Home » Детский сад » Волшебница соль

Волшебница соль

Удивительные исследования с детьми

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Волшебница соль»

Образовательные области: Познание, творчество

Раздел: Естествознание

Цель: расширять представление детей о соли и ее свойствах через познавательно  исследовательскую деятельность.

Задачи: Обучающие: способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли и научить использовать соль, как средство для творчества, соблюдая при этом необходимые меры безопасности.

Развивающие: развивать умения обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, умение делать выводы.

Воспитывающие: воспитывать любознательность, потребность в получении информации о соли, желание экспериментировать.

Оборудование: иллюстрации про соль, соль разных видов, стаканы, тарелочки, ложки, яйца, лупа, размельчённые мелки, мешочки солью, мешочки с поролоном, разносы с солью, салфетки, наклейки детям «Юный исследователь», музыка.

Предварительная работа:

Беседа с детьми «Что мы знаем о соли и ее свойствах?»

Просмотр видеоролика на тему: «Где и как добывают соль»

Проведение опыта «Выращенные кристаллы соли»

Дидактические игры «Определи на ощупь», «Узнай на вкус»

Рассматривание познавательных книг

Организационный момент

Звенит колокольчик: «Колокольчик расписной нас зовет играть с тобой»

«Становитесь, дети в круг.

Ты мой друг и я твой друг.

Крепче за руки держитесь

И друг другу улыбнитесь»

Садитесь удобнее, мы начинаем (дети рассаживаются на стулья полукругом)

Все расселись по местам, никому не тесно?

По секрету скажу вам:»Будет интересно!”

— Ребята вы любите разгадывать загадки? (да)

— Тогда отгадайте, что спрятано в моей коробочке?

Загадка:

Отдельно – я не так вкусна

Зато бела и солона

И в пище — каждому нужна. (соль)

Воспитатель достает из коробочки соль и задает вопросы:

— Для чего нужна соль?

— Где люди используют соль?

— Для кого ещё соль нужна в природе?

— Как вы думаете, ребята, соль полезна или вредна?

— Наша планета очень богата солёными месторождениями.Люди научились добывать соль различными способами.  Давайте вспомним и скажем откуда берется соль?

Игра «Соль полезна для того, чтобы ….» 

(с мешочком в ней соль, передавать и говорить)

  1. Чтобы консервировать овощи
  2. Чтобы использовать в медицине
  3. Чтобы посолить суп
  4. Чтобы посыпать дорожки зимой
  5. Чтобы добавить в жаренную картошку
  6. Чтобы посолить салат
  7. Чтобы засолить грибы

Я предлагаю вам на некоторое время превратиться в волшебников.

— Давайте произнесем волшебные слова:

Хлоп-хлоп, топ-топ, повернись,

И в волшебной лаборатории очутись!

— Вот, мы с вами находимся в лаборатории, где проводят эксперименты и опыты.

Правила безопасности

1- не трогать руками глаза

2- соблюдать тишину

3- не толкать соседа во время работы

4- сначала посмотри, а потом повтори

5- выполнил и положи на место

Опыт № 1: «Из чего состоит соль», «Соль сыпучая, без запаха»

— Перед вами тарелочка с солью. Давайте мы её рассмотрим. Если мы с вами посмотрим на соль, что вы можете сказать о её внешнем виде? (соль похожа на порошок)

— Какого она цвета? (белого)

— Какой имеет запах соль? (без запаха)

Подуйте тихонько на соль через трубочку.

Вывод: соль рассыпается, она сыпучая, белого цвета, не имеет запаха.

— А теперь давайте соль рассмотрим в увеличительное стекло.

— Что вы видите? (соль состоит из белых кристаллов)

-А форма кристаллов одинаковая или разная? (разная)

Ребята, давайте насыплем в тарелочки 2 ложки соли и надавим на неё сухой ложкой, что мы услышали? (Мы услышали хрустящие звуки, похожее при ходьбе по снегу в морозный день)

Вывод: Соль, как и снег, состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга, и мы слышим хруст.

Опыт № 2. «Соль растворяется в воде»

— Ребята, перед вами стаканы с водой, потрогайте стаканы и скажите, что вы чувствуете? (В одном стакане вода холодная, а в другом тёплая)

— Молодцы, верно! В каждый стакан положите по две ложки соли, перемешайте и посмотрите, что получится. В какой воде соль растворилась быстрее в тёплой или в холодной?(В тёплой воде соль растворилась быстрее).

— А соль исчезла? (Нет, соль растворилась).

-А как можно проверить, что соль не исчезла, а растворилась?(Попробовать на вкус)

Вывод: Соль растворяется в воде; в тёплой воде соль растворяется быстрее.

Опыт № 3. «Плавающее яйцо»

— Ребята, соленая вода похожа на морскую воду. А в обычной реке вода тоже солёная? (Нет, в речке вода пресная).

— Верно, молодцы. А вы знаете, что в солёной воде легче плавать. Хотите это проверить? (Да).

— Поможет нам в этом обычное яйцо. Возьмем яйцо и опустим его в стакан с солёной водой. Что вы видите?(Яйцо не тонет).

А теперь возьмем другое яйцо и опустим его в стакан с несолёной водой. Что вы видите? (Яйцо утонуло).

Вывод: В солёной воде яйцо не тонет, а в пресной воде тонет. Значит, в солёной воде легче плавать.

Физкультминутка

Вы, наверное, устали?

Ну тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

Опыт № 4. «Соль – чистящее средство».

Оказывается, с помощью соли можно мыть посуду.Посмотрите у меня грязный бокал. На губку насыпали немного соли и, сейчас я почищу бокал. Посмотрите, он стал чистым, даже блестит на свету.

Игра «Соленый-несоленый»

Дети приседают, услышав продукт, который можно солить

(банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша, грибы, сок, апельсин, хлеб, сыр, мандарин, рыба, яйцо,)

Сказка

Шли домой два ослика и несли груз в мешках. Один нёс мешки с солью, а другой нес мешки с поролоном. Одному ослику было очень тяжело идти, а другому легко.  Путь к дому проходил через реку, и осликам пришлось переплывать на другой берег реки. Вошли они в воду и поплыли. Мешки с грузом промокли. Одному ослику было легко плыть, и он быстро переплыл реку, а вот другому пришлось приложить много сил чтобы не утонуть и доплыть до берега. Когда ослики пришли домой, то оказалось, что только один ослик принес весь груз. А вот какой ослик принес груз, и почему только он мы с вами узнаем в нашей лаборатории. 

— Возьмите мешочки с солью в одну руку, а в другую поролон. Что легче? (Поролон легкий, а соль тяжелая).

— Значит, какому ослику было легко идти?(Ослику, который нес поролон, было легко, а который нес соль, ему было тяжело).

— Возьмите мешочки с солью и опустите их в воду. Что происходит с солью?(Она растворилась в воде)

— А теперь возьмите поролон и намочите его в этой воде. А теперь проверьте, что тяжелее мешочек с солью или мешочек с поролоном? Давайте подумаем какому ослику было легко плыть, а какому тяжело и почему?(Легче было плыть ослику, который нес соль, так как она растворилась.  А ослику, который нес поролон было плыть очень тяжело, потому что поролон впитал в себя воду и стал тяжелым).

Творческая работа

Насыпьте в тарелочку по 2 столовых ложки мелкой соли и цветного порошка. Аккуратно ложкой перемешайте, и вот перед вами — цветная соль.

А сейчас мы с вами разделимся на две команды, и каждая команда будет заполнять цветной солью свой сосуд. Следите за тем, чтобы ваши цвета не сливались, красиво сочетались.

Рисование солью

-Посмотрите, перед вами подносы с солью. Я буду загадывать вам загадки, а отгадки вы нарисуете на подносе с солью. Слушайте внимательно:

«Появился во дворе он в холодном декабре.

Неуклюжий и смешной у катка стоит с метлой.

К ветру зимнему привык, наш приятель (снеговик)

(дети пальчиками рисуют снеговика на разносах с солью)

«Ежик на неё похож, листьев вовсе не найдёшь,

Как красавица стройна, и на новый год важна (елка)

«С неба падают зимою и кружатся над землёю,

Лёгкие пушинки, белые (снежинки)

Рефлексия

— Итак, скажите, пожалуйста, что такое соль? Какая соль?

— Что нового вы узнали о соли?

— Что вам больше всего понравилось в наших исследованиях?

— Согласны ли вы с утверждением, что соль — удивительное вещество природы, необходимое людям?

— Ребята, можно ли сказать про соль, что она- волшебная?

— Ну, что мои юные волшебники, настала пора прощаться с нашей лабораторией.

— Давайте произнесем волшебные слова:

Хлоп-хлоп, топ-топ, повернись,

И в ребяток превратись!

Дети выбирают весёлый или грустный смайлик и приклеивают на доску.

Ахметзакирова Лилия Назыровна,

воспитатель старшей группы «Байтерек»

Ясли-сад №83 «Жансая» г. Астана

 

4 комментария

  1. Занятие по естествознанию, Лилии Назыровны очень интересное,познавательное, составлено согласно требованию программы воспитания и обучения, доступно.

  2. Очень интересная и полезная информация ??

  3. Очень познавательно

  4. Прекрасное занятие, в игровой и экспериментальной форме дети получают знания, интересная подача информации, очень увлекательно!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*