Home » Учебно-методические материалы » Дидактическая целесообразность применения электронных образовательных ресурсов в обучении дисциплине «Моделирование производственных и экономических процессов»

Дидактическая целесообразность применения электронных образовательных ресурсов в обучении дисциплине «Моделирование производственных и экономических процессов»

Аннотация. Рассмотрены особенности разработки и применения ЭОР в образовательном процессе. Осуществлён анализ электронных образовательных ресурсов, позволивший сделать вывод о возможности использования в учебном процессе.

Ключевые слова: электронные образовательные ресурсы, цифровые образовательные ресурсы, организация учебного процесса.

Современное мировое сообщество существует в условиях глобальных вызовов, таких как широкое распространение новых технологических достижений, внедрение инноваций, ускоренное развитие IT-технологий, мобильность человеческих ресурсов. В этих условиях образование должно находиться на переднем крае преобразований, как отмечается в Государственной программе развития образования и науки Республики Казахстан на 2016 – 2019 годы [2]. Главное направление модернизации казахстанской системы образования предполагает возможность получить новые профессиональные навыки, в частности, в колледже. При этом на первый план выходит стратегическое направление, ориентирующее на максимально эффективную систему современных форм обучения и обогащение содержания образования; оно базируется на широком использовании возможностей современных электронных образовательных ресурсов. Это предусмотрено, в частности, теми изменениями, которые внесены в 2015 г. в Закон Республики Казахстан «Об образовании» [4].

Комплексный характер понятия «электронный образовательный ресурс» определяет многообразие подходов к его определению. Т. Ф. Бородина выделяет два основных направления понимания сущности электронных образовательных ресурсов. С одной стороны, ставится знак равенства между любым видом учебного материала в электронной форме и электронным образовательным ресурсом [1]. Такого же подхода придерживается Н. В. Осетрова, она предлагает относить к электронному образовательному ресурсу «любой воспроизводимый посредством компьютера информационный продукт». [5]. С другой стороны, понятие «электронный образовательный ресурс» рассматривается как комплексный феномен: это комплексный тематически выстроенный учебный материал, представленный в компьютерной сети. Так, сторонник данного подхода А. А. Телегин считает, что под электронным образовательным ресурсом подразумевается «целая система представленного при помощи компьютерной техники упорядоченного учебного материала (в формате текстов, графических изображений, аудио, видео и т. п.), предполагающая его активное освоение обучаемыми с целью формирования у них совокупности знаний и практических навыков в определенной научной области». [6]. Электронные образовательные ресурсы, используемые в образовательном процессе, должны соответствовать комплексу требований: дидактические требования — системность, проблемность, наглядность, сознательность, прочность усвоения знаний, единство образовательных, развивающих и воспитательных функций; эргономические требования – интуитивно понятный интерфейс, простота навигации, свободная последовательность работы. [3].

Нас интересуют характеристики системы ЭОР, необходимой для повышения эффективности учебной деятельности в рамках обучения дисциплине «Моделирование производственных и экономических процессов».

Основные проблемы в процессе обучения дисциплине «Моделирование производственных и экономических процессов» заключается в следующем: формулировка задачи или цели исследования, выявление возможных альтернатив решения применительно к исследуемой ситуации, определение присущих исследуемой системе требований, условий и ограничений. Применение математического моделирования сводится к выбору (построению) математической модели исследуемого процесса, решению задачи внутри модели и содержательной интерпретации полученных результатов. Данная процедура обычно вызывает затруднения у студентов, так как требует сочетания формального и неформального мышления, поэтому использование математических моделей и обучение моделированию должны присутствовать на протяжении изучения всего курса математики. Это предполагает в первую очередь создание запаса математических моделей, описывающих экономические процессы.

С целью преодоления указанных проблем нами был разработан комплекс ЭОР, включающий мультимедийные презентации, интерактивные практические задания и упражнения, тесты с автоматизированной обработкой результатов.

В мультимедийных презентациях пошагово расписан ход решения тех или иных задач, доступно и коротко с графическими иллюстрациями, описан теоретический материал. В каждом из них применяют текстовые фрагменты, элементы гипермедиа. Используются также скринкасты, в которых автор показывает, каким образом составляется математическая модель задачи и как решить эту задачу средствами MS Excel.Интерактивные упражнения, созданы средствами Learningapps.org, используются для самостоятельной проверки своих знаний. Тесты с автоматизированной обработкой результатов, используются для проверки, закрепления и обобщения учебного материала, является одним из стимулов активизации познавательной деятельности учащихся и способом объективизации итоговой отметки, выявления преподавателем действительного уровня подготовленности обучающегося.

Таким образом, электронные образовательные ресурсы повышают скорость, глубину и прочность усвоения информации, а также активизируют интерес студента к изучаемому предмету. Совпадение дидактических требований к системе ЭОР с общими методическими требованиями к содержанию учебного материала свидетельствует о последовательности подходов к процессу обучения в системе общего среднего, среднего технического и профессионального образования Республики Казахстан.

Литературные и интернет-источники:

  1. Бородина, Т. Ф. Применение электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе вуза и определение их эффективности [Текст] / Т. Ф. Бородина // Молодой ученый. – 2014. –  №13. –  С. 241 – 243.
  2. Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2016 – 2019 гг.от 01.03. 2016 г. № 205. – [Электронный ресурс]. – URL:http://tengrinews.kz/zakon/
  3. Единые требования к электронным образовательным ресурсам. –М., 2011. – 48 с. [Электронные ресурсы]. – URL: http://kpfu.ru/docs/ F939875832/et.pdf (дата обращения: 03.09.2016).
  4. Закон РК «Об образовании» от 27.07.2007 (с изм. и доп., по сост. на 11.07.2017 г.).– [Электронный ресурс]. – URL: http://online.zakon.kz
  5. Осетрова Н. В. Книга и электронные средства в образовании. — М.: Изд. сервис Логос, 2003. — 144с.
  6. Телегин А. А. Совершенствование методической системы обучения учителей разработке образовательных электронных ресурсов по информатике: автореф. дис. … канд. пед. наук. — Курск, 2006. — 23с.

 

Г. Б. Абдулина

Костанайский индустриально-педагогический колледж,

Республика Казахстан

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*