Вопросы нравственного воспитания, развития, самосовершенствования человека являются значимыми для всего мирового сообщества. В Конвенции о правах ребенка отмечено «право на полноценное нравственное развитие».
Нравственность – моральное качество человека, или же некие правила, которыми руководствуется человек в своем выборе. Внутренние духовные качества, которые должны развиваться в человеке с самого раннего возраста, а также этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами. Кто, как не учитель, имеющий влияние на развитие, воспитание ребенка, должен уделять этой проблеме огромное внимание в своей деятельности? Именно поэтому одна из важнейших задач педагога – познакомить ребенка с принципами морали и этики, развить его нравственные представления и понятия, чувства и переживания: совесть, стыд, справедливость, верность, чувство долга, ответственности, чувство гармонии, чувство любви. Чувства детей наиболее интенсивно развиваются в дошкольном, «нежном» возрасте. При этом формирование чувств протекает, главным образом, по пути совершенствования уже имеющихся у ребенка чувств. Невозможно заставить ребенка испытать то или иное чувство, будь то чувство восхищения поступком своего товарища или литературного героя, или чувство ответственности за порученное ему дело. Важно создать соответствующую обстановку, при которой у дошкольника могут возникнуть те или иные чувства, переживания.
Таким образом, приоритетные задачи нравственного воспитания – формирование нравственного сознания; воспитание и развитие нравственных чувств; выработка умений и привычек нравственного поведения. Пограничное место между учебными предметами и воспитательной работы занимает «Самопознание». Это нравственно-духовное обучение, которое делает каждого ребенка более духовным и нравственным, счастливым и радостным, добрым и мудрым. В центре программы – развитие нравственно-духовных качеств детей с учетом их индивидуальных особенностей. Перед профессиональным педагогическим сообществом нашей республики поставлена задача перехода от концепции функциональной подготовки к концепции воспитания всесторонне развитой, гармоничной личности.
Step-семинар по нравственно-духовному образованию «Самопознание» «Доброе сердце», организованный на базе ясли-сада №7 «Аққу», посетили педагоги детских садов №№ 2, 6, 7, 13, 21, 24, 29, 37, 46, 58, 71, а также представители родительской общественности.
Целью семинара стал обмен опытом применения методов и форм интеграции общечеловеческих ценностей, способствующих созданию благоприятной воспитывающей среды в целостном педагогическом процессе детского сада.
В ходе семинара участники отправились в путь по нескольким маршрутам, где на каждой точке их ожидали специалисты, которые проводили с ними определенную работу. Следуя первым маршрутом, педагоги овладели искусством рассказа, узнали секреты источников различных историй для детей. Второй маршрут – «Творчество» – позволил педагогам поработать над приемами группового творчества, изучить концепцию группового пения, различные виды групповой деятельности: игры, инсценировка, рисование, поделки и т.д. Участники семинара взаимодействовали посредством групповой работы: учились решать задачи и регулировать споры. Третий маршрут назывался «Внеучебная деятельность». Заместитель директора ШГ№22 Т.М. Столярова познакомила участников семинара с социальными проектами.
В заключении хочу привести слова Л.Н. Толстого, который очень высоко оценивал нравственное воспитание: «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».
Райгуль АМИРХАМЗИНА,
методист Центра модернизации образования