Открытый конспект урока по русскому языку в 3 классе
Цель: систематизация знаний учащихся об имени существительном и имени прилагательном.
Ожидаемые результаты:
- Предметные: имеют представление об изученных грамматических признаках имени существительного и имени прилагательного;
- Метапредметные: умеют работать самостоятельно с информацией, делают общие выводы по теме.
- Личностные: учатся объяснять материал самому себе и могут ставить перед собой цели, оценивать результаты своей работы и работы своих товарищей.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: групповая, индивидуальная.
Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый, практический.
Технология: урок проводится в режиме технологии развития критического мышления.
Оборудование: название темы, надпись «Страна Речь», 2 корзины, конверты, маркеры, стикеры, правила работы в группах, карточки с текстами каждому уч-ся, карточки со словами для составления предложений, предметы: яблоко, банан, альбом, книга, мыло, собачка, картинка Глагола, дифференцированные задания, лепестки трех цветов.
Ход урока
1. Организационный момент.
Психологический настрой.
Прозвенел уже звонок
Начинаем наш урок.
Вы к друг другу повернитесь
И, конечно, улыбнитесь!
Пожелаю вам, друзья, я ни пуха ни пера!
— Сегодня у нас на уроке гости, они хотят посмотреть, чему вы научились, как умеете мыслить, рассуждать.
— Вы готовы показать гостям все, на что вы способны?
— Тогда вперед…
— А теперь откроем тетради, положим их правильно, вспомним правило посадки при письме и запишем число и классная работа.
- Минутка чистописания.
— Давайте сегодня вспомним и повторим написание буквы, которая стоит последней в алфавите.
— Какая это буква? Что вы можете о ней сказать?
(Гласная буква «я», указывает на мягкость предшествующего согласного, обозначает два звука в начале слова, после гласных и после разделительных твердого и мягкого знаков)
ЯЯЯ яяя Яя Яя Яя
яма Яша
- Стадия вызова.
— Сегодня на уроке мы с вами отправимся в путешествие по стране «Речь». Она огромна и еще мало нами изучена. Поэтому мы с вами пойдем по уже знакомым нам тропкам.
Тему нашего урока вы узнаете, отгадав загадки и составив слово по первым буквам слов – отгадок.
- Кто, угадай-ка, седая хозяйка:
Тряхнет перинки, над миром – пушинки. (Зима)
- К нам приехали с бахчи полосатые мячи. (Арбузы)
- Вверх – вниз, вверх – вниз.
Катиться хочешь — на нас садись. (Качели)
- Летом бежит, зимой спит.
Весна настала – опять побежала. (Река)
- Эту сказку ты прочтешь тихо – тихо- тихо…
Жили были серый еж и его … (Ежиха)
- Всех я вовремя бужу, хоть часов не завожу. (Петух)
- Падают с ветки золотые монетки. (Листья)
8. Немытое в рот ни за что не возьмет.
И ты будь таким, как чистюля … (Енот)
- Голубая простыня весь свет покрывает. (Небо)
- Всех на свете обшивает, что сошьет – не надевает. (Иголка)
- Вкус у ягоды хорош, но сорви ее поди-ка:
Куст в колючках, будто еж.
Вот и назван … (Ежевика)
— Какое слово у нас получилось? (закрепление)
А что мы будем закреплять и о чем сегодня говорить, догадайтесь из стихотворений, которые я вам сейчас прочту.
- Называю я предметы –
Тапочки, бульон, конфеты.
Знаю: это что? иль кто?
Кошка, капелька, пальто. (Имя существительное)
- Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь. (Имя прилагательное)
— Так что мы сегодня будем закреплять?
- Стадия осмысления.
— Сегодня мы с вами будем работать в группах. У нас две группы. Но для начала вы должны выбрать спикеров. (Уч-ся выбирают спикеров в каждой группе)
— Давайте вспомним правила работы в группах:
— Не кричать!
— Не перебивать!
— Уважать чужое мнение.
— Уметь слушать ответы товарищей.
— Быть внимательным и уважительным друг к другу.
Прием «Корзина идей».
Перед вами «Корзина идей». Вы должны наполнить ее вашими знаниями. Одна группа наполнит знаниями по теме «Имя существительное», а другая по теме «Имя прилагательное. Для этого у вас есть подсказки, но вы должны выбрать правильные, касающиеся только вашей части речи.
Проверка.
— Теперь по очереди называйте какое – нибудь правило по данной теме, но при этом постарайтесь не повторять раннее сказанного.
Прием «Кластер».
Чтобы связать в логическую цепь ваши знания по теме «Имя существительное. Имя прилагательное», попробуйте составить кластер.
— Напомните, пожалуйста, что такое кластер?
(Кластер – это пучок, созвездие, гроздья. Сначала пишем в центре листа название части речи и от него рисуем стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими).
(После того, как уч-ся составят кластеры, учитель вывешивает их на доску под названием «Страна Речь»)
Мы повторили все правила по теме «Имя существительное и имя прилагательное, а сейчас давайте покажем, как мы умеем эти правила применять на практике.
1 задание.
У вас на партах текст. 1 группе нужно выписать из текста имена существительные, 2 группе имена прилагательные.
На опушке росла зелёная ёлочка. Белая берёзка распустила длинные серёжки. Из травы глядит спелая земляника. Серый зайчик спрятался под маленький кустик.
Проверка.
2 задание.
— А сейчас нужно просклонять 1 группе: словосочетание зелёная ёлочка.
2 группе: словосочетание серый зайчик.
(1 ученик с каждой группы работает у доски, остальные в тетрадях по группам)
3 задание.
Я буду вам показывать предметы, а вы должны записать эти слова и подобрать к ним подходящие по смыслу имена прилагательные.
Яблоко, альбом, книга, мыло, собачка, банан.
— А теперь определите род имени существительного и имени прилагательного.
— Давайте вспомним, как определить род имени существительного? Прилагательного?
Проверка.
4 задание.
Даны слова:
Пушистым, метель, рябину, снегом, укрыла.
Погас луч последний солнца.
— Составьте предложения, запиши в тетрадь.
Пушистым снегом метель укрыла рябину.
Погас последний луч солнца.
— Сделайте синтаксический разбор предложения. Определите род, число и падеж имен существительных и прилагательных.
— На какое правило встретилось слово во 2 предложении? (луч – правописание имен существительных с основой на шипящий.
(1 ученик работает у доски, остальные в тетрадях)
5 задание.
Работа по учебнику.
Упр. 71 – выполняет 1 группа.
— Напишите пары имен прилагательных, близких по значению.
— Как они называются?
Упр. 72 – выполняет 2 группа
— Напишите пары имен прилагательных, противоположных по значению.
— Как они называются?
— Составьте и запишите по 1 предложению с этими словами.
Проверка.
Прием «Данетка».
Для подведения итога урока мы поиграем с вами в игру «Данетка». Я буду задавать вопросы, но ответом на них могут быть только слова «да» и «нет».
— Имя существительное и имя прилагательное – это части речи.
— Имя существительное отвечает на вопросы кто? что?
— Имя существительное обозначает действие предмета.
— Имя прилагательное отвечает на вопросы какой? какая? какое?
— Имя прилагательное обозначает признак предмета.
— Существительное небо женского рода.
— Имя прилагательное и имя существительное изменяются падежам.
— Имя прилагательное изменяется по родам только в единственном числе.
— В русском языке 7 падежей.
— Родительный падеж отвечает на вопросы кем? чем?
— Прилагательное в предложении связано с именем существительным.
— Имена собственные пишутся с маленькой буквы.
— Существительные в именительном падеже в предложении являются подлежащим.
— У существительных женского рода после шипящих мягкий знак не пишется.
— В предложении имена прилагательные обычно бывают второстепенным членом предложения — определением.
— Молодцы, ребята! Со всеми заданиями справились.
Мы сегодня повторили все, что мы знаем об имени существительном и имени прилагательном. Но страна Речь очень большая и ходить нам по ней очень долго. А сегодня у нас гость (вывешиваю картинку).
— Послушайте, что он говорит:
Что без меня предметы? Лишь названья.
Но я приду – все в действие придет.
Летит ракета, люди строят здания,
И хлеб в полях растет.
— Кто это?
— Его величество Глагол. Завтра мы начнем изучать новую часть большой страны Речь – Глагол. Вы узнаете о немного интересного.
- Выставление оценок.
— А сейчас давайте оценим вашу работу. Я предлагаю оценить ее спикерам групп.
(Спикеры групп оценивают работу своих товарищей. Каждому ученику вручается смайлик. Веселый смайлик – «5», удивленный – «4», грустный – «3».)
— А теперь оцените работу наших спикеров. (Участники групп оценивают работу своих спикеров. Им также вручаются смайлики)
- Стадия рефлексии.
— А сейчас я хотела бы узнать ваше отношение к уроку. Для этого мы составим цветик – многоцветик. Если вам понравился урок — вы выбираете лепесток розового цвета, если не очень –оранжевый лепесток, а если урок не понравился вообще — зеленый лепесток.
— Теперь давайте соберем все лепестки в один общий цветок.
— Вот какой красивый цветок у нас получился!
- Домашнее задание. Работа по дифференцированным карточкам.
1 уровень.
— Списать предложения, изменить слова, стоящие в скобках. Подчеркнуть имена прилагательные и имена существительные. Определить у них род, число и падеж.
Пришла (холодный) зима.
Наступила (ранний) весна.
Засияло (яркий) солнце.
2 уровень.
— Списать словосочетания, дописать окончания у имен прилагательных. Определить род и чило.
Больш… река.
Болш… озеро.
Болш… пруд.
3 уровень.
— Подчеркнуть имена существительные одной чертой, имена прилагательные – волнистой линией. Определить число.
Альбом, овечка, крепкая, вкусное, золотые, синее, грачи, кукла.
Шушмарченко Яна Станиславовна
учитель начальных классов,
КГУ «Вишнёвская средняя школа»,
Северо-Казахстанская область,
Тайыншинский район,
село Вишнёвка