Home » Начальная школа » Закрепление знаний об имени существительном и имени прилагательном

Закрепление знаний об имени существительном и имени прилагательном

 

Открытый конспект урока по русскому языку в 3 классе

 Цель: систематизация знаний учащихся об имени существительном и имени прилагательном.

Ожидаемые результаты:

  1. Предметные: имеют представление об изученных грамматических признаках имени существительного и имени прилагательного;
  2. Метапредметные: умеют работать самостоятельно с информацией, делают общие выводы по теме.
  3. Личностные: учатся объяснять материал самому себе и могут ставить перед собой цели, оценивать результаты своей работы и работы своих товарищей.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: групповая, индивидуальная.

Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый, практический.

Технология: урок проводится в режиме технологии развития критического мышления.

Оборудование: название темы, надпись «Страна Речь», 2 корзины, конверты, маркеры, стикеры, правила работы в группах, карточки с текстами каждому уч-ся, карточки со словами для составления предложений, предметы: яблоко, банан, альбом, книга, мыло, собачка, картинка Глагола, дифференцированные задания, лепестки трех цветов.

Ход урока

 1. Организационный момент.

Психологический настрой.

Прозвенел уже звонок

Начинаем наш урок.

Вы к друг другу повернитесь

И, конечно, улыбнитесь!

Пожелаю вам, друзья, я ни пуха ни пера!

— Сегодня у нас на уроке гости, они хотят посмотреть, чему вы научились, как умеете мыслить, рассуждать.

— Вы готовы показать гостям все, на что вы способны?

— Тогда вперед…

— А теперь откроем тетради, положим их правильно, вспомним правило посадки при письме и запишем число и классная работа.

  1. Минутка чистописания.

— Давайте сегодня вспомним и повторим написание буквы, которая стоит последней в алфавите.

— Какая это буква? Что вы можете о ней сказать?

(Гласная буква «я», указывает на мягкость предшествующего согласного, обозначает два звука в начале слова, после гласных и после разделительных твердого и мягкого знаков)

ЯЯЯ    яяя    Яя    Яя    Яя

яма Яша

  1. Стадия вызова.

Сегодня на уроке мы с вами отправимся в путешествие по стране «Речь». Она огромна и еще мало нами изучена. Поэтому мы с вами пойдем по уже знакомым нам тропкам.

Тему нашего урока вы узнаете, отгадав загадки и составив слово по первым буквам слов – отгадок.

  1. Кто, угадай-ка, седая хозяйка:

Тряхнет перинки, над миром – пушинки.  (Зима)

  1. К нам приехали с бахчи полосатые мячи. (Арбузы)
  2. Вверх – вниз, вверх – вниз.

Катиться хочешь — на нас садись.  (Качели)

  1. Летом бежит, зимой спит.

Весна настала – опять побежала.  (Река)

  1. Эту сказку ты прочтешь тихо – тихо- тихо…

Жили были серый еж и его … (Ежиха)

  1. Всех я вовремя бужу, хоть часов не завожу. (Петух)
  2. Падают с ветки золотые монетки. (Листья)

 8. Немытое в рот ни за что не возьмет.

И ты будь таким, как чистюля … (Енот)

  1. Голубая простыня весь свет покрывает. (Небо)
  2. Всех на свете обшивает, что сошьет – не надевает. (Иголка)
  3. Вкус у ягоды хорош, но сорви ее поди-ка:

Куст в колючках, будто еж.

Вот и назван …  (Ежевика)

— Какое слово у нас получилось? (закрепление)

А что мы будем закреплять и о чем сегодня говорить, догадайтесь из стихотворений, которые я вам сейчас прочту.

  1. Называю я предметы –

Тапочки, бульон, конфеты.

Знаю: это что? иль кто?

Кошка, капелька, пальто.  (Имя существительное)

  1. Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь.  (Имя прилагательное)

— Так что мы сегодня будем закреплять?

  1. Стадия осмысления.

— Сегодня мы с вами будем работать в группах. У нас две группы. Но для начала вы должны выбрать спикеров. (Уч-ся выбирают спикеров в каждой группе)

— Давайте вспомним правила работы в группах:

— Не кричать!

— Не перебивать!

— Уважать чужое мнение.

— Уметь слушать ответы товарищей.

— Быть внимательным и уважительным друг к другу.

Прием «Корзина идей».

Перед вами «Корзина идей». Вы должны наполнить ее вашими знаниями. Одна группа наполнит знаниями по теме «Имя существительное», а другая по теме «Имя прилагательное. Для этого у вас есть подсказки, но вы должны выбрать правильные, касающиеся только вашей части речи.

Проверка.

— Теперь по очереди называйте какое – нибудь правило по данной теме, но при этом постарайтесь не повторять раннее сказанного.

Прием «Кластер».

Чтобы связать в логическую цепь ваши знания по теме «Имя существительное. Имя прилагательное», попробуйте составить кластер.

— Напомните, пожалуйста, что такое кластер?

(Кластер – это пучок, созвездие, гроздья. Сначала пишем в центре листа название части речи и от него рисуем стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими).

(После того, как уч-ся составят кластеры, учитель вывешивает их на доску под названием «Страна Речь»)

Мы повторили все правила по теме «Имя существительное и имя прилагательное, а сейчас давайте покажем, как мы умеем эти правила применять на практике.

1 задание.

У вас на партах текст. 1 группе нужно выписать из текста имена существительные,  2 группе имена прилагательные.

На опушке росла зелёная ёлочка. Белая берёзка распустила длинные серёжки. Из травы глядит спелая земляника. Серый зайчик спрятался под маленький кустик.

Проверка.

2 задание.

— А сейчас нужно просклонять 1 группе: словосочетание зелёная ёлочка.

                                                     2 группе: словосочетание серый зайчик.

(1 ученик с каждой группы работает у доски, остальные в тетрадях по группам)

 3 задание.

Я буду вам показывать предметы, а вы должны записать эти слова и подобрать к ним подходящие по смыслу имена прилагательные.

Яблоко, альбом, книга, мыло, собачка, банан.

— А теперь определите род имени существительного и имени прилагательного.

— Давайте вспомним, как определить род имени существительного? Прилагательного?

Проверка.

4 задание.

Даны слова:

Пушистым, метель, рябину, снегом, укрыла.

Погас луч последний солнца.

— Составьте предложения, запиши в тетрадь.

Пушистым снегом метель укрыла рябину.

Погас последний луч солнца.

— Сделайте синтаксический разбор предложения. Определите род, число и падеж имен существительных и прилагательных.

— На какое правило встретилось слово во 2 предложении? (луч – правописание имен существительных с основой на шипящий.

(1 ученик работает у доски, остальные в тетрадях)

5 задание.

Работа по учебнику.

Упр. 71 – выполняет 1 группа.

— Напишите пары имен прилагательных, близких по значению.

— Как они называются?

Упр. 72 – выполняет 2 группа

— Напишите пары имен прилагательных, противоположных по значению.

— Как они называются?

— Составьте и запишите по 1 предложению с этими словами.

Проверка.

Прием «Данетка».

Для подведения итога урока мы поиграем с вами в игру «Данетка». Я буду задавать вопросы, но ответом на них могут быть только слова «да» и «нет».

— Имя существительное и имя прилагательное – это части речи.

— Имя существительное отвечает на вопросы кто? что?

— Имя существительное обозначает действие предмета.

— Имя прилагательное отвечает на вопросы какой? какая? какое?

— Имя прилагательное обозначает признак предмета.

— Существительное небо женского рода.

— Имя прилагательное и имя существительное изменяются падежам.

— Имя прилагательное изменяется по родам только в единственном числе.

— В русском языке 7 падежей.

— Родительный падеж отвечает на вопросы кем? чем?

— Прилагательное в предложении связано с именем существительным.

— Имена собственные пишутся с маленькой буквы.

— Существительные в именительном падеже в предложении являются подлежащим.

— У существительных женского рода после шипящих мягкий знак не пишется.

— В предложении имена прилагательные обычно бывают второстепенным членом предложения — определением.

— Молодцы, ребята! Со всеми заданиями справились.

Мы сегодня повторили все, что мы знаем об имени существительном и имени прилагательном. Но страна Речь очень большая и ходить нам по ней очень долго. А сегодня у нас гость (вывешиваю картинку).

— Послушайте, что он говорит:

Что без меня предметы? Лишь названья.

Но я приду – все в действие придет.

Летит ракета, люди строят здания,

И хлеб в полях растет.

— Кто это?

— Его величество Глагол. Завтра мы начнем изучать новую часть большой страны Речь – Глагол. Вы узнаете о немного интересного.

  1. Выставление оценок.

— А сейчас давайте оценим вашу работу. Я предлагаю оценить ее спикерам групп.

(Спикеры групп оценивают работу своих товарищей. Каждому ученику вручается смайлик. Веселый смайлик – «5», удивленный – «4», грустный – «3».)

— А теперь оцените работу наших спикеров. (Участники групп оценивают работу своих спикеров. Им также вручаются смайлики)

  1. Стадия рефлексии.

— А сейчас я хотела бы узнать ваше отношение к уроку. Для этого мы составим цветик – многоцветик. Если вам понравился урок — вы выбираете лепесток розового цвета, если не очень –оранжевый лепесток, а если урок не понравился вообще — зеленый лепесток.

— Теперь давайте соберем все лепестки в один общий цветок.

— Вот какой красивый цветок у нас получился!

  1. Домашнее задание. Работа по дифференцированным карточкам.

1 уровень.

— Списать предложения, изменить слова, стоящие в скобках. Подчеркнуть имена прилагательные и имена существительные. Определить у них род, число и падеж.

Пришла (холодный) зима.

Наступила (ранний) весна.

Засияло (яркий) солнце.

2 уровень.

— Списать словосочетания, дописать окончания у имен прилагательных. Определить род и чило.

Больш…  река.

Болш…   озеро.

Болш…   пруд.

3 уровень.

— Подчеркнуть имена существительные одной чертой, имена прилагательные – волнистой линией. Определить число.

Альбом, овечка, крепкая, вкусное, золотые, синее, грачи, кукла.

Шушмарченко Яна Станиславовна

учитель начальных классов,

КГУ «Вишнёвская средняя школа»,

 Северо-Казахстанская область,

Тайыншинский район,

село Вишнёвка

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*