Урок русского языка 3 класс
Цель урока: закрепление знаний и навыков определения единственного и множественного числа имён существительных.
Задачи:
Образовательные: обеспечить в ходе урока закрепление знаний и навыков определения единственного и множественного числа имён существительных.
Воспитательные: воспитывать культурную личность, способную любить, охранять и беречь родную природу, воспитывать усидчивость, внимание на уроке, чувство ответственности и взаимопомощи.
Развивающие: продолжить развивать орфографическую зоркость учащихся, устную и письменную речь, мелкую моторику кистей рук.
Коррекционные: коррекция памяти, мышления, внимания, воображения.
Тип урока: урок закрепления нового материала
Вид урока: традиционный
Методы обучения: наглядный, словесный, практический.
Приёмы обучения : объяснительно-иллюстративный.
Образовательные ресурсы: интерактивная доска, разноуровневые карточки, таблица, учебник, карточки для индивидуальной работы.
Ход урока.
I Организационный момент.
II Минутка чистописания
З З З з з З З З з з
Зо зо зл зв зола Золушка
III Сообщение темы урока.
— Сегодня у нас будет не совсем обычный урок.
Где играют дружно,
Отвечают умело,
Там и сказке можно
Появиться смело.
Мы с вами , ребята, побываем сегодня в одной очень доброй сказке Шарля Перро, встретимся с героиней, которую вы все очень любите.
А теперь послушайте загадку и скажите, как её зовут.
Такое лишь в сказке волшебной случается, Карета из тыквы большой получается.
В прекрасном наряде, легка, словно пёрышко,
Со сказочным принцем знакомиться…….( золушка ) (рисунок мачехи и Золушки ) (СЛАЙД 1)
Правильно, это Золушка, и мы сегодня с вами будем не учениками, а волшебниками. Потому, что только волшебники творят чудеса. И мы должны помочь Золушке выполнить все задания Мачехи.
Посмотрите, Золушка встревожена. Она беспокоится: « Успею ли я на королевский бал: » (СЛАЙД 2)
Не волнуйся, Золушка, ребята тебе помогут!
Сегодня на уроке мы будем закреплять наши знания об имени существительном, об изменении имени существительного по числам.
IV Закрепление имеющихся знаний.
А) Первое задание Мачехи: перебрать крупы ( у нас вместо крупы-буквы, нужно их собрать в слова)
Название животных- простые слова.
В них спрятались слоги: один, три и два.
Но буквы рассыпались. Их соберешь.
Кого как зовут ты тотчас же прочтёшь!
1 Живой кактус (Ж, Ё)- ЁЖ
2 Слепой землекоп (К,Р, Т, О )-КРОТ
3 Пушистый трус (З, Ц, А, Я )- ЗАЯЦ
4 Морской зубастик (А, Л, К, А,У)- АКУЛА
5 Летающая воровка (Р, О, С, К А, О)- СОРОКА
6 Лесная гадалка (К, Ш, У, К, А, У,К)- КУКУШКА
7 Лесной знаток мёда ( М, Д, Е, Е, В, Ь, Д )_ МЕДВЕДЬ
— Что можно сказать о записанных словах? ( Это имена существительные, одушевленные, т к отвечают на вопрос КТО?, в ед. числе). Посмотрите на экран, название ли таких животных у вас записаны? (СЛАЙД 3)
— Молодцы, ребята, с этим заданием справились, и вот тыква превратилась в карету.
ФИЗМИНУТКА « Ёжик « (музыкальная) (СЛАЙД 4)
В) А вот и второе задание Мачехи: нужно посадить цветочную клумбу, чтобы клумба получилась большой и красивой, названия цветов будете записывать во множественном числе.
1 Цветок похожий на бокал,
То розовый, то ярко-ал. (Тюльпан)- тюльпаны
2 Стоит в саду кудряшка- белая рубашка,
Сердечко золотое. Что это такое? (ромашка)
3 На зелёной длинной ножке
Вырос шарик у дорожки (одуванчик)
4 Эх, звоночек, синий цвет
С язычком, а звону нет (колокольчик )
5 Этот цветок распускается в мае,
Белые бусинки он одевает (ландыш)
6 Посмотрите у ограды
Расцвела царица сада
Не тюльпан и не мимоза
А в шипах красотка…..(роза)
Молодцы, ребята, и с этим заданием вы справились. Посмотрите на экран , какие красивые клумбы у нас получились. (СЛАЙД 5)
Физминутка для глаз «На лугу» ( СЛАЙД 6)
С) Чтобы Золушка на балу могла станцевать с принцем нам нужно выполнить ещё одно задание. Поиграем в игру. Я буду называть слова в единственном и во множественном числе. Если слово в единственном числе вы хлопаете один раз, если во множественном – два раза.
БАБОЧКА, АРБУЗЫ, ТЕТРАДИ, ОКНО, ДВЕРИ, СОЛНЦЕ, ДОМА, ДЕРЕВО, СНЕЖИНКИ.
Д) Когда Золушка убегала от принца, она потеряла свою хрустальную туфельку, чтобы помочь ей её найти давайте, ребята, выполним ещё одно задание. (работа по разноуровневым карточкам)
— Сколько предметов может обозначать имя существительное? (один-несколько)
— Заполните таблицу.
1 уровень | |
Ед число | Мн. число |
стол | |
сказки | |
дорога | |
коты | |
2 уровень | |
Ед. число | Мн. число |
стол | |
конь | |
лиса |
Сделаем вывод. (Для обозначения одного предмета имя существительное употребляется в ед.числе. Для обозначения двух или нескольких предметов имя существительное употребляется во мн. числе.)
Вы и с этим заданием справились, молодцы! Золушка нашла свою туфельку и осталась с принцем.( СЛАЙД 7)
V Рефлексия.
Вы справились со всеми заданиями и показали, что умеете учиться, добывать
знания, применять их в жизни. Работу кого из одноклассников вы сегодня отметили? Почему? Расскажите всё, что вы знаете об имени существительном?
Проанализируйте свою деятельность. Какие ощущения ? Легко? Трудно? Все ли получилось?
Савенкова Ирина Владимировна,
учитель-дефектолог
специальной (коррекционной) школы-интерната № 1,
г. Петропавловск