Home » Учебно-методические материалы » Ранняя диагностика отклонений в развитии детей и оказания комплексной помощи детям с ООП

Ранняя диагностика отклонений в развитии детей и оказания комплексной помощи детям с ООП

В настоящее время идёт рост детей с трудностями обучения. Исследования показали что трудности в обучении испытывают от 15-40 % учащиеся начальных классов общеобразовательной школы; 50 % неуспевающих школьников характерна задержка психического развития [1].

Мнение специалистов сходится к тому, что очень важно своевременно выявить отклонения в развитии, ещё в дошкольном возрасте. Дошкольный возраст считается преимущественно сенситивный период предъявления помощи и  предотвращения появления вторичных нарушений. В связи с этим в школе в составе психолого-педагогического сопровождения: педагога-психолога, учителя-логопеда, дефектолога за год до школы проводится ранняя диагностика. Это поможет выявить уровень развития ребёнка на данном этапе, вовремя дать рекомендации родителям по готовности детей к обучению в школе. Если у ребёнка выявляются какие-либо нарушения, обратиться к медицинским специалистам, затем в ПМПК [2].

В том случае, когда приходит ребенок с особыми образовательными потребностями в школу. Например, у ребенка присутствуют сложности в обучении, в связи с интеллектуальной недостаточностью. Какую мы должны оказать поддержку? В первую очередь поддержка должна быть комплексной. В школе предоставляется совместная работа специалистов: педагога-психолога, учителя-логопеда, дефектолога. Основными направлениями оказания ранней комплексной помощи детям с отклонениями в развитии в нашей работе являются: сенсорное развитие, физическое развитие, эмоциональное развитие, речевое развитие, социальное развитие (включая приобщение к предметной, игровой деятельности и самообслуживанию) [3].

При организации комплексной психолого-педагогической помощи детям раннего возраста с особыми образовательными потребностями, следует помнить, что в своем развитии они проходят те же этапы, что и дети с нормой развития. Однако прохождение каждого этапа затрудняются в связи с особенностями психологического и социального развития детей при различных нарушениях. Составляя программу коррекционных занятий, необходимо учитывать, какие познавательные процессы характерны для детей с ООП с нарушением интеллекта.

Внимание детей с ООП:

  • недостаточная или низкая концентрация;
  • неустойчивость;
  • узкий объем;
  • трудности сосредоточения и удержания внимания вследствие повышенной отвлекаемости или истощаемости;
  • нарушение переключаемости;
  • возможно патологическое застревание на эмоционально значимых для ребенка объектах.

Память детей с ООП:

  • механическое, непроизвольное запоминание;
  • нарушения кратковременной памяти: недостаточный объем; запоминания, повышенная тормозимость следов памяти, замедленное запоминание;
  • снижение скорости запоминания;
  • преобладание наглядной памяти над словесной;
  • снижение произвольной памяти;
  • нарушение механической памяти.

Мышление детей с ООП:

  • несформированность познавательной, поисковой мотивации;
  • низкая мыслительная активность;
  • стереотипность мышления, его шаблонность;
  • нарушения операций анализа.

Развитие коммуникативной сферы детей с ООП:

  • низкий уровень социальной зрелости;
  • не сформированы все виды речевой деятельности и её компоненты;
  • снижение потребности в общении как со сверстниками, так и с взрослыми;
  • общение со сверстниками в основном носит эпизодический характер.

Развитие эмоционально-волевой сферы детей с ООП:

  • недоразвитие сложных эмоций;
  • некритичность к себе и окружающим;
  • неспособность фиксировать свое внимание и выполнять действия, результат которых не является очевидным, моментально достижимым вследствие слабого осознания целей и отсутствия необходимых побуждений к их достижению;
  • слабая выраженность, однообразность эмоциональных реакций;
  • может наблюдаться неадекватность эмоций;
  • позднее начало формирования личности (самосознания и т.п.) [4].

Если у ребёнка задержка речевого развития, то это значительно влияет на развитие мышления, в особенности, на регулирующую функцию речи, что затрудняет последовательное выполнение интеллектуальных операций. Отставание в формировании высших психических функций не позволяет нормально переносить интеллектуальные нагрузки [5].

Раннее выявление отклонений в развитии ребёнка, коррекция, психопрофилактика дают исключительную возможность «сгладить» имеющиеся недостатки и проблемы в развитии, а в ряде случаев даже устранить их, обеспечив тем самым полноценное развитие ребенка.

 

Тусупова С.М.,

г. Абай, Карагандинская обл

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*