Home » Гуманитарный цикл » В  мире фразеологии

В  мире фразеологии

Урок — игра  «В  мире фразеологии»

( Урок  русского языка, 6 класса)

ЦельРасширение  имеющихся  знаний  учащихся  по  теме  «Фразеология».

Задачи:

  1. Закрепить знания  учащихся  по  теме   «Фразеология»,  умение  отличать   фразеологизмы    от  других  устойчивых  сочетаний.
  2. Развивать творческие  способности  учащихся,  культуру устной  и  письменной  речи,  память,  речь,  внимание,  смекалку,   интуицию.
  3. Воспитывать желание самосовершенствоваться,  прививать  познавательный  интерес  к  русскому  языку,  развивать  дружеское  отношение  друг  к  другу.

Оборудование: Цитаты  о  русском  языке,  пословицы.

Ход  урока:

Опережающее  задание: Класс   делится  на  2  команды.  Каждая  команда  придумывает  название  команды,  девиз,  выбирает   капитана,  готовит  по  2  задания  команде-сопернице.

Жюри – учителя  школы.

Ведущий:

Мы  начинаем  наш  урок,  для  чего?  Для  чего?

Чтоб  не  осталось  в  стороне  никого,  никого.

Пусть  не  решить  нам  всех  проблем,

Не  решить  всех  проблем,

Пусть  станет  радостнее  всем,

Веселей  станет  всем.

Ведущий: Дорогие  друзья!  Сегодня  мы  проводим  не  обычный  урок,  а  урок-игру,  который    откроет

1  конкурс  —  разминка  «Знаешь  ли  ты?»

Я  буду  называть  фразеологизм,  а  вы  должны  объяснить  его  значение.

Водой  не  разольешь  —  неразлучные  друзья.

Как  в  воду  опущенный  — грустный  человек.

Толочь  воду  в  ступе – бесполезная  работа.

Седьмая  вода  на  киселе  —  дальний  родственник.

Воды  не  замутит  —  тихий  человек.

Набрал  воды  в  рот  —  молчаливый.

Как  в  воду  глядел  —  угадал,  предсказал.

Как  две  капли  воды  — очень  похожи.

Ведущий:  Теперь  подсчитаем,  с  каким  количеством  очков  мы  отправимся  дальше  в  путь.

(Подводится  и  объявляется  итог  1  конкурса).

Мы  продолжим   путешествие   по  стране,  где  все  выражают  свои  мысли  кратко,  метко,  сочно.   Здесь  понадобятся  ваши  знания  и  … «веселое  лукавство  ума»,  как  пел   в   своей   песне  В.  Высоцкий:

Много  прекрасного  в  странной  стране:

Можно  запутаться  и  заблудиться,

Даже  мурашки   бегут  по  спине,

Если  представить,  что  может  случиться…

Вот  будет  пропасть – и  нужен  прыжок.

Струсишь  ли  сразу,  прыгнешь  ли  смело…

Э-э-э!  А- а- а!  Так-то,  дружок!

В  этом-то  все  и  дело.

Перед  вами  — препятствие  —  пропасть,  на  дне  которой  плещется      вода.    Не  случайно  все  фразеологизмы  в  нашей   разминке  включали  слово  вода.

2   конкурс:  Ответьте,  в  состав  еще   каких  фразеологизмов  входит  это  слово.  За  правильный  ответ  — 1  балл.     (Утопить  в  ложке  воды,   концы  в  воду,  как  в  воду  кануть,  как  с  гуся  вода,  воду  мутить,  как  рыба  в  воде,  много  воды  утекло,  вилами  по  воде  писано,  сидеть  на  хлебе  и  воде,  вывести  на  чистую  воду).

Объявляется  итог  конкурса  и  общий  счет.

Ведущий:  Обратите  внимание,  ребята,    многие  из  названных  вами  сочетаний  слов  могут  быть  как  устойчивыми,  так  и  свободными.

Например,  если  мы  скажем: «Из  треснувшего  кувшина  много  воды  утекло»,  то  это  предложение  понимаем  буквально  и  сожалеем,   что  вода  вытекла  и  нечего  напиться.  Но  вот  другое  предложение:  «С  тех  пор   много  воды  утекло».  Каждый  знает,  что  здесь  идет  речь  не  о  жидкости,  а  о  времени.

3  конкурс: Сейчас  я  буду  называть  сочетания  слов.  Одна  команда  придумывает  предложение  таким  образом,  чтобы  это  сочетание  было  употреблено  в  прямом  смысле,  вторая  составляет  предложение  с  этим  сочетанием,  но  так,  чтобы  оно  выступало  в  роли  фразеологизма.

1.Гладить  по  головке.

2.Кормить  завтраками.

3.Вырвать  с  корнем.

4.Поставить  в  тупик.

5.Ходить    на  цыпочках.

1.Протянуть  руку.

2.Прокладывать  дорогу.

3.Выйти  из  строя.

4.Сесть  в  калошу.

5.Намылить  шею.

4  конкурс:  «Найди   фразеологизм»

Карточка  1.

Глаза  на  (мокром,  влажном)  месте.

По  (рыбьему,  щучьему)  велению.

Чудеса  в  (решете,  лукошке).

Убить  двух  (зайцев,  волков).

Свалился  как  (град,  снег)  на  голову.

Остался  с  (носом,  ухом).

Карточка  2.

(Сидячего,  лежачего)  не  бьют.

Не  (упасть,   ударить)  лицом  в  грязь.

Водить  за  (нос,  ухо).

(Дроби,  пороху)  не  хватает.

Считать  (грачей,  сорок,  ворон).

У  (черта,  лешего)  на  куличках.

Конкурс  капитанов. 

Ведущий:  1  задание:   Перед  капитанами  стоит  трудная  задача:  вытягивая  по  очереди  карточки    с  именами  собственными,  они  должны  привести  примеры  фразеологизмов  с  ними.  Если  капитан  затрудняется  с  ответом,  он  может  обратиться  за  помощью  к  команде.

На  карточках  написаны  имена:  Ерема (Я  ему  про  Фому,  а  он  мне  про  Ерему),  Емеля (Мели,  Емеля, — твоя  неделя),  Маланья (На  Маланьину  свадьбу),  Фома (Фома  неверующий),  Макар  (Куда  Макар  телят  не  гонял),  Сидор (Драть  как  Сидорову  козу),  Федот (Федот,  да  не  тот), Мамай   (как  Мамай  прошел),  Адам  (В  костюме  Адама),  Ева  (В  костюме  Евы).

2  задание  для  капитанов:  Найти  устойчивые  обороты  в  отрывках:

1.Оказался  молодцом,

Смог  осилить  сразу –

Не  ударил  в  грязь  лицом

И   не  сел  в   калошу. (А.  Шибаев)

  1. За домом  едва  пожелтела  трава,

Два  брата  рубили  дрова.

Один  это  делал  спустя  рукава,

Другой  —  засучив  рукава. (В. Викторов)

3.Бабушки  ворчали:

«Не  было  печали,

Как  родились  внуки,

Нам  связали  руки». ( А.  Шибаев)

4.Весь  год  он  дурака  валял,

Не  ведая  забот.

А  на   экзамене  стоял,

Воды  набравши  в  рот.  (А.  Шибаев)

3  задание  для  капитанов:  Вытащить  карточку,  на  которой  записан  фразеологизм,   передать   его   значение  с  помощью  предметов,   жестов.  Команда  должна  назвать  фразеологизм   и  объяснить   его значение.  (На   карточках  записаны  фразеологизмы:  сесть  в  калошу,  водить  за  нос,  льет,  как  из  ведра,  связать  руки,    намылить  шею,  лить  крокодиловы  слезы,  дело  в  шляпе,  реветь  в  три  ручья).

Ведущий:    Следующий  конкурс  называется  «Кот  в  мешке»:

Из  мешка  вытаскиваются  игрушечные   фигурки  животных.  Командам  нужно  назвать  фразеологизмы,  в  состав  которых  входят  названия  этих  животных,  и  дать  их  значение,   например:  кот  наплакал – мало;  драть  как  Сидорову  козу – очень  сильно  ругать,  бить;  как  с  гуся  вода – все  равно;   мокрая  курица —   человек,  имеющий  жалкий,  забитый  вид,  безвольный,  бесхарактерный  человек;  морской  волк —  опытный,  испытанный  моряк;   медведь  на  ухо  наступил – у  кого-либо  нет  музыкального  слуха;   на  душе  кошки  скребут  — кому-то  становится  плохо,  неспокойно;  красный  петух- поджог,  пожар;  писать  как  курица  лапой – плохо,    неразборчиво,  неряшливо;   как  кошка  с  собакой – недружно,  в  постоянной  ссоре.

Жюри  оценивает  каждый  правильный  ответ  1  баллом,  подводится  общий  счет.

Ведущий: Продолжим  нашу  игру. Конкурс   «Поиграем!»

Учащиеся  встают  между  рядами  парт  лицом  к  доске.  На  левой  стороне  доски  написано  «Фразеологический  оборот»,  на  правой  стороне – «Обычное  словосочетание». Ведущий  произносит  сочетание,  например,  «пошел  ко  дну»,  а  затем  читает  2  предложения.  Если  в  предложении  встречается  фразеологизм,  учащиеся  поворачиваются  налево,  если  обычное  словосочетание – направо.

Команда  получает  очко,  если  вся  команда  поворачивается  дружно.

  1. Камень упал  в  воду  и  пошел   ко  дну.
  2. Разразился кризис,  и  предприятие  мистера  Коллинса  пошло  ко    дну.
  3. О размолвке  в  семье  никто  не  знал,  так  как  Зацепины  не  любили  выносить  сор  из  избы.
  4. После уборки Петю  попросили  вынести  сор  из  избы.
  5. Гость заметил, что  сказал  больше,  чем  нужно,  и  прикусил  язык.
  6. Мальчик ел быстро  и  прикусил  язык.
  7. Рано утром мама  Квочка

В  класс  отправила  сыночка.

Говорила: « Не  дерись!  Не  дразнись!

Не  петушись.  Поспеши,  уже  пора.

Ну,  ни  пуха,   ни  пера!»

Через  час,  едва  живой,

Петушок  идет  домой.

Ковыляет  еле-еле

Он  со  школьного  двора,

А  на   нем  и  в  самом  деле

Нет  ни  пуха,  ни  пера. (В.  Орлов).

  1. С виду мы  не  очень  схожи:

Петька  толстый,  я  худой.

Не  похожи  мы,  а  все  же  нас  не  разольешь  водой!

Дружба  дружбою,  однако  ж

И  у  нас  случилась  драка…

Скоро  в  ход  пошли  портфели.

Словом,  скромничать  не  буду –

Драка  вышла  хоть  куда!

Только  смотрим – что  за  чудо?

С  нас  ручьем  бежит  вода!

Это  Вовкина  сестра  облила  нас  из  ведра!

С  нас  вода  ручьями  льется,

А  она  еще  смеется:

«Вы  действительно  друзья!

Вас   водой  разлить  нельзя!» (Б.  Заходер)

Ведущий:  Следующий  конкурс  называется   «Лото:  «Закончи  фразеологизм»:

Начало  фразеологизма  находится  у  ведущего,  а  конец – у  учащихся.

Тасуются  карточки, громко  читается  начало  фразеологизма. Тот,  у  кого  оказалось  его  окончание,  быстро  поднимает  руку,  читает  фразеологизм  и  накрывает  соответствующую  клетку  таблицы.

До  порыНи  свет

 

От  мала

 

 

 

 

И  стар

 

 

 

Ни  концаНужен  собаке

 

 

 

До  времени

 

 

 

Ни заря

 

 

До  велика

 

 

 

 

И млад

 

 

 

Ни  края

 

 

Как  пятая  нога

 

 

 

 

 

Драть  как

 

 

 

Устал

 

 

 

Черная  кошка

 

 

 

Не  разлей

 

 

Ни  рыба

 

 

 

Сидеть  на  хлебе

 

 

 

 

Сидорову  козу

 

 

 

Как  собакаПробежала
Вода

 

 

Ни  мясоИ  воде

 

 

 

 

Ведущий:  Итак,  наша  игра  подошла  к  концу.

Заключительный  конкурс,  который  предлагается  командам,  называется  «Найди  антоним». 

Я  называю  фразеологизм,  вы  должны  назвать  антоним  к  нему.  Правильный  ответ  оценивается  1  баллом.

Жить  как  кошка  с  собакой – душа  в  душу

Чуть  свет – на  ночь  глядя

Хоть  пуд  пруди – кот  наплакал

Рукой  подать – куда  Макар  телят  не  гонял

Дать  волю  языку – держать  язык  за  зубами

Объявляется  итог  конкурса  и  общий  счет,  называется  команда – победительница.

Рефлексия:

Что вам понравилось больше всего?

Как вы оцениваете вашу работу на уроке?

Нужно ли проводить такие уроки и почему?

 

Федорович Светлана Вольдемаровна,

учитель русского языка и литературы  высшей категории

КГУ «Вишнёвская  средняя школа»  Тайыншинского   района СКО,

стаж работы – 30 лет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*