Home » Эссе » Город: воспитательный потенциал

Город: воспитательный потенциал

В преддверии празднования 20-летия столицы Республики Казахстан решилась «взяться за перо», чтобы рассказать о двух феноменах: Астане и ЭКСПО-2017. В истории и памяти поколений они будут связаны на века, а в восприятии современника станут доминантой оценки достижений за годы Независимости.

Я из тех, кто редко бывает в Астане, кто помнит деревянные домики Целинограда с резными окнами, кто проездом из ночного аэропорта в свой родной город или село мог полюбоваться феерическим огнями Астаны, кто в краткосрочной командировке, жестко привязанной к определенному району, просто не имел шанса ближе познакомиться с новой столицей.

Что мы знаем об Астане? Есть минимум общеизвестной  информации: решение о переносе столицы в 1997 году, присвоение ей статуса  СЭЗ РК и  звания города мира (ЮНЕСКО), диалоговая площадка по актуальным и острым международным проблемам. И есть персональные накопления особого рода: впечатления от посещений культурно-театральной, развлекательно-досуговой и спортивной инфраструктуры Астаны, ставших для многих событием личной и профессиональной жизни.

Это эссе – итог непреодолимого желания после поездки на ЭКСПО-2017 «Энергия будущего» нарисовать с позиции педагога эскиз столицы и донести мысль: Астана – особая планета, эталонный пример воплощения градостроительной идеи и мечты.

Причем дело не только в технологических решениях и размахе столичного строительства подстать безграничным пространствам территории страны, не только в том, что Президент ставит реальные цели, и государство имеет ресурсы для их воплощения.

Социологические исследования подтверждают, что социальное поведение людей  в городской (урбанистической) среде связано с их нахождением в определенном месте и пространстве. С обретением столицей современного облика и  мощной эволюцией городских систем в сознании казахстанца происходит коренной сдвиг, поскольку Астана заставляет человека задуматься о том, как организовано его пространство жизни. В архитектуре Астаны мы видим результат продуманного социального проектирования, способного повлиять на организацию личного пространства и времени на человека. Поэтому Астана может иметь преобразующее значение для детей и молодежи. Для одних  – Астана как волшебное воплощение образов из детства, где в  сказочных дворцах живут прекрасные принцессы и принцы, где за каждым поворотом ждешь превращений и чудес.

Другим – город как живой организм даст массу примеров целостного  восприятия своей деятельности в разрезе прошлого-настоящего-будущего и  планирования жизни. А кто-то увидит и по достоинству оценит сочетание постмодернизма с национальными мотивами в архитектурных идеях.

Мы стали свидетелями того, как формируются новые традиции и социальные жизненные практики организации жизненного пространства. Они вдохнут свежий импульс в систему нравственно-духовного воспитания детей и подростков. Потому что у учителя реально возникает чувство гордости за страну, ее главный город и реализацию Международного проекта  – ЭКСПО-2017.  Такому учителю – доверяют.

ЭКСПО-2017 – грандиозная форма структурирования времени и энергии. Удивительным образом этот «город в городе» на три летних месяца стал мировым центром. В воображении рисуется фантастическая картинка виртуального пересечения потоков людей и стран со всех континентов, потоков энергии из традиционных и инновационных источников, а сфера «Nur Alem» как магический кристалл аккумулирует энергию творчества Человека.

Международная выставка открыла временной коридор из прошлого в будущее. Цифровизация выставочного комплекса, анимация научно-популярных презентаций, свободный доступ людей разных возрастов к интерактивным стендам побуждают к научному познанию и подталкивают детей к игровому соучастию в процессах извлечения энергии. Уже сегодня заметен образовательно-воспитательный эффект «путешествия» по выставке:

  • формируется правильное отношение к энергетическим ресурсам: (прагматизм в сочетании с красотой технологических идей);
  • принимается в качестве ценности тренд на использование возобновляемых источников энергии;
  • демонстрируется веер возможностей человека и устремленность в будущее.

Астана действительно стала центром притяжения, благодаря труду  огромного количества людей, соотечественников и иностранных специалистов. Здесь время пульсирует по-другому. Нашим детям дано прочувствовать это.  Город словно говорит: «ты можешь быть другим, ты должен быть другим». А если ты уже другой, и этот город – твой город, то он дарит тебе новые возможности. Только найди свою «волшебную палочку». Здесь можно интересно организовать свое личное время и пространство, здесь можно научиться этому. Дети из глубинки получат новые ощущения в городе будущего, побывавшие в других мировых столицах –  оценят  силу и готовность своей страны к самореализации.

Феномен Астаны применим и в профилактике ретроспективной акцентированности поведения (только на прошлом) и  дезинтегрированности субъективного времени (фиксированности только на настоящем). Можно написать массу методических рекомендаций по нравственно-духовному воспитанию и развитию детей, но лучший альтернативный вариант – экскурсия в Астану.  Такая возможность была у многих учителей и школьников, и они ею воспользовались.

В Концепции празднования 20-летия столицы Республики Казахстан — города Астаны «ЕЛ ЖУРЕГІ – АСТАНА» есть еще одна идеологема, объединяющая нас в маленьких аулах, поселках и крупных городах:  «Астана — …драйвер … движения вперед». И Астана прекрасно справляется с миссией – быть энергетическим сгустком возможностей для регионов и подрастающих граждан.

Мы же попытались свободным от научно-методических клише языком осмыслить пути и возможности преодоления формализма в нравственно-духовном воспитании современных детей.

 

Чеснокова Надежда Петровна,

главный специалист академического отдела ФАО АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР

по Карагандинской области

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*