Home » Гуманитарный цикл » «На заоблачном Олимпе». Мифы Древней Греции

«На заоблачном Олимпе». Мифы Древней Греции

 КВН по русской литературе, 6 класс

Цель:   Систематизация  знаний учащихся по теме.

Задачи урока:

  1. Образовательные:

— проконтролировать степень усвоения основных знаний по теме;

— привлечь учащихся к дальнейшему самостоятельному изучению древнегреческой мифологии.

  1. Развивающие:

— развивать умение применять полученные знания;

— продолжить работу над развитием речи — продолжить формирование навыка работы с исторической картой;

— развивать умение выступать с сообщением;

— продолжить формирование навыка выполнения проблемного задания.

  1. Воспитательные:

воспитывать творческие  способности, познавательный интерес  учащихся  к изучаемому материалу,  умение   работать в группе.

Ход  мероприятия:

Ведущий:    Здравствуйте, уважаемые зрители и участники сегодняшнего конкурса. Мы посвящаем сегодняшнюю игру греческой мифологии. Древние греки были деятельным энергичным народом! Не боялись познавать окружающий мир. Свои знания они облекали в форму мифа. Мифы Древней Греции легли в основу общечеловеческой культуры. Начиная с эпохи Возрождения, писатели, художники и скульпторы заимствовали для своих сюжетов мотивы из сказаний и легенд Древней Греции. Греческая мифология проникла и в русскую литературу. Достаточно вспомнить стихи Пушкина, Жуковского, Лермонтова. Образы из мифов глубоко проникли в мысли современного человека. Действительно и сейчас могучий человек называется Гераклом (Геркулесом), смелая и решительная женщина — Амазонкой, красивый мужчина – Аполлоном, а красавица – Афродитой. Много выражений современные люди используют, даже не зная, что своими корнями они уходят в образы греческой мифологии. Например, выражение «панический страх» происходит от имени бога Пана, который имел очень причудливую внешность, способную испугать. В современном языке существует выражение «строить химеры» т.е. предаваться несбыточной мечте. Химера – чудище с головой льва, туловищем коза и хвостом змеи. Задумывались ли вы когда-нибудь, почему погоны военных врачей и вывеска аптек украшаются чашей со змеёй? (Атрибуты бога врачевания Эскулапа). Почему над Большим театром в Москве и театром драмы имени Пушкина в Санкт-Петербурге мчатся квадриги с бронзовым Аполлоном? (Аполлон- покровитель искусства). Почему портик Государственного Эр­митажа поддерживают могучие атланты? (Атланты – титаны, держащие на своих плечах небесный свод).

Почему мы говорим: « Фортуна от тебя отвернулась» (Фортуна – рим­ская богиня счастья и удачи) или «Провалиться в тартарары» (Тартар — нижняя часть преисподней, ада). Откуда в нашем языке название месяцев январь, март, май, июнь? (Напоминание о римских богах Янусе, Марсе, Майе, Юноне). Как появи­лись обозначения таких, например, химических элементов, как гелий, уран, плутоний, планет Солнечной системы: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн и др.

Источник всего, о чем мы сейчас говорим, один – мифология.

Ведущий:

Мы  начинаем  КВН.

Для  чего?  Для  чего?

Чтоб  не  осталось  в  стороне

Никого, никого.

Пусть  не  решить  нам  всех  проблем.

Не решить  всех  проблем.

Пусть  станет   радостнее  всем,

Веселей  станет  всем.

В  клуб  пришел,  не  хмурь  лица,

Будь  весёлым  до  конца!

Ты не  зритель  и  не  гость,

А  программы  нашей  гвоздь!

Не  стесняйся,  не  ломайся!

Всем  законам  подчиняйся.

Итак,  друзья,  начнём  программу

Затей   у  нас  большой  запас.

А  для  кого  они?  Для  вас!

Мы  знаем,  вы  любите  игры,

Песни,  загадки   и  пляски.

И  в  программе   нашей

Есть  почти  всё!

1  конкурс.    Приветствие  команд:

  1. Мы —   весёлые  ребята,

И  не  любим  мы  скучать!

С  удовольствием  мы  с  вами

В  КВН  будем  играть.

  1. Мы отвечаем  дружно,

И  здесь  сомнений  нет:

Сегодня  будет  дружба

Владычицей  побед!

  1. И пусть  острей  кипит  борьба,

Сильней  соревнование,

Успех  решает  не  судьба,

А  только  наши  знания.

  1. И, соревнуясь  вместе  с   вами,

Мы  останемся  друзьями,

Пусть  борьба  кипит  сильней,

И  дружба  наша  крепнет  с  ней!

Все  поют  песню  о  КВНе   (на  мелодию  песни  В.  Шаинского  «Улыбка»)

Любит  КВН  наш  дружный  класс

И  объявит  заседание  сейчас.

Вот  болельщики,  а  вот  жюри,

Путь  к  победе  труден,  что  не  говори.

Нам  доверено  с  тобой

Провести  удачно  бой,

Чтоб  находчивость  и  знания  проверить.

Ты  велик,  родной  язык,

Ты  богат,  родной  язык,

Ты  наш  друг,  и  в  это

Все  мы  будем  верить.

  1. 1. Приветствие жюри:

Вам  и  слава,  и  почёт!

Все  мы  любим  точный  счёт!

  1. Приветствие болельщикам:

За  команду  вы  болейте

И  друзьям  помочь  сумейте!

 Ведущий:    Ребята у нас разбились на 2 команды, чтобы участвовать в КВНе.

Представьтесь, пожалуйста!  Поприветствуйте команды!

Жюри, счетная комиссия.

1     Конкурс «Разминка»

Ответив  на  вопросы, команда получает 1 балл за правильный  ответ:

  1. Автор эпической поэмы «Труды и дни» (Гесиод)
  2. Как называлась пища греческих богов, давшая им вечную молодость? (Нектар-напиток, амброзия-пища богов)
  3. Какое имя дали римляне любимому герою греков Гераклу? (Геркулес) 4. Какое животное приносили в жертву Гере?   (Корову)
  4. Сколько подвигов совершил Геракл? (12)
  5. 6. Сколько главных богов в греческой мифологии? (12)
  6. Кто такие аргонавты? (Древнегреческие герои — мореплаватели)
  7. Автор эпической поэмы «Одиссея». (Гомер)
  8. 9. Какой из богов самый некрасивый? (Хромой Гефест — бог огня, бог — кузнец)
  9. Кому принадлежит киренейская лань? (Артемиде)
    11. Страж Аида, трехголовый пес со змеиным хвостом. (Цербер, Кербер)
  10. Сколько муз служит богу Аполлону? (9)
  11. Кто такие Сциллы? (Чудовище — 6 голов с 3 рядами зубов)                  
  12. Автор трагедии «Прикованный Прометей»?(Эсхилл)                                                                       
  13. Назовите братьев Зевса. (Посейдон, Аид)
  14. Дикие существа, полулюди, полукони, обитатели гор и лесов. (Кентавры)
  15. Кто помог Ясону добыть золотое руно? (Волшебница Медея)
  16. Автор книги о Древней Греции? (Кун)
  17. Кто подарил людям огонь? (Прометей)
  18. Полуженщины-полуптицы с божественными голосами? (Сирены)
  19. Кто такие Харибды? (Чудовище, одним глотком проглатывает корабль)
  20. Как называется бездна, полная тьмы? (Хаос)
  21. У какого царя служил Геракл? (Эврисфей)
  22. Кто такой  Арион?
  23. Какой подвиг совершил Геракл ещё в колыбели. (Прославленный герой  задушил  змей)
  24. Кто говорил: «Если ты присудишь яблоко мне, я помогу тебе совершить великие подвиги и прославиться» (Афина)
    27. Как звали  мать и отца Зевса?   ( Бог Крон и богиня Рея)
    28. Он научил людей разводить виноград и делать душистое вино из его гроздей. (Бог Дионис)
  25. Эту богиню греки называли богиней плодородия, мать Персефоны. (Деметра)
    30. Кто говорил: «До сих пор болят кости и ноет спина! Кто бы мог подумать, что голубое небо такое тяжелое!» (Геракл)
    31. Кто говорит: «Благодаря мне жилища людей стали светлыми в самые тёмные вечера. Это я помог им побороть зимнюю стужу. За что царь богов и людей так жестоко карает меня»  (Прометей)
  26. Кто из греческих героев придумал Троянского коня? (Одиссей)
  27. В честь кого устраивались представления в древнегреческом театре? (Дионис)
  28. Воинственные женщины древнегреческих легенд. (Амазонки).
  29. Бог – кузнец у древних греков. (Гефест).
  30. Афанасий Афанасьевич Фет, Александр Сергеевич Пушкин, Михаил Алексеевич Кузмин. Как связаны три русских поэта? (написали стихи, посвящённые музе)
  31. Многие видели по телевизору соревнования по бегу на очень длинные дистанции. Как называются эти соревнования? Они названы в честь греческого города. (Марафон. В 490 г. до н.э. у города Марафон вели бой греческие и персидские войска. Греки победили. Самый быстрый гонец был послан в Афины. Пробежал 42 км и 195 м)
  32. Вспомните имя воина, который стал неуязвимым от того, что в раннем детстве мать окунула его в волшебную воду реки, дарующую неуязвимость. (Ахилл)

2  Конкурс «Мифические животные»

(Командам по очереди задается вопрос, если нет ответа, отвечает другая команда, 1 балл за правильный ответ)

  1. Дикие существа, полулюди-полукони, обитатели гор и лесов. (Кентавр)
  2. Туловище этого чудовища впереди львиное, в середине – козье, сзади — змеиное; три головы: льва, козы, змеи – изрыгающие из пасти пламя. (Химера)
  3. Чудовище с крыльями птицы, клювом орла и телом льва. (Грифон)
  4. Страж Аида, трехголовый пес со змеиным хвостом. (Кербер или Цербер).
  5. Чудовище с лицом и грудью женщины, толом льва и крыльями птицы. В наказание послала Гера на Фивы. Сидело около города и задавало загадку: «Кто утром ходит на 4-х ногах, днем на двух, вечером на трех?» Не сумевшего ответить – душило. (Сфинкс). Отгадайте загадку: ребенок, взрослый, старик. (Человек)
  6. Полуженщины-полуптицы с божественными голосами. Живут на скалистом острове, завлекают своими голосами мореходов, потом убивают и пожирают. (Сирены)

Ведущий:    Где же еще можно встретить имена мифических персонажей?

*В современной астрономии названия многих планет солнечной системы, звезд и созвездий взяты из античной мифологии: созвездие «Андромеда», «Персей», «Пегас».

*Многие военные суда назывались именами божеств и героев античных мифов: фрегат «Паллада», крейсеры «Аврора», «Паллада», «Диана».

*Очень часто мы употребляем крылатые выражения, заимствованные из древнегреческой мифологии.

Какие вы можете назвать?

ахиллесова пята

  • яблоко раздора
  • нить Ариадны
  • троянский конь
  • титаническая борьба
  • гигантский труд
  • панический страх
  • олимпийское спокойствие
  • муки Тантала
  • сизифов труд и др.

3   Конкурс «Узнай маску…»

Величием и гордо-спокойным сознанием власти и могущества дышит мужественное, прекрасное лицо…(Зевса).

Властвует над морями…, и волны моря послушны малейшему движению его руки, вооруженной…( грозным трезубцем).

Среди божеств моря – …, меняющий, подобно морю, свой образ и превращающийся, по желанию, в различных животных и чудовищ. (Старец Протей.)

Он неслышно носится на своих крыльях над землей с головками мака в руках и льет из рога… снотворный напиток. (Бог сна Гипноз.)

Трехглавый адский пес…, на шее которого движутся с грозным шипением змеи, сторожит выход… (Кербер.)

Бог света, златокудрый…(Аполлон.)

Прекрасная, как ясный день, с луком и колчаном за плечами, с копьем в руке, весело охотится…(Артемида.)

4    Конкурс капитанов

Капитаны по очереди называют любых мифологических персонажей, начиная с той буквы, на которую заканчивается имя героя. (Команда может подсказывать)

5   Конкурс   «Домашнее  задание»

  1. Чтение стихотворений на мифологическую тематику
  2. «Вопросы друг другу»

6  Конкурс олимпийских журналистов

Ведущий:   Как известно, первая газета появилась в Англии в 17 веке. Но давайте представим, что и на Олимпе существовала своя газета, скажем «Олимпийская правда» или «Вечерний Олимп». Вам необходимо сделать репортаж об одном из 12 подвигов Геракла. Я думаю, не будет затруднений, ведь вы хорошо знаете этот миф.

7 Конкурс по мифам о Геракле   (слайд  9)

Приглашаются знатоки мифов о Геракле

  1. Найди ошибку.
  2. Критская Гидра (Лернейская гидра, Критский бык)
  3. Керинейский лев (Немейский лев, Керинейская лань)
  4. Кони Ипполиты (кони Диомеда, пояс Ипполиты)
  5. Стимфалийские коровы (коровы Гериона, Стимфалийские птицы)
  6.   Все знают, что полноправный властитель на Олимпе – Зевс. Представим себе такую невероятную ситуацию: Зевс сложил с себя полномочия правителя, демократия, объявлены президентские выборы. Один из кандидатов на пост президента – Геракл. Вам придется дать интервью от его имени, ответив на несколько вопросов. Вы один из самых могучих героев. Рассказывают, еще, будучи младенцем, вы поразили всех, обнаружив недюжинную силу. Как это было? (В 8 месяцев задушил двух змей, подосланных Герой)
  7. Какая награда ожидала вас за совершенные подвиги. (Бессмертие на Олимпе).
  8. Первое ваше дело, поступок, преобразования, которые вы сделали бы для богов и людей.
  9. Борьба 2 «Гераклов» (состязание 2 участников)

8 Конкурс     «Путешествие  аргонавтов» (слайды 10-21)

9   Конкурс «Прометей» (слайды 22-23)

  1. Кто автор поэмы «Прометей  прикованный?  (Эсхил)
  2. За что был  наказан  Прометей?
  3. Какому наказанию был подвергнут Прометей?
  4. Кто спас Прометея?

Человек на земле, как цветок по зиме,
Без тепла он не может ни дня,
Пусть тебе не знаком, поделись с ним табаком,
Пригласи посидеть у огня.
И согретый тобой, пронесёт тот огонь
Новый друг сквозь года и дожди,
Всем, кому тяжело, он отдаст своё тепло,
Тот огонь, что зажёг ты в груди.
Не грусти человек, коль недолог твой век,
Знай, что ты не напрасно сгорел.
Ветер след твой не стёр, коль души твоей костёр
Хоть кого-то лишь раз обогрел.

Дари огонь, как Прометей, дари огонь, как Прометей,
И для людей ты не жалей огня души своей.

10    Конкурс  «Музы для Аполлона»

 По  названным  атрибутам  назвать имя  музы:

  1. 1. Мельпомена — муза трагедии. Атрибуты: трагическая маска в руках и венец из плюша
  2. Клио — муза истории. Атрибуты: свиток и  грифельная  палочка    для письма
  3. Эрато — муза любовных песен. Атрибуты: в руках ли
  4. Терпсихора — муза танцев и хорового пения.  Атрибуты: лира и медиатор
  5. Эвтерпа — муза лирики. Атрибуты: в руках флейта
  6. Урания – муза астрономии. Атрибуты: небесный свод и  циркуль
  7. Полигимния — муза священных  гимнов  и пантомимы.   Нет атрибутов
  8. Калиоппа — муза эпической песни. Атрибуты: вощаная дощечка и палочка для    письма
  9. Талия — муза комедии. Атрибуты: комическая маска.

Финал

Пока счетная комиссия подводит итоги, вопросы для зрителей:

  1. Кто были родители Геракла? (Зевс и смертная женщина Алкмена)
  2. Кто воспитал Геракла? (кентавр Хирон)
  3. Назовите музыкальные инструменты Древней Греции. (Кифара, лира)
  4. Как Гераклу удалось победить Гидру? (Иолай прижигал меч факелом)
  5. Как погиб Геракл? (От рук своей жены)
  6. Какое вооружение было у греков во время Троянской войны. (Луки, дротики, мечи, копья)
  7. В какое животное мог превращаться Зевс? (Бык)

Пора подводить итоги. Обе команды были хороши, показали хорошее знание мифов, но победителем стала команда………. Поздравляю всех участников с победой!

Рефлексия.   Наше путешествие по мифам заканчивается. Сегодня мы побывали в удивительном сказочном мире древнегреческих мифов — мире бесстрашных героев, мужественных воинов, грозных и беспощадных богов. Спасибо всем тем, кто подготовился к уроку. Его я хочу закончить торжественными словами:

Отроки смелые, вам и хвала, и награда по чести.                                                                                                         

Будьте и впредь в состязаниях столь интересны.       

Как говорят, в Греции все есть. Зевс прислал нам апельсины – кусочек солнечной Греции.    Апельсины всем участникам и уважаемым гостям. Это, конечно не нектар и амброзия, но все-

 

Федорович Светлана Вольдемаровна,

учитель русского языка и литературы

 высшей категории,

 КГУ «Вишнёвская  средняя школа»

 Тайыншинского района

СКО, стаж работы – 30 лет

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*