Дошкольный возраст имеет огромные возможности для воспитания у детей интереса к книге, стремление к общению с ней и формированию умения слушать художественный текст, который может читаться либо воспроизводиться в записях. Если мы хотим воспитать грамотного человека, необходимо воспитать читателя. Тогда цель – развитие творческих способностей детей – будет с успехом выполнена. Ведь художественная литература помогает решить многие задачи умственного развития и воспитания детей дошкольного возраста:
— Она открывает детям мир природы, общества, человеческих отношений.
— Помогает понять богатство родного языка.
— Формирует первоначальное представление о жанрах литературы.
— Помогает усваивать содержание прочитанного, красоту изложения художественных произведений.
— Воспитывает художественный вкус, эмоциональную отзывчивость, развивает поэтический слух.
Если взрослые проявляют неподдельный интерес к книге, они смогут воспитать грамотного читателя. Важно осознавать, что для дошкольников именно чтение выполняет не только познавательные функции, но и воспитывает в детях нравственно — волевые качества личности.
Для воспитания интереса к книге у дошкольников нужно совсем немного – надо самим любить книгу, и потрудиться, конечно. Начинать с самого раннего детства читать ежедневно. Сначала читать перед дневным сном, затем можно читать вечерами. Можно практиковать такой приём: дочитать до самого интересного, а потом просить детей подумать и рассказать, что будет дальше (по их мнению), затем озвучивать текст автора. Вместо чтения, можно рассказывать сказки, рассказы, читать стихи. В выходные и праздничные дни практиковать занятия рисованием по мотивам ранее прочитанных сказок, рассказов.
Кроме того, с целью воспитания любви и интереса к книге у детей, всегда стараться, по мере возможности, покупать новинки детской художественной литературы или знакомых произведений с иллюстрациями, отличающимися от имеющихся уже книг.
Особое внимание в воспитании интереса и бережного отношения к книгам следует уделять правильному обращению с ними. Потому, как выглядят книги детей, можно определить, достаточное ли внимание уделяется в семье воспитанию культуры общения с книгой. Потрёпанные книги вечерами с детьми можно подклеивать, выпрямлять уголки книг, разглаживать их утюгом и положить под пресс. Расставлять книги в определённом порядке: сказки, рассказы, стихи, книжки-раскраски.
Необходимо, чтобы дети с малых лет поняли, что книга — сокровищница духовного богатства. Книги делают нас умнее, они учат, забавляют, радуют. Из книг мы узнаём о том, что было давно, о животных, рыбах, природе и прочее.
Книга — мудрый и добрый учитель, советчик и друг. Дети только начинают открывать для себя удивительный мир чтения, загадок и сказочных чудес. Если ребёнку будут читать с самого детства, он всегда будет интересоваться новыми книгами, ему легче будет в школе работать с учебником, воспринимать обучающую информацию и ориентироваться в справочной литературе.
Тайшикова К.К.,
учитель русского языка,
детский сад №35 «Болашақ»,
г. Кокшетау