызвали событие Х?», «Есть ли связь между различными факторами?», «Различны ли факторы, вызвавшие событие Х, и факторы, определяющие его существование?». [3]
Органайзеры «рассуждения». Обычно представляют собой таблицу с 2-4 пустыми ячейками, которые необходимо заполнить. Наиболее известные приемы организации рассуждения: SWOT-анализ, PEST-анализ, таблица RAFT, ЗХУ (Знаю, Хочу знать, Узнал), «Бортовой журнал», «Колесо идей». Эти органайзеры являются результатом деятельности или рассуждения, но могут использоваться для планирования, проектирования исследования.
Концептуальные органайзеры – наиболее «сложный» вид, т.к. для его создания рассматриваемое явление должно быть изучено глубоко и во взаимосвязи с другими объектами. Построение денотатных графов и диаграмм связи через визуализации Паучья сеть, Ментальная карта, Причинная карта, Ладошка, Концепт-карта требует более глубокого аналитического размышления. Эти органайзеры помогают выявлять логические связи между основной идей и различными факторами влияния, причинность и поэтапность ветвления. Ключевые вопросы: «Какая категория рассматривается?», «Каковы подкатегории, как они взаимосвязаны?», «Каковы характеристики главной мысли?», «Каковы функции описываемого предмета?».
Остановимся подробнее на использовании интеллект-карт. Работа с данным видом органайзера сложнее, поэтому данную тему можно включить в программу курса повышения квалификации педагогов.
Так как разработка ментальной карты занимает немало времени (в рамках урока), обычно ею занимаются на итоговых занятиях или используют в проектной, исследовательской деятельности. В старших классах, с сознательными учениками интеллект-карту можно приспособить и для контроля усвоенных знаний, предложив им выделить желтым, зеленым и красным цветом частично усвоенные, полностью усвоенные и неусвоенные понятия соответственно. После такой работы обязательно надо проанализировать работу учеников совместно. Создание ментальной карты – творческий и сложный процесс, которому надо учиться, преодолевая проблемы. Но результат стоит того, так как сопровождается процессами активного мышления и запоминания, повышая эффективность обучения в несколько раз [4, стр. 22].
Таким образом, практика доказывает целесообразность использования графических органайзеров для решения задач обучения при повышении квалификации педагогов [5, стр 33]. Особенно это актуально при переходе к обновленному содержанию образования, в котором важное значение придается привитию учащимся навыков критического мышления, научно-исследовательских, коммуникативных, способности решать проблемы и творчески применять знания, работать в группе [1, c.60].
В статье были описаны лишь некоторые виды органайзеров. Великое множество готовых бланков с различными схемами представлены на англоязычных ресурсах и доступны для скачивания. Перевести и представить их учитель может, переделав под себя. Для разработки своих пустых бланков лучше использовать PowerPoint, создавая схемы с помощью автофигур. В отличие от текстового редактора в презентации фигуры не «перескакивают» и проще укладываются в схему.
- Образовательная программа курсов повышения квалификации педагогических кадров по предмету «Физика». Руководство для учителя. [Текст] Центр педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2016 г. – 106 с.
- Образовательная программа курсов повышения квалификации педагогических кадров по предмету «Физика». Раздаточные материалы для учителя. [Текст] Центр педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2016 г. – 259 с.
- Как графические органайзеры помогают организовать себя и свою учебу? [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://masam.by/graficheskie-organajjzery/. (доступ 1.02.2017).
- Мансурова В.Х. Формирование ИКТ-компетентности в системе повышения квалификации учителей через использование ментальных карт. Менеджмент в образовании, №3 (82), 2016 г.
- Заречная О.П. Визуальные организаторы информации как инструменты развития мышления. Менеджменты в образовании, №4 (79), 2015 г.
Мансурова Венера Хабрахмановна
старший преподаватель
ФАО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР
по Костанайской области
Венера, хорошо освещена тема и структурирован материал. Спасибо