Игра. 9 класс
Цели и задачи:
— развитие творческих способностей, логического мышления детей;
— повышение интеллектуального и культурного уровня, расширение кругозора учеников;
— повышение интереса к учебно-познавательной деятельности;
— формирование умения работать в группе, в команде, сотрудничать;
— формирование и развитие умения чётко и правильно формулировать ответы, быстро находить верное решение;
— воспитание чувства товарищества, взаимоуважения; толерантного отношения друг к другу.
Ход мероприятия:
Ведущий: Спешите, ребята,
Открыта палата,
Палата ума для ребят.
Бросайтесь, как тигры,
На новые игры,
На войско задач и шарад.
Ребята, сегодня мы побываем в чудесной и загадочной стране. С нами будут путешествовать две команды – «Запятая» и «Двоеточие». В каждом городе наших участников ждут испытания. И та команда, которая быстро и без потерь их преодолеет, будет победителем нашей игры-путешествия. А для вас, уважаемые зрители, мы тоже подготовили много интересного, поэтому будьте внимательны и активно участвуйте в предложенных конкурсах.
1 тур «Представление команд».
2 тур «Разминка». Ведущий задает вопрос, команда должна незамедлительно на него ответить. Побеждает та команда, которая даст больше правильных ответов за одну минуту
- Закончи пословицу: «Из огня, да…» (в полымя)
- Что несла бабушке Красная Шапочка? (Пирожок и горшочек масла)
- Что больше всего любил Карлсон? (Варенье и печенье)
- Где баба взяла муку на колобок? (По амбарам помела, по сусекам поскребла)
- Из чего фея сделала Золушке карету? (Из тыквы)
- Как звали пуделя в сказке «Приключения Буратино»? (Артемон)
- Как звали сына царя Салтана? (Гвидон)
- Назовите имена друзей Незнайки (Пончик, Сиропчик, Винтик, Шпунт и к)
- Как именуется знак, употребляемый при разделении слова на части? (Дефис, тире)
- Сколько детей было в семье Малыша? (Трое, еще брат и сестра)
3 тур «Знаешь ли ты?»
- Грамматическая основа предложения. (Подлежащее и сказуемое)
- От топота копыт пыль по полю летит. Что это за фраза? (скороговорка).
- Гусь – гусыня, волк-волчица, индюк- …. Продолжите. (Индюшка)
- Как сказать правильно: «пакет риса» или «пакет рису»? (Пакет рису)
- Какой согласный звук выделяется в русском языке и не имеет своего определённого значения, своей буквы? (Й)
- Центр каждого слова. (Корень)
- Падеж, который отвечает на вопросы кого? что?
- Как правильно сказать: у рыбов нет зубов, у рыбей нет зубей, у рыб нет зубов или у рыб нет зуб. (У рыб нет зубов)
- Флора – это животный или растительный мир? (Растительный)
10 Ты – это личное или возвратное местоимение? (личное)
4 тур «Подумай и отгадай»
- Какой великий русский ученый был поэтом и художником, химиком и географом, геологом и сталеваром? (М.В. Ломоносов)
- Назовите бога сновидений в греческой мифологии. (Морфей)
- Назовите имя главной героини знаменитого романа М. Булгакова. (Маргарита)
- Как назывался на Востоке выкуп, вносимый женихом родственникам невесты? (Калым)
- Назовите имя мифологического древнегреческого певца и музыканта. (Орфей)
- Как можно назвать резное украшение на крыше избы или верхнюю часть палатки? (Конек)
- Где прятал ключи синьор Помидор? (В чулке)
- Откуда взялась в «Руслане и Людмиле» Голова? (Это Черномор обезглавил сказочного великана)
- Какие акции продавал Незнайка на Луне? (Семена гигантских растений)
- Какое слово Кай выкладывал из льдинок? (Вечность)
5 тур «Закончите пословицу».
Ведущий: — В чем народная мудрость проявляется ярче всего?
Ученики: — В пословицах.
Ведущий: — Верно. Посмотрим, насколько хорошо вы знаете пословицы. Ведь «Пословица недаром молвится», «Без пословицы не проживешь».
— Лучше синица в руке, (… чем журавль в небе.).
— Маленькое дело лучше …(большого безделья).
— Семь раз отмерь, … (один — отрежь).
— Один в поле … (не воин).
— Как аукнется, … (так и откликнется).
— Друзья познаются … (в беде).
— Терпенье и труд … (все перетрут).
— Куй железо … (пока горячо).
6 тур «Подобрать рифму к словам».
Ведущий: — А сейчас вы должны образовать под рифму новое слово.
Для 1 команды:
пара (фара)
лук (люк)
халат (салат)
балка (палка)
игра (игла)
карта (парта)
Для 2-ой команды
соль (моль)
волк (полк)
голос (волос)
ручка (кучка)
врач (грач)
точка (бочка, ночка, дочка)
7 тур «Загадки» (балл присуждается той команде, которая быстрее даст правильный ответ):
- Сколько отверстий в голове? (7).
- У семи братьев по одной сестрице. Много ли сестер? (одна).
- Шли рядом: сын с отцом да дед с внуком. Сколько их? (трое).
- Шесть ног, 2 головы, 1 хвост – что это? (всадник на лошади).
- Что принадлежит только тебе, а используется чаще другими? (имя).
- Точка с хвостиком. (запятая).
- Ложь с намеком. (сказка).
- Кто говорит на всех языках. (эхо).
- На какой вопрос невозможно ответить «да»? (ты спишь?) На какого героя покушались трижды, на четвертый раз он погиб? (колобок).
- Что можно приготовить, но нельзя есть? (уроки).
- У кого шапка без головы, нога без сапога? (у гриба).
- Два брата, четыре ушка (подушка).
8 тур «Афоризмы».
Продолжите афоризмы:
- Люди перестают мыслить, когда …(перестают читать). Дидро.
- Ты навсегда в ответе за тех, … (кого приручил). А. Де Сент-Экзюпери.
- Лучше оправдать 10 виновных, нежели … (обвинить одного невиновного) Екатерина 1.
- Никогда не беспокой другого тем, … (что может сделать сам). Л. Толстой.
9 тур « Числительные».
Ведущий: — Вспомните названия литературных произведений, в состав которых входят числительные. (Три толстяка, Три мушкетера, Три медведя, 17 мгновений весны, 12 стульев, Тысяча и одна ночь, 20 тыс. лье под водой, Петр 1, 2 капитана, 4 танкиста и собака, Сказка о мертвой царице и 7 богатырях). Выигрывает та команда, которая в течение 5 минут приведет наибольшее количество литературных произведений.
10 тур «Знаем ли мы алфавит?»
Ведущий: — За 1 мин. записать в алфавитном порядке имена всех участников турнира.
11 тур « Вспомним известные стихотворения»
Ведущий: — Сейчас прозвучат последние слова из строк известных стихотворений. Задача команд – в течение 1 мин. вспомнить и прочитать строфу этого стихотворения, название автора.
- Что кинул он в краю родном? (Белеет парус…)
- Лошадка, ведущая хворосту воз. (Однажды …)
- Я не хочу печалить вас ничем. (Я вас любил)
- Желтые дожди. (Жди меня)
Пока команды готовятся, проводится со зрителями разминка «Знаешь ли ты?»
Ведущий: — Угадайте слово по шутливой характеристике.
- Не цветы, а вянут, не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любознательные. Это … (уши).
- Ее толкут, носят решетом, в нее прячут концы нечестные люди. Что это? (Вода).
- Он в голове несерьезного человека, его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез, на нее бросают деньги и слова. Это … (ветер).
- Его вешают, приходя в уныние, всюду суют, вмешиваясь не в свое дело, им клюют, его задирают, на нем ставят зарубки. (Нос).
- Его проглатывают, за него тянут или дергают, настойчиво заставляя высказываться. (Язык).
- Его иногда приходится держать, не занимая при этом руки, за ним можно лезть в карман. (Слово).
Ведущий:- Уважаемые зрители, дальше нас ждут следующие вопросы:
- Самое лучшее привидение в мире. (Карлсон).
- Как звали внука сына Абрама Петровича Ганнибала? (Пушкин).
- Имя подлого труса (Леопольд).
- Синоним преувеличения. (гипербола).
- Возраст Тараса Бульбы (60).
- В кого превратился гадкий утенок? (в лебедя).
- Город, в котором родился Пушкин. (Москва).
- Кто ходит в гости по утрам? (Винни-Пух).
- Образное определение (эпитет).
- С кем дрался купец Калашников? (с опричником Кирибеевичем).
- Перечислите бременских музыкантов. (Кот, Петух, Осел, Пес, Трубадур).
- Кто воспитывал Лермонтова в детские годы? (Бабушка Елизавета Арсеньева).
12 тур «Комната забытых вещей» (в конкурсе выигрывает та команда, которая быстрее даст правильный ответ).
Ведущий: — Назовите, кому принадлежат эти вещи, предметы:
- дневник (Печорин, «Герой нашего времени»)
- калоши и зонтик. (Беликов, «Человек в футляре» Чехов).
- телеграмма: «Катя помирает. Тихон». (Паустовский («Телеграмма»)
- пирожки (Сказка «Красная шапочка»)
- 13 тур «Образовать существительные общего рода от слов»
- выскочить
- задираться
- ломаться
- не посидеть
- размазать
- трудиться
Заключительное слово ведущего:
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре –
Выучи, выучи русский язык.
Он твой наставник – великий, могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познания кручи –
Выучи, выучи русский язык.
Подведение итогов: объявление результатов, награждение победителей, участников конкурсов болельщиков.
Федорович Светлана Вольдемаровна,
учитель русского языка и литературы высшей категории
КГУ «Вишнёвская средняя школа» Тайыншинского района СКО,
стаж работы – 30 лет