Экологическое воспитание детей это, прежде всего, воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения к природе, к людям, которые живут рядом, к потомкам, которым нужно оставить землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей, понимать себя, и все, что происходит вокруг.
Ребенок должен не бездумно смотреть на природу, а видеть и понимать природные явления, связь между ними. Наша важнейшая задача — воспитывать у детей интерес и любовь к природе, родному краю, желание беречь её, доброжелательно и заботливо относиться ко всему живому. Решить её можно только в том случае, если дети будут обладать хотя бы элементарными знаниями о природе, овладеют несложными способами ухода за растениями и животными, научатся наблюдать и понимать окружающий мир.
Все выдающиеся педагоги и мыслители прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей:
Я.А. Каменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К.Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Одно из первых — исследование Э.И. Залкинд, посвященное ознакомлению дошкольников с птицами, — показало, как важна правильная организация чувственного восприятия объектов природы: продуманное руководство наблюдениями дает детям много впечатлений, которые преобразуются в конкретные и обобщенные представления, способствуют развитию речи.
Критериями сформированности осознанного и активного гуманного отношения к природе является следующее:
-понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно — этическом и практическом значении для человека;
-освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их. Применение усвоенных норм в практической деятельности и в быту;
-проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценить действия других людей по отношению к природе, давать оценочные суждения).
В соответствии с Государственным общеобязательным стандартом образования Республики Казахстан по дошкольному воспитанию (ГОСО-2008) в программе каждой возрастной группы есть экологический компонент в образовательных областях «Познание» и «Социум». Содержание образования в них и определяют направления экологической работы:
- выполнение определенных экологических заданий;
- выполнение отдельных экологических проектов;
- создание условий для экологического образования в группах;
- подбор растений, животных и уход за ними;
- работа по экологическому просвещению родителей.
В нашем детском саду нет эколога, поэтому функции экологического образования возлагаются на воспитателя, который самостоятельно реализует интегрированный подход через экологизацию развивающей среды в группе, организованную образовательную деятельность и экологизацию различных видов деятельности ребенка в повседневной жизни. Занятия проводятся со второй младшей группы. Экологическое развитие детей дошкольного возраста предполагает использование разнообразных форм работы. Это занятия, экскурсии, практическая деятельность, природоохранные акции, проведение экологических викторин, выпуск экологических газет. Вся работа по экологическому образованию и воспитанию детей дошкольного возраста проходит на следующих подходах и принципах:
— непрерывность и преемственности содержания, в котором программный материал располагается в последовательности с учётом возрастающей детской компетентности;
— развивающего характера обучения, основанного на детской активности в экспериментировании, решение проблемных ситуаций;
— формирование у детей основных природоведческих представлений и понятий о живой и неживой природе;
— развитие понимания взаимосвязей в природе и места человека в них;
— воспитание бережного отношения ко всему живому на Земле, любви к природе;
-вовлечение детей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране;
— формирование навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе;
— развитие первоначальных географических представлений.
В планировании и проведении организованной образовательной деятельности экологической направленности неоценимую помощь мне оказывает программа Л. А. Венгера «Развитие». В ней хорошо сбалансирована система научных знаний с уровнем развития дошкольников: систематизация и символизация природных явлений и особенностей развития живых организмов, исследовательская и экспериментальная деятельности — все это позволяет, приобщить ребенка к правильному восприятию и осознанию своего места и роли в окружающей среде. Программа «Развитие» позволяет реализовать поставленные цели по экологическому развитию детей. Дети с помощью моделей и схем учатся сравнивать, обобщать (учатся объединять животных и растения в группы на основе выделения существенных признаков). За основу при проведении занятий берутся схемы наглядного моделирования, что способствует развитию у детей важнейших операций мышления и активизации экологического словаря.
При проведении занятий для демонстрации вспомогательного визуального материала используется мультимедийная техника (просмотр экологических сказок, документальных фильмов, прослушивание записи, характеризующей то или иное время года).
В организованной образовательной деятельности учитываю, что дети восприимчивы к тому, с чем сталкиваются непосредственно в жизни.
Для установления связей и отношений между предметами и явлениями эффективным методом, на мой взгляд, является детское экспериментирование. Эксперимент всегда строится на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдения или труда. В каждом таком исследовании раскрывается причина наблюдаемого явления, дети учатся анализировать и делать умозаключение путем рассуждений и непосредственного манипулирования с предметами. Такие эксперименты как «Изучаем свойства воды», «Притягивается — не притягивается», «Как работает термометр» способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.
Хорошие результаты в экологическом воспитании достигаются, когда метод проектов сочетается с опытничеством и моделирующей деятельностью. Моделирование помогает детям зафиксировать полученные результаты с помощью знаков, а в последующем воспроизвести все этапы работы по выращиванию растения. А создание и поддержание положительного эмоционального состояния детей (радость от выполненной работы, удостоенной похвалы воспитателя, расцветший цветок, проросшие семена будущих красивых цветов…) способствуют дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания.Наряду с детской экспериментальной деятельностью использую и проектный метод как один из наиболее продуктивных методов для развития познавательного интереса у детей к природе. Так в канун нового года завершили краткосрочный (две недели) проект «Елочка — зеленая иголочка», цель которого: познакомить детей и родителей с историей новогодней елки, расширить знания родителей о традиции новогодней елки и важности знакомства с ней детей. Воспитывать бережное отношение к природе. В феврале стартовал долгосрочный (три месяца) проект «Украсим город цветами». В течение месяца знакомили детей с разными видами цветов, сравнивали семена. В марте посеяли выбранные детьми цветы в рассадный ящик, в конце апреля планируем высадить рассаду на участке с помощью родителей. Данный проект поможет включить дошкольников в посильную для их возраста практическую деятельность — создаст условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой.
Нельзя не отметить такой метод в экологическом развитии детей как наблюдение. С помощью наблюдений ребёнок не только познаёт внешние параметры объектов природы, но и учится сравнивать, делать выводы. В нашей группе есть свой «огород на окне». Дети наблюдают за ростом и развитием растений, целенаправленно выращивают растения для дальнейшего их использования (овёс для попугаев, лук для собственной защиты от болезней).
На занятиях по экологии постоянно использую познавательную литературу о природе. Произведения о животных В.Бианки, Н.Сладкова, К. Ушинского, Л. Толстого вызывают у детей сочувствие, сопереживание, восторг или радость. Детские вопросы по прочитанному произведению: «А его кто-нибудь спасет?», «А почему ему никто не помог?»,- красноречиво отражают отношение детей к происходящим в произведении событиям, их нравственную позицию по отношению к слабому и нуждающемуся в помощи животному.
Формирование обобщенных представлений о природных явлениях происходит в процессе специального занятия-беседы. Использование интерактивной доски делает занятие продуктивным, поскольку в нем много разноуровневых заданий, обеспечивающих активизацию познавательного интереса у всех детей в группе. Увлекательные задания компьютерной программы «Мир природы» по темам: «Что такое природа?», «Смена времён года», «Распространение цветковых растений», «Круговорот веществ в природе» способствуют расширению знаний детей об окружающем мире. Такие задания проецируются на интерактивную доску, что позволяет всем детям визуально осмыслить изучаемый материал.
В течение года малыши работают в уголке природы. Здесь они знакомятся с комнатными растениями, учатся несложным способам размножения комнатных растений, практикуются в соблюдении правил ухода за ними, проводят несложные опыты и эксперименты: «Что нужно для роста растений?» (ценность воды, воздуха, тепла для хорошего роста). Свои наблюдения дети фиксируют в календарях природы с помощью знаков, которые потом используют на обобщающих занятиях.
Постоянно в группе организую выставки детских работ, поделок из природного материала: «Осенняя фантазия», «Щедрые дары осени», «Символ нового года», «Весенний букет».
На территории детского сада есть уголки сада, цветники, альпийская горка, создана экологическая тропа, что позволяет проводить экологическую работу в течение всего года, и наблюдать природу в естественных условиях зимой, весной, летом и осенью. Создание экологической развивающей среды — это непрерывный педагогический процесс, который включает в себя организацию экологических пространств, ежедневное поддержание условий, необходимых для жизни всех живых существ. Четкое соблюдение экологического подхода к оборудованию зон природы в детском саду позволяет проводить содержательную работу по формированию начал экологической культуры детей и взрослых.
Проводя с детьми наблюдения за объектами живой и неживой природы на экологической тропе, обращаю внимание на постоянные изменения, связанные с сезоном, погодными условиями. Создавая экологическую тропу, мы старались использовать как можно больше интересных объектов. В качестве видовых точек, прежде всего выбрали деревья, кустарники разных пород, разного возраста, разной формы. также у нас нашелся старый пень, земля, покрытая мхом, муравьиные дорожки и их ходы, скопление солдатиков, небольшая поляна с лекарственными растениями: мать и мачеха, тысячелистник, ромашка. Цветы на клумбах подобраны так, чтобы в течение сезона одни цветы сменялись другими. Здесь ребята стараются заботиться о них: рыхлят, поливают, полют. На примере сорняков объясняю влияние человека на растительные сообщества. С этой целью на тропинке оставили небольшой вытоптанный участок. Сравнивая его с не вытоптанным, наглядно показываю детям, как изменяется растительный покров под влиянием вытаптывания. Такое наблюдение помогает лучше объяснить правила поведения в природе, на отдыхе. Во время прогулки по экологической тропе мы собираем разнообразный природный материал (листья, веточки, камни, кору и др.), который в дальнейшем используем для изготовления поделок. Это не только сближает детей с природой, но и дает радость созидания, творчества.
Прогулки на участке также широко использую для экологического воспитания детей. На прогулке дети имеют возможность познакомиться со свойствами песка, земли, глины, снега, льда. воды. Подвижные игры с дидактической направленностью такие как: «С какого дерева лист?», «Найди по описанию», «Где спрятано?» и другие способствуют закреплению полученных ранее знаний, а для воспитателя являются своего рода диагностическим материалом для определения качества усвоения дошкольниками содержания программы по экологии. Полезны для формирования познавательного интереса и игрушки, приводимые в движение ветром: «Султанчики», «Разноцветные ленточки», которые помогают детям определить силу ветра, его контрастность.
Большое значение в экологическом воспитании дошкольников имеют экологические праздники и развлечения, особенно если в них принимают участие родители. Весной мы проводим «День птиц», летом — «Экознайка», осенью — «Что нам осень подарила?». Проведение природоохранных акций, праздников конкретизируют представление детей о роли озеленения и сохранения чистоты воздуха в нашем городе, формируют понятие о себе как о жителе планета Земля.
Углубленная работа по экологическому воспитанию убедила меня в необходимости подборки дидактических игр и пособий экологического содержания. При использовании игр и игровых ситуаций во время организованной образовательной деятельности по экологии психологом детского сада было отмечено, что дети стали более внимательными, улучшилась память, они с интересом слушают рассказы о животных и растениях, задают много интересующих их вопросов. Совместно с родителями сделали подборку познавательных экологических сказок, составили альбомы: «Природа в опасности», «Птицы — наши друзья»,»Красная книга — сигнал опасности». В данный момент идет накопление в группе видеоматериала о жизни животных в разное время года.
Важным аспектом в системе экологического воспитания является работа с родителями. Чтобы они стали активными помощниками и единомышленниками разъясняю родителям, какую роль в развитии личности, нравственном воспитании ребенка играют навыки заботливого, бережного отношения ко всему живому, рассказываю об эколого-оздоровительной работе, о пользе экскурсий, об участии родителей в экологических акциях.
В феврале этого года мы провели конференцию «Интеллектуальные и нравственные аспекты воспитания дошкольников». Органичное соединение деловой игры, беседы за «Круглым столом», просмотр фрагмента открытого занятия в форме детского экспериментирования, еще раз убедило родителей в актуальности экологического развития детей.
По результатам диагностического исследования на определение уровня освоения и усвоения содержания программы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста на конец учебного года видна значительная динамика: высокий уровень — 82%; средний — 18%. низкого уровня нет.
Все хорошее в людях — из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
Стахнева Ирина Борисовна,
воспитатель
КГКП «Детского сада-ясли №102»
Акимата г. Усть-Каменогорск