Семья – это узорчатая паутина.
Невозможно тронуть одну ее нить,
не вызвав при этом вибрации всех остальных.
Невозможно понять частицу без понимания целого…
Д. Сеттерфилд
Слово «семья» каждый воспринимает по — разному. Семья – это самое главное. Это и родной дом, и близкие родные. «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»- так писал великий писатель девятнадцатого века Лев Николаевич Толстой. Эти слова просты, но насколько содержательны. Семейная жизнь, может быть и не всегда праздник, но нужно научиться разделять не только радости, но несчастье.
Мы все живем в обществе, и на развитие человека оказывает внимание множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Каждая семья – это маленькое государство. Главное в семье – поддержать друг друга, понять, дарить любовь. Любовь –фундамент семьи. В каждой семье распределены роли: по праву главенствующее положение занимают родители, а дети будущее семьи. Именно в семье формируется личность. Небольшие семейные торжества, традиции способствуют развитию ребенка. Родители являются примером для подражания детей. Своим примером жизненного опыта взрослые стремятся оградить от ошибок детей. Дети порой не ценят родителей, не понимают их, не стремятся помочь и даже просто не находят времени поговорить. Не всегда взрослые соответствуют представлениям современной молодежи: «Родители должны быть такими, какими они хотят видеть своих детей не на словах, а на деле». Так говорила когда –то русская императрица Александра Федоровна. Но с годами модель семейного воспитания претерпевает изменения, более совершенствуется. В современное время на помощь молодой семье приходят специалисты, которые помогают решить семейные конфликты, укрепить брак, помочь детям.
В.А.Сухомлинский писал: «Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей; главная школа воспитания детей – взаимоотношение мужа и жены, отца и матери». Действительно, нельзя не согласиться со словами известного педагога, потому что общество и государство состоит из маленькой ячейки-семьи. И если государство будет состоять из полных благополучных семей, то и общество будет более развитым, экономически стабильным, конкурентоспособным. Несомненно, глава каждого государства и, прежде всего, наша республика заинтересована в расцвете общества, а это возможно, если нация ведет здоровый образ жизни, получает хорошее образование и государственную социальную поддержку.
Поэтому очень важно с момента рождения ребенка уделять большое внимание развитию. Ребенок подсознательно запоминает модель отношений в семье родителей, и через определенное время воспроизводит ее. В процессе общения со своими родственниками у ребенка складывается свое ощущение мира, своя система отношений. Поэтому на сегодняшний день в школах для 10-х классов вели прикладной курс «Психология семьи». Молодые люди должны понимать, что, вступая в брак, они берут на себя обязательства за свою семью, за детей, они должны воспитать достойную себе замену, чтобы земля отцов могла гордиться своими преемниками.
Конечно, ценности меняются, но истинно человеческие качества не изменяются: любовь к близким, патриотизм, гуманность и сострадание. А все эти ценности воспитываются в семье. Человек часто забывает о своей семье, уделяя внимание только друзьям. У человека за жизнь появляется и уходят множество друзей, знакомых, сверстников, товарищей, приятелей, но они не могут дать того, что может дать семья. Именно в семье мы получаем заряд бодрости, что дает нам возможность пребывать в состоянии полного оптимизма в течение дня. Став взрослее, мы все равно возвращаемся в отчий дом, где нам так тепло и уютно; в память приходят заботливые руки родителей, теплота мамы, напутствие отца и их постоянное ожидание дни повзрослевших детей. Семья – это твой маленький мир, в котором все понятно, привычно, дорого. В семье, где царят гармония и любовь, там и дети полны жизни, стремлениям к лучшему, большему.
Мы часто задаёмся вопросом, что же такое родительская любовь? Сколько нужно отдавать ребенку, чтоб сделать его счастливым? Ребёнок взрослеет, стремиться к собственной самостоятельности, начинает искать другие объекты любви. И то какими будут эти объекты, как он будет дарить свою любовь, очень многое зависит от родительской любви, окружавшей его в детстве. Ценности человека определяются внешней средой. И важную роль в становлении личности, психологическом осознании собственного «Я» играет родительская любовь. Роль родительской любви по отношению к ребёнку имеет сложный и глубокий характер, но это всегда основополагающий фактор. В трудные моменты своей жизни дети должны быть уверены в поддержке, понимании и родительской любви. Родители должны быть для своих детей самыми близкими друзьями, понимающими всю противоречивость их внутреннего мира и на основании этого понимания строить свои отношения с детьми. Часто так случается, что из-за лучших побуждений, из-за большой любви к ребёнку родительское чувство перерастает в слепую любовь, совершенно поглощая и не давая развиваться не только ребёнку, но и самому родителю.
Такая гипертрофированная любовь перерастает в зависимость, мало способствуя развитию самостоятельного внутреннего мира ребёнка.
В последующем, такая родительская любовь создает ему множество сложностей в социальной адаптации и формирует искажённое понимание значения «любить». Бывает и так, что ребёнок поглощённый чрезмерной родительской любовью избавлен от необходимости разрешения проблемных ситуаций, поскольку решения либо предлагаются ему готовыми, либо достигаются без его участия.
В результате ребенок лишается возможности не только самостоятельно преодолевать трудности, но даже их трезво оценить. Он теряет способность к мобилизации своей энергии в трудных ситуациях, он ждет помощи от родителей и других взрослых, прежде всего от родителей; развивается так называемая выученная беспомощность — условно-рефлекторная реакция на любое препятствие как на непреодолимое. При этом, сами родители также страдают от любовной зависимости, понимая всю уязвимость, но мало находят путей для решения этой проблемы. Это происходит из-за чрезмерной эмоциональной включённости в ситуацию и невозможности посмотреть на нее со стороны. Такие родители часто испытывают сильные приступы тревоги, объяснить которую им самим представляется очень сложно.
И как не странно такая родительская любовь порождает зависимость, неуверенность в себе, желание быть «хорошими родителями» и страх потерять любовь своих детей. Часто новое кажется нам пугающим и родителям требуется вся их самоотверженная родительская любовь для того, чтобы признать наличие собственных внутренних конфликтов, личностных проблем, бессознательно проецируемых на отношения с ребенком.
Любовь помогает ребенку относиться к себе как к личности. Дать её – это родительский долг, который необходимо отдать детям, чтобы они выросли полноценными, личностями, готовностью творить свои собственные жизни, а не восполнять проблемы небрежного (лучше сказать пренебрежительного) воспитания. Хочется закончить мыслью о том, что только твоя семья способна оценить высказать. Семьей нужно дорожить.
Литература:
- Варюхина С. И. Счастливый бумеранг: Беседы о культуре взаимоотношений. Минск, 1992.
- Осипова М. П., Брутим Г. А. Работа с родителями: Сборник статей. Минск: УП “Экоперспектива”, 2003.
- Синицина Л. Умные сказки. М., 1997.
- Хрипкова А. Г. Мир детства: Младший школьник. М., 1981.
- Клемантович И.П. Семьеведение. М., 1997. С.3
- Клемантович И.П. Основы социально – педагогической деятельности. М., 2005 С. 282
- Э. Фромм «Искусство Любить» Л.2007 С. 34
- Корчаг Я. «Как любить детей» М., 1991
- 660
- Р. Мэй. Любовь как особенный педагогический феномен. Спб. 2014
- Болотникова О. П. Развитие рефлексивных действий как условие становление
- личностных новообразований младшего школьного возраста. М.:2012. С.24.
- Клемантович И.П., 2013 Социальная педагогика. История социально – педагогической мысли и практики (курс лекции). Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. №11 С. 86
- С.В. Бачева «Уроки семейной любви».
Нурмагамбетова Анна Дмитриевна,
ГУ «Основная общеобразовательная школа № 21
отдела образования акимата города Костаная»
Костанайская область, г. Костанай