Home » Открытый урок » День, когда плавился металл, когда плавился камень (по рассказу Г. Мусрепова «Через двадцать лет»)

День, когда плавился металл, когда плавился камень (по рассказу Г. Мусрепова «Через двадцать лет»)

Слайд № 1.

Тип урока: интегрированный урок казахской литературы и истории

Цель урока: работа с текстом рассказа Г. Мусрепова «Через двадцать лет»; используя диаграмму Венна, сравнение событий в Хиросиме и Нагасаки и на Семипалатинском ядерном полигоне; характеристика состояния проблемы ядерного оружия в современном мире; представление о безъядерном мире как основе будущего человечества.

Ход урока:

Учитель истории: Здравствуйте, ребята!

Учитель казахского языка: приветствие гостей, интегрированный урок казахской литературы и истории.

Учитель истории: Чтобы определить тему нашего урока, давайте посмотрим два видеосюжета.

(просмотр видеосюжетов:

  1. о сброшенных ядерных бомбах на японские города Хиросиму и Нагасаки время – 01.28. – 02.20.
  2. испытание ядерного оружия на Семипалатинском полигоне

время 00.05. – 01.47.)

Вопросы: 1. Какие чувства вы испытали, глядя на эти кадры?

  1. О каких событиях идет речь в видеосюжетах?

Учитель истории: Таким образом, в представленных сюжетах поднимается актуальная проблема, с которой непосредственно столкнулись Япония и Казахстан. (Слайд № 2) Эту тему в своих произведениях, выступлениях поднимали многие писатели, общественные и государственные деятели. Еще в 1957 году о губительных последствиях ядерных наземных испытаний говорил Мухтар Ауэзов, выступая в столице Японии на Международной конференции. Или, например, книга Президент РК Н.А. Назарбаева «Эпицентр мира», которую он охарактеризовал, как «книгу-размышление о трудных поисках человечеством формулы «ядерной» безопасности. Наиболее ярко в литературе эта тема прозвучала в рассказе нашего земляка Г. Мусрепова «Через двадцать лет». (Слайд № 3) Фраза из рассказа «День, когда плавился металл, когда плавился камень» и станет темой нашего урока.

Вопрос: Какова будет основная цель нашего урока? (работа с текстом рассказа; сравнение событий в Японии и Казахстане; современное состояние проблемы; вывод)

(Слайд № 4) Учитель казахского языка: биография Г. Мусрепова

(Слайд № 5) Задание №1 (на казахском языке) Составить кластер об основных направлениях деятельности Г. Мусрепова.

(Слайд № 6) Задание № 2 (на русском языке) Установить соответствие дат с основными событиями в жизни писателя.

(Слайд № 7) Задание № 3 (на казахском языке) Установить соответствие произведений с тематикой.

Учитель казахского языка: вывод

Учитель истории: Дальнейшую работу мы продолжим в группах. У нас будут группы 1. литераторов 2. историков и 3. журналистов.

Задания для групп:

  1. Литераторы (на казахском языке) Работа над текстом рассказа Г. Мусрепова «Жапон балладасы»
  2. Историки (на русском языке) – в виде диаграммы Венна охарактеризуйте события в Японии (атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки) и Казахстане (взрывы на Семипалатинском ядерном полигоне), найдите черты сходства.
  3. Журналисты (на русском языке) – представьте современное состояние проблемы ядерного оружия, используя жанр газетной статьи. Какую позицию в данном вопросе занимает Казахстан?

Презентация работы групп.

1 группа Слайд № 8

2 группа Слайд № 9

3 группа Слайд № 10

Учитель истории: Таким образом, проблема ядерного оружия и сегодня является актуальной. Дискуссия о запрете или наличии ядерного оружия идет в мире уже не первый год. Страны приводят ряд аргументов как в пользу наличия ядерного оружия, так и пользу безъядерного мира. (Слайд № 11) Давайте и мы с вами попробуем определить преимущества и недостатки наличия ядерного оружия у стран мира. Для этого мы разделимся на две группы, одна из которых приведет аргументы в пользу владения ядерным оружием, другая – против. А оценить насколько убедительными были приведенные группами доказательства нам помогут наши гости.

Деление на две группы по цветным смайликам.

Работа в группах.

Презентация работы групп.

Оценка работы групп.

Учитель казахского языка: возвращение к произведению Г. Мусрепова

Слайд № 12.

Выступление учащихся: отрывки из рассказа Г. Мусрепова «Через двадцать лет» на казахском и русском языках (Суркова О., Ибраева Д.)

Слайд № 13.

Рефлексия: Г. Мусрепов через героев своего рассказа призывает, чтобы подобное никогда не повторилось. Это зависит не только от руководителей государств, но и от каждого из нас. Только в этом случае мы сможем сохранить нашу планету для себя и будущих поколений. Напишите на стикерах и прикрепите к плакату, что каждый из нас может сделать, какие качества необходимо проявлять для сохранения мира на Земле.

(Видеосюжет Красота природы мира)

Учащиеся прикрепляют стикеры к плакату и комментируют написанное.

Слайд № 14.

Учитель истории: Хочется надеяться, что человечество сможет сохранить планету Земля, ее красоту, удивительную и неповторимую природу. Нет и не может быть счастливого будущего без мирного неба, улыбок детей и согласия между людьми. Всё в наших руках!

Учитель казахского языка: вывод; (Слайд № 15) – домашнее задание.

Дериглазова Марина Валентиновна,

учитель истории, КГУ «Средняя школа № 43 имени Габита Мусрепова»,

 город Петропавловск, СКО

 

презентация

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*