(слайд 1)
Данная статья написана на основе проведенной работы по патриотическому воспитанию среди школьников.
«История это понятие, стоящее превыше всего». С момента обретения независимости Н. А. Назарбаев уделяет постоянное внимание вопросам национальной истории, делу ее целенаправленного изучения, превращения во всеобщее достояние.
«Воспитание каждого народа должно быть созидаемо на коренных основах его бытия. Уничтожить особенность умственной жизни народа также невозможно, как невозможно уничтожить его историю… Забыть это правило — все равно, что уничтожить народ. [7, 218].
В развитии теории и практики воспитания сыграли огромную роль труды казахских просветителей — педагогов 20-30-х годов А. Байтурсынов, Ж. Аймаутов, М. Жумабаев и другие. Ахмет Байтурсынов говорил: «Душа школы – это учитель. Каков учитель, такова и школа. То есть, если учитель образован, то и дети получат много знаний. И поэтому, школе нужен, в первую очередь, образованный, имеющий представление о педагогике и методике, хорошо подающий учебный материал учитель» [3]. Суверенное будущее нашей страны должно быть в руках одаренной, образованной, пытливой и здоровой молодежи. Для создания инновационной экономики нужна решительная, целеустремленная нация. В условиях глобального мира важно сохранить национальную самобытность, национальное самосознание, исконные традиции и обычаи, передающиеся из поколения в поколение. В современное время появилась новая проблема – проблема казахстанского патриотизма. Нам предстоит самим наработать и внедрить свой опыт воспитания казахстанского патриотизма. По определению специалистов, общеказахстанским патриотизмом называется не противоречащее национальному самосознанию чувство глубокого понимания единства судеб и возможностей процветания всех народов, проживающих на территории республики. (слайд2)
Наш предмет открывает широкие возможности для формирования личности школьника, становления его гражданской позиции. Через исследовательскую работу по изучению прошлого своего края, района, своей семьи идет осознание ребенком себя частью страны, способностью повлиять на ее развитие. Чтобы подобную работу ученики смогли, а самое главное, желали выполнять, я должна быть готовой всегда находиться с ними рядом, развивать в них творчество, создавать познавательный стимул. В патриотическом воспитании через изучение истории Отечества можно выделить три направления (слайд3)
1.Изучение истории семьи ребенка.
2.Изучение истории родного края.
3.Изучение истории Родины (акцентирование внимания учащихся на героических страницах прошлого страны).
В этой связи для современного казахстанского общества становятся наиболее актуальными следующие задачи патриотического воспитания (слайд 4)
*Социализация школьников, формирование гражданской культуры, приобщение к ценностям демократического, правового государства, формирования гражданского общества;
*Воспитание патриотизма и гражданственности на примере сопричастности к судьбе своей родины;
* Привитие учащимся навыков исследовательской работы;
*Создать условия для проявления творческих способностей каждого ребенка.
Работая с учениками 5-6-х классов при изучении темы « История моих предков», «Образование казахской народности», сделала для себя вывод, что это очень нелегкая работа, у детей она вызывает затруднения, т.к. многие родители не знают своих корней и не могут дать детям достоверной информации. По тем работам, которые были выполнены, видно, что дети знают одно или два поколения. Изучая тему «Казахстан в годы Великой Отечественной войны» в 5-ом классе детям было дано задание, провести мини-исследование, выяснить каково было положение их семьи в годы войны. Выяснилось, что у многих ребят прабабушки и прадедушки воевали на фронте, работали в тылу и ковали победу. Ученики превратились в маленьких ученых – исследователей, которые переработали весь свой домашний архив: письма, фотографии, документы, беседовали и брали интервью у своих родных и близких (слайд 5). В итоге они создали свои собственные прекрасные научные труды по исследованию семейной истории, узнали, кем были их деды и прадеды. Так ученики понимают, что история одного человека – это история всего народа, всей страны.
Некоторые работы стали победителями на школьной конференции «Лидер СШ№23» — Жураковская Виктория «История моей семьи – история моей страны», Лотова Регина «Мой прадед – моя гордость». Работа Лотовой Регины «Мой прадед – моя гордость» получила 3 место на Международной научно-технической конференции в г. Омске в 2012 году.
«Я очень благодарна своему прадедушке за то, что он есть, за его мужество и храбрость. Мне очень хочется быть похожей на него в своих поступках, мне есть с кого брать пример. Я думаю, что работа будет интересна будущим поколениям нашей семьи, т.к. я собираюсь продолжить эту летопись дальше». Такими словами завершила свою работу ученица.
Многие продолжают свои исследования и в старших классах, т.к. эта работа напрямую касается семьи и памяти предков. Ученица 11 А класса Жумагалиева Диана, начала эту работу в 5-6 классах и продолжила в 9-10 классах. Это исследовательская работа о прадедушке Баймагамбетове Жанабиле. Осенью 2013г. работа Жумагалиевой Дианы «Судьба опаленная войной» заняла 1-е место в конкурсе научных проектов среди школ, колледжей, студентов ВУЗов г. Караганды при КарГТУ. Работа опубликована в сборнике материалов Международной конференции «Genius» г. Чебаксары Чувашской Республики (слайд 6). В мае 2014 г. работа заняла 2 место в городской ученической конференции, где защита шла на государственном языке среди школ с русским языком обучения.
В старших классах была проведена научно – практическая конференция «Казахстан. Шаги к независимости». За 2 месяца до конференции был разработан план, подобрана литература, распределены темы выступлений. Исследовательские навыки, выработанные при подготовке доклада, старшеклассники будут применять в будущем, знания пригодятся при сдаче переводного экзамена по истории Казахстана в 10-м классе и при сдаче ЕНТ в 11-м классе.
Внеурочная работа также влияет на развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся: экскурсии в музеи, беседы, классные часы. К Дню первого Президента страны была организована поездка с детьми в г. Темиртау, в музей первого Президента (слайд 8), в зимний сад и аквариум. Ребята долго готовились к этой поездке. Было много вопросов, касавшихся биографии Президента Н.Назарбаева.
Итак, мною обозначена лишь часть проблем и направлений воспитания патриотизма. Хочется завершить свое выступление словами Н.А. Назарбаева «Наше молодое государство вырастет и возмужает, наши дети и внуки вырастут вместе с ним. Они будут патриотами своей мирной, процветающей, быстрорастущей страны, известной и уважаемой во всем мире»
Стратегия «Казахстан- 2030» (слайд 9).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНННЫХ ИСТОЧНИКОВ
7. Киреевский И.В. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. – М.: Педагогика, 1987.
3. Афоризмы Ахмета Байтурсынова.
Оспанова Бакытгул Данекеровна,
учитель истории,
КГУ «СОШ№23»,
г. Караганда