Home » Гуманитарный цикл » Род имён существительных

Род имён существительных

Урок русского языка в 5 классе.

Цель урока: сформировать понятие о роде имён существительных.

Задачи:

Образовательные: продолжить формирование знаний об имени существительном, как части речи, закрепить понятия «одушевлённые и неодушевлённые имена существительные», формировать умение определять род имен существительных.

Коррекционно-развивающие:   развивать и корригировать   лексический запас учащихся, орфографическую зоркость, память, внимание, активизировать познавательную деятельность.

Воспитательные: воспитывать интерес к учёбе, родному языку, усидчивость.

Образовательные ресурсы: предметные картинки, разноуровневые карточки, таблицы, учебник, интерактивная доска.

Тип урока: урок изучения нового материала

Методы обучения: наглядный, словесный, практический.

                                            Ход  урока.

I   Психологический  настрой.

Ну-ка вместе подтянулись

И друг другу улыбнулись,

Прозвенел уже звонок

Нам пора начать урок.

II  Постановка целей и задач.

Всему название дано — и зверю, и предмету,

Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету.

И всё, что может видеть глаз, и нам не удивительно,

Зовутся все эти слова именами….(существительными)

Дайте определение имени существительному. (Имя существительное  — это

часть речи, обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? или что?)

— Назовите имена существительные.

— Имя существительное как часть речи очень древнее. Оно появилось в речи

наших далёких предков первым. И сейчас в общении имя существительное

употребляется чаще остальных частей речи.

— Сегодня мы с вами, ребята, продолжим путешествие по стране имён существительных, повторим всё, что уже знаем о нём. Узнаем, что существительные бывают мужского, женского и среднего рода.

III Минутка чистописания

Напиши по образцу:  р р р  рот   род   рыба   рысь  река

IV  Повторение.

— К  какой части речи относятся написанные слова?  По какому принципу их можно сгруппировать?  (одушевлённые и неодушевлённые) Как изменяются имена существительные?  ( по числам ) .

ИГРА « Измени слово»

Рука — …….               Собака-………

Нога -…….                Коза -………

Река -…….               Паук -………

V Работа над новой темой.

— Настало время рассказать вам  удивительную историю, которая произошла в стране имён существительных.

В некотором царстве , в некотором государстве жили имена существительные и были они очень похожи, даже царь путал их.  И вот однажды он издал указ:  «Кто придумает для моих слов-существительных знаки отличия, тот будет награждён».

Жили в этом царстве муж с женой. Жадные они были. Услышали они про указ и с жаром принялись за работу. Для начала они решили все слова между собой поделить. Муж кричит: «Он мой!». А жена кричит: «Она моя!» Слов много, а жизнь коротка. Делили они, делили слова, да так и не разделили их до конца. Смерть помешала им.  Задумался царь: «Как же быть?» и издал указ: «Те слова, которые забрал себе муж – будут мужского рода. Слова, которые забрала себе жена – женского, а те слова, которые не достались никому — среднего рода».  В придачу, для определения рода, дал слова-помощники: он мой, она моя, оно моё. Указ этот действует и поныне.

Знакомство  с правилом из учебника.

Физминутка.  Давайте отдохнём, но отдых должен быть полезным. Если слово мужского  рода — встаёт первый ряд , женского -второй ряд, среднего- третий  ряд.( Река, доска, дерево, ветер, сад, солнце, книга, окно, карандаш, стекло )

VI Актуализация знаний.

А)   Письменная работа.  Разноуровневые задания ( индивидуальная самостоятельная работа по карточкам).

                1 уровень  
                     М.Р.                    Ж.Р.               СР.Р.
   
   
   

Распредели слова в три столбика по родам: КОЗА, ОСЁЛ, НЕБО, ЗЕМЛЯ, СОЛНЦЕ, САД, КНИГА.

2 уровень

Укажи в скобках род имён  сушествительных:  Повар (              ), щука(           ), село (           ), небо  (        ), оса (           ),  цветок (               ),  яблоко (            ), конь (              ), радуга (              ).

3 уровень

             М.Р.                 Ж.Р.          СР.Р.
слон             +  
ручка                + 
полотенце               +
кепка                + 
солнце                +
тигр             +  
Тетрадь                + 
сосна                + 

 

Мы  узнали,  что  имена  существительные  могут  быть  3-х  родов.  Для

определения рода имён существительных мы используем слова-помощники. Назовите их.

Физминутка  ( СЛАЙД )

В)  Дидактическая игра »Слова». Я буду показывать  предметные картинки, а вы должны  показывать мне сигнальные карточки.

Разно уровневое задание. (учащиеся 1 уровня показывают карточки – М.р., Ж.Р., СР.Р., учащиеся 2 уровня (слабо читающие) карточки трёх цветов : красный — М.Р., жёлтый- Ж.Р,, зелёный- СР,Р. ( Слайд 1 )

Картинки: солнце,  груша,  карандаш,  яблоко, линейка, лист ,кот,  сыр, окно, дерево, тарелка.

Сделаем  вывод.  (Чтобы  определить  род  существительного  нужно

использовать слова-помощники: он — мой, она — моя, оно — моё.)

С)  Самостоятельная работа. Взаимопроверка. (Слайд  2 ).

– Давайте теперь проверим ваши знания и умения определять род существительных.

Задание: Расселите существительные по домикам ( стрелочками)

Д)  Выборочное списывание . Выпишите только слова среднего рода: конь, село, машина, озеро, след, домино, стекло, река.

Зачитайте слова, которые выписали.  Вы отлично справились с работой.

VII  Рефлексия.

— Понравился ли вам урок?

— Что узнали нового?

—  Как определить род существительных?

 

Савенкова Ирина Владимировна,

  учитель-дефектолог

специальной (коррекционной) школы-интерната № 1,

 г. Петропавловск

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*