В современном Казахстане идет становление новой системы образования, ориентированной на мировое образовательное пространство. В связи с этим Президент Республики Казахстан Назарбаев Н.А. отмечал: «Чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией. Это важно чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни.» Мне, педагогу с многолетним стажем, в данной статье хотелось бы поделиться своим видением на причины, по которым возникла сама идея преобразований.
Я думаю, что качественные изменения в любой области нашей жизни, а особенно в образовании, невозможны без формирования нового взгляда учителя на свое место и роль в учебном процессе.
Именно поэтому педагогу необходима готовность к восприятию методологии и содержания обновленной Программы.
В настоящее время мы много говорим о технологизации учебного процесса, внедряем педагогические инновационные технологии. Получаем определенный результат, но ведь проблем остается очень много. Серьезной проблемой для нас, учителей, остается вопрос, как повысить мотивацию современного учащегося, как сделать школу местом –SMART- образования? Что будет стимулировать развитие нравственно-духовных качеств личности?
В связи с этим, я полагаю, поскольку учителя выполняют заказ общества, они должны в стенах своих школ подготовить выпускника с набором таких качеств как – креативность, социальная ответственность, обладание развитым интеллектом, высокий уровень подготовленности к профессии. Словом, учитель призван совершать чудеса. Их ждут от него ученики. И это произойдет, потому что общество ставит задачу перед учителем – обеспечить условия гармоничного развития ученика как личности.
Мне посчастливилось быть слушателем курсов учителей русского языка и литературы в рамках обновленного содержания среднего образования РК для учителей русского языка и литературы в школах с казахским языком обучения в г.Кокшетау, в июне 2017г.
Курсы понравились своим содержанием, новизной формы работы, позволили по-новому взглянуть на предмет, на качественно новое преподавание и оценивание учебного процесса учащихся. Тренером данных курсов была Омарова Сауле Жанбуриновна ИПК «Орлеу» г.Кокшетау, которая за короткое время, смело можно сказать, повысила наш профессиональный уровень. Тренинги были высокопродуктивны. Доступны.
Поэтому я считаю, изучив программу обновленного содержания среднего образования РК, мы вооружаемся инновационными методами обучения, не забывая и традиционные. И наша задача направить знания учащихся, их умения в нужном направлении, заинтересовать их, добиться, чтобы их глаза загорелись интересом к познанию.
Для этого в новой программе рекомендованы четыре вида речевой деятельности, которые должны преподаваться комплексно: слушание, говорение, чтение и письмо. Причем слушание и чтение являются рецептивными, т.е. связанными с восприятием как устной, так и письменной речи, а говорение и письмо являются продуктивными видами речевой деятельности. Поэтому целесообразно ставить цели обучения из разделов «Слушание», «Говорение», «Умение», «Письмо». Я, как учитель имею возможность варьировать цели обучения.
Но как же мы будем изучать тексты, к которым мы так привыкли? Как известно, текст является высшей единицей обучения.
В соответствии с содержанием учебной программы учащиеся, наряду с художественными текстами, будут изучать тексты разных жанров и стилей. Например, в 5 классе в целях обучения по чтению и письму особое внимание уделяется текстам разговорного (письма, дневники) и художественного стилей (стихотворение, сказка), а в 7 классе – текстам публицистического (репортажное событие, заметка, отзыв) и официально-делового стилей. Учащиеся будут получать навыки оформления доверенности, заявления, официального поздравления. Учителю нужно соблюдать этапы работы с текстом:
- Предтекстовый, я бы сказала, лексико-разъяснительный;
- Текстовый этап, направленный на чтение текста.
- Послетекстовой этап, в который заключается анализ работы над текстом: ясна ли основная мысль, какова тема?
Для понимания учащимися текста, естественно, что материал должен быть познавательным, интересным, увлекательным. Они должны понимать, что тексты бывают сплошные и несплошные. Прививать навыки работы с несплошными текстами (составлять диаграммы, кластеры, ментальные карты, план местности и т.д.) – это систематическая работа. Она должна быть продуманной, посильной, в групповой или в парной работе. Хотелось бы еще сказать и о грамматике, которую всегда хочется выдвинуть на первое место, полагая, что письменная речь – это портретная характеристика личности. И в новой обновленной программе грамматика изучается в контексте лексических тем и содержится в разделе «Использование языковых единиц». Грамматика должна изучаться через контекст, а не как «сухая теория», через реальные жизненные ситуации. Обучение грамматики может включать три этапа. Назову их:
- Презентация грамматической модели;
- Практика, т.е. использование данной модели в составлении вопросов, словосочетаний, предложений;
- Использование данной модели в жизненной и устной речи (в монологе, диалоге, в ЭССЕ)
Таким образом, следуя курсом обновленной программы среднего образования в РК, я надеюсь, что учителя добьются хороших результатов, но не сразу. А дорогу, как известно, осилит идущий.
Ч. Тлеужанова,
учитель русского языка и литературы
высшей категории
КГУ «Средней школы №8»,
г. Кокшетау