28 ноября текущего года на базе КГУ «Средняя школа № 5 города Атбасар отдела образования Атбасарского района» состоялась Секция руководящих кадров на тему: «Реализация компетентностного подхода для достижения нового качества образовательных результатов».
На сегодняшний день ясно: переход на новую ступень нельзя осуществить путём «скоропостижных» административных действий. Нужно изучать и модернизировать теоретические основания конструирования образовательной системы внутри школы в целях создания информационной, научно-методической базы и системы подготовки кадров, формирования нового педагогического мышления у наших педагогов.
Компетентностный подход предполагает освоение учащимися различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях личной и профессиональной жизни. Особое значение придаётся умениям, позволяющим действовать в новых, неопределённых, проблемных ситуациях, для которых нельзя заранее наработать соответствующих средств. Их нужно находить в процессе решения подобных ситуаций и достигать требуемых результатов.
Безусловно, компетентностная модель обучения даёт высокий результат, но она рассчитана на учителя творческого, не жалеющего сил и времени для её реализации. У такого учителя учащиеся мыслят нестандартно, обосновано и аргументировано строят свою речь. Это наглядно показали педагоги школы №5 г. Атбасар, администрация школы, продемонстрировав коллегам, директорам других школ открытые уроки.
Разные классы, различные формы и методы, разнообразные типы уроков по следующим предметам: истории Казахстана, самопознанию, русскому языку и литературе, географии, физике, казахскому языку, биологии, английскому языку и математике.
Уроки нестандартные, соответствующие требованиям обновленной программы образования и свидетельствующие о том, что в школе идёт процесс изучения компетентностного подхода в образовании, выбора своей модели реализации данного метода.
Администрация школы в лице директора Шахарман Ергазиевны Бекмаганбетовой и заведующей учебной частью Айкын Ондасыновны Баймендиной приняли участие в рабочем процессе Секции руководящих кадров продемонстрировав открытые уроки по истории Казахстана на тему: «Усиление колониального гнета», Дифференцированное обучение и урок по самопознанию: «В зеркале дружбы».
Галина Николаевна Самсонова провела интегрированный урок по русскому языку и литературному чтению «Склонение имен прилагательных на основе произведения В. В. Бианки «Заяц, косач, медведь и Дед Мороз» ,4 класс.
Такие разнообразные уроки, но конечный результат одинаков: дети на уроках активны, компетентны, неравнодушны, а присутствующие коллеги от уроков в восторге.
Раукен Ахметова представила урок по географии «Гидросфера и ее составные части», 7 класс, наглядно демонстрирующий результаты работы по обновленной программе. Это учитель профессионал, который никогда не останавливается на достигнутом. Учитель — новатор, которого знают и ценят не только в своей школе, но и в других школах города, где ей приходилось демонстрировать свое мастерство.
Светлана Амелина продемонстрировала урок – исследование по биологии на тему: «Микроэволюция», 11 класс. Учитель, которая может рассказывать о своем предмете настолько вдохновенно, что ее ученики сидят, затаив дыхание Р.С. Ахметова и С.В. Амелина одними из первых прошли трехуровневые курсы и стали внедрять новые подходы в образовании в своих классах.
Молодой педагог, амбициозный и компетентный Елена Белимова недавно вернулась с курсов и поделилась, как можно использовать английский язык на уроке физики, проведя на Секции интегрированный урок на тему: «Энергия. Виды энергии. Решение задач» 9 класс.
Ярко, образно и познавательно прошел практический урок по казахскому языку на тему: «Судың маңызы» для 5 класса Катиры Кенжетаевой, свидетельствующий о том, что учащиеся хорошо владеют государственным языком.
Предмет математика всегда считался трудным для многих детей, но урок Розы Мырзабек на тему: «Умножение обыкновенных дробей», для 5 класса, передал, что можно изучить тему, используя инновационные методики, легко и просто. Дети продемонстрировали математическую грамотность, умение логически мыслить и делать выводы, рассуждать и творчески работать.
Все учителя, представившие открытые уроки на Секции, показали высокий профессионализм и слаженную работу учащихся, которые свидетельствуют не о сиюминутной победе, а о кропотливой, ежедневной работе в этой школе.
Результатом системности работы педагогического коллектива является высокий показатель на ЕНТ – 98% средний балл. А педагоги и учащиеся становятся ежегодными победителями международных, республиканских, областных, районных конкурсов.
Внеклассные мероприятия в рамках «Рухани жангыру» вызвали самый настоящий восторг у зрителей. Были отмечены и высокий профессионализм, и музыкальность, и красочное оформление мероприятий. Атмосферу настоящего чуда подарили зрителям преподаватель – организатор
НВП, старшина Жасулан Азарбакытов со своими подопечными в Военно-спортивной игре «Міндет. Абырой. Ерлік.».Его воспитанники состязались с солдатами военной части и смогли в честной борьбе отстоять победу. Действительно и мальчики, и девочки показали результаты, которым можно только позавидовать.
Эмоционально, артистично и откровенно продемонстрировали ребята историю нашего национального музыкального инструмента, под руководством учителя Галины Исиченко в музыкальном спектакле «Дыхание домбры». Артисты виртуозно исполняли свои партии и настолько вжились в образы, что не хотелось, чтобы спектакль заканчивался.
Необычно, познавательно, талантливо, — так высказывались о мероприятии гости, большое впечатление произвела на зрителей виртуальная экскурсия на тему: «Артефакты старины – гордость современности», подготовленная Светланой Кулинич. О том, что Светлана Петровна настоящий мастер своего дела — знают многие. И эта экскурсия началась с выставки, где демонстрировались ее работы.
Легко и непринужденно прошел тренинг, на котором был рассмотрен один из важнейших вопросов современности под названим «Толерантность – дорога к миру» учителя Раушангуль Аманбаевой. Прекрасная дикция молодого педагога, знание истории и современных процессов в обществе сделали этот тренинг поучительным и запоминающимся.
Все проведенные уроки и внеклассные мероприятия заслужили высокую оценку коллег. Работая в рамках обновленного содержания образования, 70 % педагогов прошли курсы « Обновления содержания образования в рамках своего предмета», курсы критериального оценивания – все это и является залогом успешной работы. В самоанализах урока педагоги отметили проблемные ситуации, игра, обучение через деятельность, групповая и парная формы работы, вопросы, требующие доказательств, аргументации –позволяют сделать урок динамичным.
Не надо бояться прямого общения детей на уроке. Лишая учащихся общения, мы делаем их менее защищёнными, неуверенными в собственных силах, более зависимыми от учителя, не способными к высказыванию собственного мнения. Мы должны дать ребенку возможность выбрать задание по силам и по собственному выбору. Уровень сложности он определяет сам, при этом развивая в себе навыки самоорганизации. Только так мы удержим интерес ребят к учебе, который, отчасти, в старших классах падает.
Сегодня образованность человека определяется не столько предметными знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности: умением общаться, понимать музыку, живопись, любить природу, творчески работать, самосовершенствоваться и самореализовываться в этой жизни.
Мариям Савельева,
г. Атбасар,
Акмолинская область