Home » Учебно-методические материалы » Здоровьесберегающая организация учебного процесса в классах ЗПР начальной школы

Здоровьесберегающая организация учебного процесса в классах ЗПР начальной школы

Здоровье закладывается в детском возрасте, поэтому проблема его обеспечения и сбережения должна решаться не только медициной, но и педагогикой. Состояние здоровья школьника является важным фактором в оценке качества и степени обученности и обучаемости. В массовых школах немало детей с различными формами психических отклонений. Они требуют особого подхода к себе как дома, так и в школе.

Задержка психического развития – это нарушение нормального темпа развития, причем понятие «Задержка» подчеркивает временный характер отставания, который с возрастом преодолевается, если создаются соответствующие условия обучения и развития детей данной категории. В основе здоровьесберегающих технологий обучения лежат принципы, направленные на сохранение и развитие здоровья детей в условиях семьи и школы.

В отличие от традиционного подхода к организации здоровьесберегающего обучения, понимаемого как комплекс мероприятий по формированию культуры здорового образа жизни и деятельности, здоровьесберегающие технологии обучения школьников с ЗПР – это системно организованная деятельность педагогов, направленная на поддержку, укрепление и охрану здоровья детей с ЗПР в обучении, их защиту от неблагоприятного воздействия факторов, связанных с учебным процессом и средой обитания.

В этой связи становится значимой правильная организация урока, которая оказывает большое влияние на функциональное состояние организма детей и, как следствие, на их работоспособность.

Правильное построение урока подразумевает оптимальное чередование различных видов деятельности, неодинаковых по продолжительности, сложности и утомляемости.

Структура урока должна быть гибкой, виды деятельности разнообразными. Можно выделить ряд здоровьесберегающих положений правильной организации уроков. Это в первую очередь учет динамики работоспособности детей. Первые 3-5 минут – фаза вхождения в урок: нагрузка должна быть небольшой. Период устойчивой оптимальной работоспособности детей – 15-20 минут, и нагрузка должна быть максимальной. Затем нагрузку следует снизить, так как развивается утомление. Последние минуты урока, когда наблюдается небольшое повышение работоспособности, соответствующее «конечному порыву» целесообразно посвятить закреплению нового материала, обратить внимание на главные моменты пройденной темы.

Важную роль в сохранении работоспособности играют валеологические паузы. Они необходимы на каждом уроке. Паузы целесообразно проводить в периоды утомления детей – это на 10-15-й и 25-30-й минутах. Средняя продолжительность пауз 30-60 секунд.

При этом необходимо дифференцировать комплекс упражнения в соответствии с особенностями каждого ребенка. Учащиеся могут в течение 1,5-2 минуть выполнять на уроке комплекс упражнений:

  • Упражнения для глаз;
  • Дыхательная гимнастика;
  • Упражнения для мышц рук;
  • Упражнения для улучшения осанки;
  • Упражнения психологической саморегуляции и т.д.

Для снижения зрительного утомления после работы на близком расстоянии при чтении и письме провожу релаксацию зрительных мышц, гимнастику для глаз. Простейшие упражнения для глаз не только служат профилактикой при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении. Приведу примеры использования оздоровительной гимнастики.

Релаксация для глаз: по четырем углам доски расположены круги разного цвета: красный, синий, желтый, зеленый. Ученики по команде смотрят на круги, сосредотачивая взгляд на каждом.

Комплекс оздоровительной гимнастики для глаз:

  1. Вертикальные движения глаз вверх-вниз;
  2. Горизонтальные движения глаз влево-вправо;
  3. Повторение (рисование) глазами начерченных на доске фигур (круг, овал, спираль, квадрат, волны, восьмерки) в одном, а затем в другом направлении.

От правильности дыхания зависит нормальное снабжение крови кислородом, а так же ритм работы сердца и циркуляция крови в организме ребенка. Даже незначительный недостаток кислорода снижает работоспособность мозга, нередко вызывает головную боль.

Комплекс дыхательной гимнастики:

  1. Вдох через нос – выдох через рот;
  2. Краткий глубокий вдох – замедленный выдох;
  3. Медленный глубокий вдох – краткий резкий выдох;
  4. Выдох толчками;
  5. Свести руки перед грудью – вдох, развести руки – выдох.

Игровая гимнастика для дыхания «Нюхаем цветы»:

Закрыв глаза, понюхай цветок, сделав носом глубокий вдох. Выдох сделай открытым ртом и повтори упражнение потом.

При проведении самостоятельных работ, когда неуместны игровые варианты, стараюсь проводить тихую лечебную гимнастику или массаж биологически активных точек. При массаже чувствительных точек активизируется кровообращение в кончиках пальчиков, что предотвращает застой крови не только в руках, но и во всем теле, т.к. кончики пальцев непосредственно  связаны с мозгом.

Точечный массаж:

(Массировать ушные раковины так, чтобы ушки «горели»)

  1. Потягивание за мочку сверху вниз;
  2. Потягивание ушной раковины вверх;
  3. Потягивание ушной раковины наружу;
  4. Круговые движения ушной раковины;
  5. Поглаживание ушной раковины.

Физические упражнения являются небольшой паузой в процессе обучения и положительно влияют на умственную работоспособность детей.

Логоритмика одна из широко известных и эффективных технологий коррекционного обучения. Это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением конкретного речевого материала. Все упражнения направлены на нормализацию речевого дыхания, формирование умения изменять силу и высоту голоса, правильное воспроизведение звуков и их сочетаний, воспроизведение речевого материала в заданном темпе.

Развитие мелкой моторики также является неотъемлемой частью каждого занятия и по возможности должно предшествовать речевой активности детей. Эти упражнения развивают движения пальцев рук, их взаимодействие, способствуют развитию артикуляционной моторики. Существует огромное количество игр и упражнений на развитие мелкой моторики.

Практика показывает, что применение здоровьесберегающих технологий неизменно приводит к повышению эффективности коррекционной работы, сохранению и развитию физического и психического здоровья ребенка.

Лазарева Вера Николаевна

учитель начальных классов

учебно-консультационного пункта МЦППЗ

школа – гимназия №32

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*