Цель: Совершенствование представления детей о разнообразных свойствах воды.
Интеграция образовательных областей.
«Познание»
— развивать наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы.
-продолжать учить читать схемы.
-развивать любознательность детей, поддерживать проявления самостоятельности в познании окружающего мира.
«Безопасность»
— закреплять правилам безопасности при проведении опытов.
«Коммуникация»
-развивать навык последовательно излагать свои мысли, правильно строить свою речь, использовать знание казахского языка
Материалы и оборудование:
Пластиковые стаканчики, ложки, «формочки» с солью и сахаром, песком, «розетки» разной формы, баночки пластиковые прозрачные, ложечки, камешки, термос с теплой водой, трубочки.
Предварительная работа:
Дать знание о неживой природе (вода), ее свойствах, качестве, значение. Чтение стихотворения Н.Николаенко «Дождик-душ»
Дидактическая игра «Кому нужна вода» (карточки профессий)
Просмотр слайд — фильма «Брызни воды»
Ход работы
Формирование положительной мотивации:
Воспитатель:
Доброе утро! Я вам говорю.
Доброе утро! Я всех вас люблю!
Желаю вам хорошо заниматься!
Слушать внимательно, ума набираться!
— А о чем будет сегодня наше занятие, вы узнаете, если отгадаете загадки:
Бежит, бежит, не выбежит,
Течет, течет, не вытечет.
(вода)
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без ….. (воды)
— О чем все эти загадки? (о воде)
— Как по-казахски будет вода? (су)
Сегодня, ребята мы будем говорить с вами о ее Величестве Воде. Где вы встречаете воду? Я предлагаю вам посмотреть картинки, где еще использует воду. Ребята, чем больше мы узнаем о воде, тем больше возникает вопросов.
Воспиататель: для чего нужна вода? Что произойдет если не будет воды? Как можно узнать о свойствах воды? (ответы детей). А хотите больше узнать о воде? Мы можем сделать эксперимент и узнать.
II часть: Практическая (Опытно-экспериментальная)
Воспитатель – Я хочу вас пригласить в волшебную лабораторию, где мы будем проводить исследования. А вы знаете, что это такое?
Дети — Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.
Воспитатель: Ребята, прежде приступить к исследованию давайте вспомним правила поведения в лаборатории:
Дети: Воду нужно уважать
Это должен каждый знать\
Совершенно не секрет
Без воды нам жизни нет
1.Экспериментальная деятельность детей
«Вода бесцветная»
Ребята, а есть ли цвет у воды? (ответы детей)
Давайте проверим и докажем.
Воспитатель — Перед вами стоят по два стаканчика: мынау не? один с водой, бұл не? (сүт) другой с молоком. В оба стаканчика положите или палочки, или камешки, или ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком нет? Почему?
(в стаканчике с водой мы видим предмет, а в стаканчике с молоком – нет.)
Какой делаем вывод? (Вода – прозрачная)
А вода всегда прозрачная и бесцветная? (ответы детей)
Докажем это, добавим в воду краску. Мынау кандай бояу? (қызыл)
Что произошло?
Экспериментальная деятельность детей
Дети в процессе опытной работы показывают что вода изменила свой цвет
Воспитатель — Какой вывод из этого следует? (вода изменяет свой цвет в зависимости от того, что в неё добавлено)
А в каких состояниях встречается вода в природе? (в жидком, твердом и в газообразном виде).
Ребята! Разные свойства воды позволяют воде путешествовать. Это явление называется — круговорот воды в природе.
(просмотр фильма «Круговорот воды в природе»)
Воспитатель — А сейчас докажем это, проводя эксперимент.
Вода – жидкое вещество, но вода бывает не только в жидком состоянии. Посмотрите, как образуется из воды пар. (дети смотрят на процесс закипания воды и ее испарение)
Как вы думаете, почему из термоса выделяется пар? (в термосе находится кипяток, горячая вода.)
2.Экспериментальная деятельность детей
Дети придерживают над термосом стеклом стекло
Из термоса выделялся пар, а на стекле мы видим капельки воды. Как так получилось? Что стало с паром, во что он превратился?
Вывод: пар превратился в воду. Значит, пар – это тоже вода.
Так о чем говорит этот эксперимент?
(объяснение детей)
Воспитатель: Сильно нагретая вода при высокой температуре превращается в пар (выставляет карточку). А, пар, остывая, превращается в воду. В природе – пар поднимается вверх, остывает в воздухе и выпадает на землю в виде осадков. Назовите, какие бывают осадки (дождь, снег, град, роса и т.п.).
А, вы знаете как появляется снег? Как по-казахски будет снег? (қар)
Я вам предлагаю посмотреть мультфильм «Что такое снег»
Игра «Капельки»
Воспитатель: Ребята, представьте, что мы с вами капельки. Все капельки самостоятельные.
(Дети хаотично гуляют по кругу)
Воспитатель: Но вот, капельки встречаются друг с другом, и получается ручеек.
(Дети разбиваются на пары и берутся за руки. Пары двигаются друг за другом)
Воспитатель: А теперь ручеек течет и впадает в море.
(Дети берутся за руки и образуют большой круг)
Воспитатель: Наш круг может менять форму, как и вода
Круг из детей вытягивается в овал.
Воспитатель: А теперь, представьте, что воду налили в кружку и поставили на горячую плиту. Что произойдет? (Вода будет нагреваться.)
Воспитатель: Итак, каждый из вас – капелька воды. Ваши ладошки такие горячие, что вам уже невозможно держать друг друга за руки. Ваши руки опускаются, жара заставляет вас активнее двигаться. Каждый из вас стал частичкой воды.
(Дети передвигаются по группе)
Воспитатель: А теперь вас замораживают, вам становится холодно. Надо встать поближе друг к другу и обняться, чтобы стало теплее.
(Дети обнимают друг друга)
Воспитатель: Посмотрите, теперь нашу группу уже нельзя растянуть, она приобрела свою форму, как частички льда. Мы с вами – частички воды, но каждый раз мы соединялись по-разному.
А теперь, ребята, давайте, продолжим исследование.
3.Экспериментальная деятельность детей
Воспитатель: Дети, закройте глаза .
Как вы думаете, чем я прикоснулась к вашей руке?
(чем-то мокрым, холодным, льдом).
Как будет лед по-казахски? (Мұз)
Что вы почувствовали? (Холод)
Возьмите по кусочку льда в ладошку и посмотрите, что с ним будет происходить.
(Лед начинает таять.
Лед превращается в воду)
— Так что же такое лед? (Лед – это вода в твердом состоянии)
Воспитатель: ребята, мне интересно, как можно получить лед?
Выводы детей: Надо налить воду в формочку и поставил в холодильник. При низкой, холодной температуре вода замерзла и превратилась в твердое вещество – лед.
Подведение итогов и оценка результатов
— Что нового показали нам сегодня эти опыты?
— Чему научились?
— Какой вам эксперимент понравился больше всего?
— Спасибо, ребята, вы все большие молодцы, до свидания!
Шикетаева Айнур Амангельдиевна,
воспитатель
ГККП «ясли-сада №74»,
г. Алматы