Патриотическое воспитание подрастающего поколения-одна из главных задач нашего современного общества, а детство — самая благодатная пора для формирования чувства любви к Родине.
Патриотизм начинает формироваться в семье, где в сознании человека закладывается образ Родины и личностное отношение к ней, воспитывается ответственное отношение к своей стране, населяющим ее людям, ее интересам. Я думаю, слова великого мыслителя аль-Фараби о том, что «образование, полученное без воспитания, может обернуться против человечества», актуальны и сегодня.
Невозможно считать патриотом человека, не знающего историю своей страны, не знакомого с культурой своего народа. Познание родной истории напрямую связано с поиском самоопределения. Определение себя как части общества, отождествление своей личности с понятием «гражданин Казахстана» — важный момент в духовном и эмоциональном развитии ребенка.
В современных условиях именно школа стала центром патриотического воспитания подрастающего поколения. Знание истории своего края несет не только интеллектуальную нагрузку, но и обогащает духовно, развивает чувство патриотизма, гордости за свой народ. Говоря словами Ушинского – воспитание патриотизма – это целенаправленный процесс формирования «человека в человеке», при правильной организации он воздействует не только на ум, но и на душу и сердце. С его точки зрения большим воспитывающим потенциалом обладают все учебные предметы, особенно те, которые связаны с изучением родной природы, географии, истории, языка и литературы. И, конечно, в этой связи, активизируется социально-педагогическая направленность в деятельности школьных музеев.
Ведь школьные музеи играют особую роль: интегрируют в себе все эти предметы, расширяя кругозор учащихся, а музейная педагогика помогает в силу своего междисциплинарного характера.
Понимание огромных возможностей образования и «воспитания историей» привело к осознанию активного участия самих учителей и их воспитанников в краеведческих исследованиях. Как сохранить этот уникальный материал для современников и потомков, как использовать итог поисковой деятельности для формирования знаний, умений, ценностных ориентаций, как на основе его развивать творческие способности учащихся, воспитывать у них уважение к культуре и истории родного края? Достойным местом хранения, использования, популяризации, экспонирования, изучения итогов поисковой, краеведческой деятельности является школьный музей.
От простой созерцательной экскурсии школьный музей может «продвигать» ребёнка к осмыслению более серьёзных вопросов и проблем как родного края, так и истории, культуры, науки страны в целом. Музей – это хранитель памяти, а историческая память важна и необходима – во все времена и в любом государстве.
Школьный музей – это место, которое объединяет единой целью детей разных учебных возможностей: от интеллектуалов до школьников с особыми образовательными потребностями.
Любви к Родине нельзя научить, ограничиваясь рассказом или показом. Для этого нужна соответствующая деятельность учащихся. Поисково-исследовательская деятельность школьника – основная форма краеведческой работы на базе музея. И в этом школьный музей – одно из самых действенных орудий воспитания патриотизма, любви к своей земле.
Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга. В процессе исследовательской деятельности учащиеся овладевают различными приемами и навыками краеведческой и музейной профессиональной деятельности, а в ходе краеведческих изысканий – основами многих научных дисциплин, не предусмотренных школьной программой. Кроме того, учащиеся постигают азы исследовательской деятельности. Путешествуя по родному краю, изучая памятники истории и культуры, объекты природы, беседуя с участниками и очевидцами изучаемых событий, знакомясь с документальными, вещевыми изобразительными объектами наследия в среде их бытования, в музеях и архивах, учащиеся получают более конкретные и образные представления по истории, культуре и природе своего города, школы учатся понимать, как история малой Родины связана с историей всего Казахстана, как различные исторические, политические и социально-экономические процессы, происходящие в государстве и в мире, влияют на развитие этих процессов в родном городе, школе. И, очень важный психологический аспект музеев состоит в том, что эта деятельность позволяет развивать качества так необходимые в жизни: коммуникабельность и речь, умение общаться с людьми разных возрастов и социальных групп, формировать ответственность и инициативность. Учит правильно организовать свободное время, помогает в социальном определении.
Организация школьного музея стала одной из лучших форм общественно-полезной работы юных краеведов, объединяющая не только актив и совет музея, но и широкие массы учащихся, учителей, родителей, бабушек и дедушек, совета ветеранов, общественности. Музейная образовательная среда помогает выполнять воспитательные функции, формирует практические навыки поисковой, исследовательской деятельности, развивает общественную активность учащихся, дает возможность развивать у учащихся творческие способности, развивать коммуникативность. У современных учащихся новое мировоззрение и естественно, чтобы воспитать их патриотами и гражданами своей страны нужно воспитывать их на прошлом наследии, но применяя современные методы, формы и подходы для привития правил и норм общественной жизни. Поэтому патриотическое, гражданское и духовно-нравственное воспитание средствами школьного музея имеет огромное значение в становлении личности, является эффективным методом совершенствования образовательной среды.
В школах города Костаная большое внимание уделяется работе с учащимися и их родителями по воспитанию и развитию патриотичной, духовно-нравственной личности, способной жить в динамично меняющемся мире. Практически во всех школах города есть краеведческие и музейные уголки или музейные комнаты, а в восьми школах города работают полноценные музеи.
В патриотическом воспитании подрастающего поколения велика роль ветеранов Великой Отечественной войны и труда, узников фашистских концлагерей, военнослужащих, работников правоохранительных органов. Рассказы на уроках мужества о сражениях с врагом, о подвигах боевых друзей и работе в тылу позволяют учащимся знакомиться с участниками и очевидцами войны, поддерживают связь поколений. Заставляют задуматься детей о значимости этих людей для страны, своей малой Родине. Такие встречи делают исторический материал интереснее и нагляднее для ребят, неся большую воспитательную нагрузку. Постоянная работа, направленная на придание историческому материалу личностно значимого характера, позволяет обогатить внутренний мир учащихся. Традиционно, в школах нашего города, в рамках патриотических акций и тематических мероприятий проводятся совместные встречи с ветеранами, учащиеся проводят для них праздники, приглашают на всевозможные школьные мероприятия, помогают ветеранам в уборке их жилья, приносят продукты и лекарства, просто посещают их, ведь часто нужна не конкретная помощь, а душевные разговоры. В свою очередь ветераны, кроме воспитательной деятельности, активно участвуют в сборе материалов для музеев и краеведческих уголков.
И, все же, школьный музей не должен ограничиваться одной поисковой деятельностью. К работе музея относятся конференции, митинги, конкурсы патриотической песни, фольклорные праздники, вечера встреч выпускников школы. Такой широкий спектр позволяет привлечь к активной деятельности многих школьников и помогает превратить школьный музей в центр гражданско-патриотического воспитания. Здесь можно ощутить себя частью истории, личностью, способной повлиять на её ход. Атмосфера школьного музея проникнута теплотой и заботой щедрых сердец тех, кто пополняет его фонд, ведёт исследовательскую и поисковую работу.
Любовь к Родине незаметна. О ней не кричат на всех углах. Она рождается от щемящего чувства причастности к тому, что происходило до тебя и будет происходить после. От веры, что история твоей школы, твоего города, история нашей страны — твоя личная история. Вот почему так важен настоящий живой школьный музей.
Таким образом, именно школьный музей играет огромную роль в воспитании у подрастающего поколения таких качеств, как гражданственность и патриотизм, способствует развитию гражданской компетентности, самостоятельности, духовной целостности, учит любить свои корни, свою Родину, гордиться подвигами своих земляков и брать с них пример. Помогает ребенку прожить не одну свою жизнь, а сотни других жизней, помогает задуматься над тем, что его окружает: над семейной реликвией и собственной родословной, кто он есть и зачем живет, что он оставит своим потомкам.
В заключении хочется сказать, что школьный музей располагает богатым социально-воспитательным потенциалом и позволяет осуществлять организованную познавательную, культурно-досуговую, творческую деятельность, создает благоприятные условия для осуществления патриотического, нравственного, эстетического воспитания подрастающего поколения.
Зав. сектором культ.работы отдела
образования акимата г. Костаная
Шегенова Шарбану Искаковна,
Психолог,
зам. директора по ВР СШ№115
Петренко Елена Александровна