Удивительные исследования с детьми
Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Волшебница соль»
Образовательные области: Познание, творчество
Раздел: Естествознание
Цель: расширять представление детей о соли и ее свойствах через познавательно — исследовательскую деятельность.
Задачи: Обучающие: способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли и научить использовать соль, как средство для творчества, соблюдая при этом необходимые меры безопасности.
Развивающие: развивать умения обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, умение делать выводы.
Воспитывающие: воспитывать любознательность, потребность в получении информации о соли, желание экспериментировать.
Оборудование: иллюстрации про соль, соль разных видов, стаканы, тарелочки, ложки, яйца, лупа, размельчённые мелки, мешочки солью, мешочки с поролоном, разносы с солью, салфетки, наклейки детям «Юный исследователь», музыка.
Предварительная работа:
Беседа с детьми «Что мы знаем о соли и ее свойствах?»
Просмотр видеоролика на тему: «Где и как добывают соль»
Проведение опыта «Выращенные кристаллы соли»
Дидактические игры «Определи на ощупь», «Узнай на вкус»
Рассматривание познавательных книг
Организационный момент
Звенит колокольчик: «Колокольчик расписной нас зовет играть с тобой»
«Становитесь, дети в круг.
Ты мой друг и я твой друг.
Крепче за руки держитесь
И друг другу улыбнитесь»
Садитесь удобнее, мы начинаем (дети рассаживаются на стулья полукругом)
Все расселись по местам, никому не тесно?
По секрету скажу вам:»Будет интересно!”
— Ребята вы любите разгадывать загадки? (да)
— Тогда отгадайте, что спрятано в моей коробочке?
Загадка:
Отдельно – я не так вкусна
Зато бела и солона
И в пище — каждому нужна. (соль)
Воспитатель достает из коробочки соль и задает вопросы:
— Для чего нужна соль?
— Где люди используют соль?
— Для кого ещё соль нужна в природе?
— Как вы думаете, ребята, соль полезна или вредна?
— Наша планета очень богата солёными месторождениями.Люди научились добывать соль различными способами. Давайте вспомним и скажем откуда берется соль?
Игра «Соль полезна для того, чтобы ….»
(с мешочком в ней соль, передавать и говорить)
- Чтобы консервировать овощи
- Чтобы использовать в медицине
- Чтобы посолить суп
- Чтобы посыпать дорожки зимой
- Чтобы добавить в жаренную картошку
- Чтобы посолить салат
- Чтобы засолить грибы
Я предлагаю вам на некоторое время превратиться в волшебников.
— Давайте произнесем волшебные слова:
Хлоп-хлоп, топ-топ, повернись,
И в волшебной лаборатории очутись!
— Вот, мы с вами находимся в лаборатории, где проводят эксперименты и опыты.
Правила безопасности
1- не трогать руками глаза
2- соблюдать тишину
3- не толкать соседа во время работы
4- сначала посмотри, а потом повтори
5- выполнил и положи на место
Опыт № 1: «Из чего состоит соль», «Соль сыпучая, без запаха»
— Перед вами тарелочка с солью. Давайте мы её рассмотрим. Если мы с вами посмотрим на соль, что вы можете сказать о её внешнем виде? (соль похожа на порошок)
— Какого она цвета? (белого)
— Какой имеет запах соль? (без запаха)
Подуйте тихонько на соль через трубочку.
Вывод: соль рассыпается, она сыпучая, белого цвета, не имеет запаха.
— А теперь давайте соль рассмотрим в увеличительное стекло.
— Что вы видите? (соль состоит из белых кристаллов)
-А форма кристаллов одинаковая или разная? (разная)
Ребята, давайте насыплем в тарелочки 2 ложки соли и надавим на неё сухой ложкой, что мы услышали? (Мы услышали хрустящие звуки, похожее при ходьбе по снегу в морозный день)
Вывод: Соль, как и снег, состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга, и мы слышим хруст.
Опыт № 2. «Соль растворяется в воде»
— Ребята, перед вами стаканы с водой, потрогайте стаканы и скажите, что вы чувствуете? (В одном стакане вода холодная, а в другом тёплая)
— Молодцы, верно! В каждый стакан положите по две ложки соли, перемешайте и посмотрите, что получится. В какой воде соль растворилась быстрее в тёплой или в холодной?(В тёплой воде соль растворилась быстрее).
— А соль исчезла? (Нет, соль растворилась).
-А как можно проверить, что соль не исчезла, а растворилась?(Попробовать на вкус)
Вывод: Соль растворяется в воде; в тёплой воде соль растворяется быстрее.
Опыт № 3. «Плавающее яйцо»
— Ребята, соленая вода похожа на морскую воду. А в обычной реке вода тоже солёная? (Нет, в речке вода пресная).
— Верно, молодцы. А вы знаете, что в солёной воде легче плавать. Хотите это проверить? (Да).
— Поможет нам в этом обычное яйцо. Возьмем яйцо и опустим его в стакан с солёной водой. Что вы видите?(Яйцо не тонет).
А теперь возьмем другое яйцо и опустим его в стакан с несолёной водой. Что вы видите? (Яйцо утонуло).
Вывод: В солёной воде яйцо не тонет, а в пресной воде тонет. Значит, в солёной воде легче плавать.
Физкультминутка
Вы, наверное, устали?
Ну тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
Опыт № 4. «Соль – чистящее средство».
Оказывается, с помощью соли можно мыть посуду.Посмотрите у меня грязный бокал. На губку насыпали немного соли и, сейчас я почищу бокал. Посмотрите, он стал чистым, даже блестит на свету.
Игра «Соленый-несоленый»
Дети приседают, услышав продукт, который можно солить
(банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша, грибы, сок, апельсин, хлеб, сыр, мандарин, рыба, яйцо,)
Сказка
Шли домой два ослика и несли груз в мешках. Один нёс мешки с солью, а другой нес мешки с поролоном. Одному ослику было очень тяжело идти, а другому легко. Путь к дому проходил через реку, и осликам пришлось переплывать на другой берег реки. Вошли они в воду и поплыли. Мешки с грузом промокли. Одному ослику было легко плыть, и он быстро переплыл реку, а вот другому пришлось приложить много сил чтобы не утонуть и доплыть до берега. Когда ослики пришли домой, то оказалось, что только один ослик принес весь груз. А вот какой ослик принес груз, и почему только он мы с вами узнаем в нашей лаборатории.
— Возьмите мешочки с солью в одну руку, а в другую поролон. Что легче? (Поролон легкий, а соль тяжелая).
— Значит, какому ослику было легко идти?(Ослику, который нес поролон, было легко, а который нес соль, ему было тяжело).
— Возьмите мешочки с солью и опустите их в воду. Что происходит с солью?(Она растворилась в воде)
— А теперь возьмите поролон и намочите его в этой воде. А теперь проверьте, что тяжелее мешочек с солью или мешочек с поролоном? Давайте подумаем какому ослику было легко плыть, а какому тяжело и почему?(Легче было плыть ослику, который нес соль, так как она растворилась. А ослику, который нес поролон было плыть очень тяжело, потому что поролон впитал в себя воду и стал тяжелым).
Творческая работа
Насыпьте в тарелочку по 2 столовых ложки мелкой соли и цветного порошка. Аккуратно ложкой перемешайте, и вот перед вами — цветная соль.
А сейчас мы с вами разделимся на две команды, и каждая команда будет заполнять цветной солью свой сосуд. Следите за тем, чтобы ваши цвета не сливались, красиво сочетались.
Рисование солью
-Посмотрите, перед вами подносы с солью. Я буду загадывать вам загадки, а отгадки вы нарисуете на подносе с солью. Слушайте внимательно:
«Появился во дворе он в холодном декабре.
Неуклюжий и смешной у катка стоит с метлой.
К ветру зимнему привык, наш приятель (снеговик)
(дети пальчиками рисуют снеговика на разносах с солью)
«Ежик на неё похож, листьев вовсе не найдёшь,
Как красавица стройна, и на новый год важна (елка)
«С неба падают зимою и кружатся над землёю,
Лёгкие пушинки, белые (снежинки)
Рефлексия
— Итак, скажите, пожалуйста, что такое соль? Какая соль?
— Что нового вы узнали о соли?
— Что вам больше всего понравилось в наших исследованиях?
— Согласны ли вы с утверждением, что соль — удивительное вещество природы, необходимое людям?
— Ребята, можно ли сказать про соль, что она- волшебная?
— Ну, что мои юные волшебники, настала пора прощаться с нашей лабораторией.
— Давайте произнесем волшебные слова:
Хлоп-хлоп, топ-топ, повернись,
И в ребяток превратись!
Дети выбирают весёлый или грустный смайлик и приклеивают на доску.
Ахметзакирова Лилия Назыровна,
воспитатель старшей группы «Байтерек»
Ясли-сад №83 «Жансая» г. Астана
Занятие по естествознанию, Лилии Назыровны очень интересное,познавательное, составлено согласно требованию программы воспитания и обучения, доступно.
Очень интересная и полезная информация ??
Очень познавательно
Прекрасное занятие, в игровой и экспериментальной форме дети получают знания, интересная подача информации, очень увлекательно!