Home » Открытый урок » Декоративно-прикладное искусство, основные формы и особенности. Прикладное искусство Казахстана

Декоративно-прикладное искусство, основные формы и особенности. Прикладное искусство Казахстана

Класс: 5                                                   

Цель обучения:

— приобщить учащихся к народной культуре;

— познакомить с видами казахского декоративно-прикладного искусства;

— воспитывать уважение к народным традициям, прививать любовь к народному творчеству;

— развивать интерес к изучению культуры родного края;

— совершенствовать технологические навыки.

Методы проведения занятия:

— объяснительно-иллюстративный (рассказ, беседа, работа с дидактическим материалом, демонстрация);

— репродуктивный (инструктаж, практическая работа, самостоятельная работа).

Средства обучения:

предметно-натуральные объекты, наглядные пособия;

практические – трудовая деятельность;

эмоциональные – творческий интерес, удовлетворение от работы.

Оборудование и наглядности:

тетради, карандаши, линейки и ножницы, инструкционные карты, репродукции, наглядные предметы народного творчества

Межпредметные связи: история Казахстана, казахский язык, ИЗО, математика, черчение.

 

Ход урока

1.Организационный этап

— Приветствие.

— Проверка подготовленности к уроку.

— Раскрытие плана проведения урока.

  1. Этап изучения нового материала.

Слово учителя

В одной пословице говорится: Ел жасымен көрікті, тау тасымен көрікті, аяқ асымен көрікті» — «Народ молодёжью красен, горы красны камнями, посуда красна едой». То есть будущее любого народа – в его молодёжи, так же как отведав качественной хорошей еды, человек хорошо работает, так и заложив нужные знания и умения в вас, в молодое поколение можно получить прекрасные всходы в виде высокоразвитой страны.

А для этого необходимо знать историю своей страны, обычаи и традиции, которые достались нам в наследство от наших дедов и отцов. Поэтому сегодня на уроке мы будем с вами говорить о традиционных видах декоративно-прикладного искусства казахского народа, научимся выполнять и вырезать трафарет, который понадобится нам в последующих уроках при выпиливании лобзиком.

Далеко в глубь веков уходят истоки народных промыслов и ремесел казахов. В тот период многие аулы не имели возможности приобрести бытовые предметы в городе, поэтому аульчане использовали изделия народных умельцев. Мастера, занимающиеся мелким производством, трудились в своем доме или же у заказчика. Все свои инструменты они возили с собой, могли кочевать вместе с аулом и работать.

Кожевенное искусство.

Большое и важное место вжизни казахов занимали различные предметы из кожи. Из шкур шили различную одежду, из кож — обувь, пояса, сосуды различного назначения, кожаные сундуки (шабадан). Обработкой шкур и кож занималась каждая семья. В каждом доме был тон (шуба), жаргак(тулуп). Распространенным был пошив ішік (зимний тулуп) из волчьих, лисьих, хорьковых и других звериных шкур. Эти шкуры, шерстью вовнутрь, обшивались сверху плотной материей. На предметы декоративно-прикладного искусства шли кожи домашних животных – лошадей, коров, верблюдов, очищенных от шерстяного покрова. Мастера изготавливали сосуды для хранения, перевозки и изготовления молочных продуктов: торсык.. Плетки(камшы), которые плелись из ремешков, мог выполнять только специалист.

Ювелирное искусство.

Большой популярностью у казахского народа пользовалось ювелирное искусство. Женские украшения подчеркивали не только красоту, они обозначали её положение в обществе и выполняли роль амулетов и оберегов. Зергеры (мастера ювелиры) владели сложной техникой ювелирного дела. Казахская мудрость гласит: «Если на этом свете будет хоть одна женщина, ювелирное дело не угаснет». Характер и количество ювелирных украшений соответсововали возрасту женщины. Девушки из состоятельных семей носили набор серебряных ювелирных украшений, общий вес которых превышал три килограмма.Существует множество видов серег, колец, подвесок, застежек, поясов, браслетов. Браслеты, білезік, обычно носили по одному или попарно на обеих руках Гарнитурный браслет представляет собой «бес білезік» красиво обрамляет кисть руки в сочетании с пятью перстнями.

В традиционном казахском костюме использовалось много разновидностей пуговиц. Они изготавливались из серебра, других металлов, иногда с применением позолоты; украшались полудрагоценными камнями.

На территории Казахстана издревле изготовлялась мелкая пластика из камня и кости.

Косторезное искусство.

Создание изделий из кости — древнейший вид трудовой деятельности человека. Об этом говорят находки игл, гребней в эпоху каменного века. Материала было предостаточно. В косторезное дело шли рога, копыта кости домашних и диких животных. Инкрустация костяными пластинками применялась в различной мебели. Из рогов крупного рогатого скота изготовляли половник для разливки кумыса.

Обработка камня

Камнерезное дело казахов в основном было связано с сооружением различных надгробных памятников.

Кузнечное ремесло у кочевников носило скромные размеры и было подчинено потребностям кочевой жизни. В народе существовало представление, что кузнецы обладают сверхъестественными силами и потребностями. Свои секреты они носили в тайне и передавали по наследству. Кузнецы делали орудия труда и инструменты для ремесленников и охотников.

Деревообработка.

Издавна в быту казахского народа особое место занимают предметы быта из дерева. Кочевники сами изготавливали деревянные изделия, необходимые в быту: седла, ящики для хранения продуктов, сундуки для вещей, чаши для мяса.

Ковроткачество.

Одним из оригинальных видов прикладного искусства является выделка кошмы-сырмака. Скромен ковер по цвету, но узор его точен. Прост на вид, а делать его нелегко. Надо заблаговременно накосить в степи солому (чий), заготовить баранью шерсть, хорошо постирать её и покрасить, каждую кипу в свой цвет. Затем крашеную шерсть раскладывают на циновке из соломы, обдают горячей водой. А дальше начинается самый ответственный этап. Все кто есть в доме: дети, взрослые, старики, — мнут завернутый в солому будущий ковер, чтобы шерсть свалялась накрепко. Из каждого цвета вырезают нужный узор и составляют аппликацию воедино. Мама доверяет самой младшей дочке нитками пришить элементы узора друг к другу. Затем обшивают орнамент тесьмой

Любая вещь, с которой мы встречаемся, изучая историю казахского декоративно-прикладного искусства, украшена орнаментом.

В казахском орнаменте четко выделяются следующие мотивы: зооморфный, космогонический, геометрический, растительный.

1.Космогонический связан с изображением солнца, звезд, луны

2.Зооморфный связан с изображением животных, птиц, частей их тела

3.Растительный — листья, трилистники, цветы.

4.Основу геометрического орнамента составляют: ромбы, зигзаги, треугольники, многогранники.

Богат и самобытен язык народного орнамента. Каждый узор может рассказать свою историю. Ислам запрещал изображать людей. Поэтому свои мировоззрения народ мог выразить в орнаментике. Например: у казахского народа долго сохранялся обычай, согласно которому девушка, вышедшая замуж и переехавшая в другой аул, должна была прислать родителям подарок, сделанный своими руками. И часто в нем с помощью орнамента девушка описывала свою жизнь. Если в орнаментальном ковре она изображала символически худого человека рядом с полным — родители плакали, получив такой подарок они знали, что дочери жилось плохо. А если крылья птицы – это означало, что девушка живет как вольная птица, и родители собирали всех родственников на пир.

3. Этап самостоятельной работы.

Используя инструкционную карту учащиеся выполняют на формате А4 эскиз шестиугольной звезды.

ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА

«Жулдыз» — «Звезда»

 

1Взять формат А4
2Используя линейку и карандаш разделить формат на 16 прямоугольников
3Используя образец, выполненный на доске учителем соединить по точкам вершины прямыми линиями.
4Выделить контур звезды толстой линией.
5Вырезать контур звезды ножницами.
6Пользуясь копировальной бумагой перевести контур звезды на лист крагиуса, аккуратно придерживая трафарет кончиками пальцев
7Выпилить лобзиком контур звезды.
8Обработать края звезды рашпилем и наждачной бумагой.
9Работу завершить в цвете

 

Повторить правила техники безопасности при работе с ножницами

*Работайте хорошо отрегулированными ножницами.

*Ножницы должны иметь тупые скругленные концы

*Ножницы кладите кольцами к себе.

*Следите за движение лезвий во время работы.

*Не оставляйте ножницы раскрытыми.

*передавайте ножницы кольцами вперед.

*Не машите ножницами, не подносите к лицу.

*Используйте ножницы по назначению.

*После окончания работы кладите ножницы в футляр.

*Храните ножницы всегда в определенном месте.

  1. Рефлексия:

— что узнал, чему научился

— что осталось непонятным

— над чем необходимо работать

— сегодня я узнал…

— я научился…

— у меня получилось …

— я смог…

— я попробую…

— мне захотелось…

Анализ работ учащихся

  1. Уборка рабочих мест

Шуткина Татьяна Анатольевна,

                                                                     учитель технологии,

                                                                     Школа центр дополнительного

                                                                     образования №1

                                                                      г. Абай, Карагандинская обл.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*