Home » Учебно-методические материалы » Роль и значение психолого-педагогического сопровождения адаптации процесса обучения к особым образовательным потребностям обучающихся

Роль и значение психолого-педагогического сопровождения адаптации процесса обучения к особым образовательным потребностям обучающихся

Ключевые слова: взаимодействие, сопровождение, психолого-педагогическое сопровождение, инклюзия, индивидуальный подход.

Негізгі сөздер: өзара әрекеттестік, сүйемелдеу, психологиялық – педагогиялық сүйемелдеу, инклюзия, жеке тәсіл.

Аннотация

В данной статье рассматривается роль психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в условиях общеобразовательной школы. Раскрываются основные принципы психолого — педагогического сопровождения, акцентируется важная роль игровых упражнений в практической работе психолога.

Андатпа

Осы мақалада жалпы білім беру мектебі жағдайында ерекше білім алу талаптары бар балаларды психологиялық – педагогикалық сүйемелдеуінің рөлі қарастырылады. Психологтың практикалық жұмысында ойын жаттығуларының маңызды рөлі акценттенеді, психологиялық – педагогикалық сүйемелдеуінің негізгі қағидалары ашылады.

Число детей с особыми образовательными потребностями год от года только увеличивается. Этому способствует множество не до конца изученных факторов. Важнейшими, среди которых следует признать экологические, социальные, экономические. Проблемы детей с особыми образовательными потребностями, становится в обществе более актуальной.

Основная проблема современного этапа развития инклюзии в образовании – профессиональная и психологическая неготовность учителей массовых школ к включению детей с особыми образовательными потребностями в обычный класс. Появляется необходимость привлечения профессиональных педагогов к работе в условиях инклюзии, созданию новых методик в образовательной деятельности.

Определение школы как инклюзивной, приобретает формальный характер и основывается только на подсчете детей с особыми образовательными потребностями, что приводит к искажению реального представления об инклюзии. Присутствие ребенка с инвалидностью в школе не делает ее инклюзивной. Такой школа становится, когда в ней созданы специальные образовательные условия для обучения детей с различными образовательными потребностями [1, с.120].

У детей с особыми образовательными потребностями социализация приобретает особое значение, так как создает реальные возможности для коррекции и компенсации нарушенных функций, обеспечивает приобщение ко всему, что доступно нормально развивающимся сверстникам. Вместе с тем, как показывают многочисленные наблюдения и специальные исследования, такие дети испытывают существенные трудности при вхождении в общество. Особенности данной категории детей препятствует спонтанному складыванию отношений и взаимодействию со сверстниками. Социальное развитие детей с особыми образовательными потребностями характеризуется своеобразием, которое оказывает неблагоприятное влияние на становление их взаимоотношений с взрослыми сверстниками и делает необходимым определение специальных условий и содержание коррекционной помощи, направленной на усвоение социального опыта и развитие системы социальных связей [2, с.113].

Одним из важных направлений деятельности по созданию условий для социальной адаптации лиц с особыми образовательными потребностями служит своевременное оказание коррекционной помощи на ранних этапах развития. Ранняя коррекционная помощь рассматривается как первоначальный этап социализации и интеграции особого ребенка и его семьи. При этом инклюзивное образование детей с особыми образовательными потребностями будет осуществляться не стихийно, а в соответствии с закономерностями развития личности в дошкольном возрасте. Своевременное оказание необходимой помощи позволяет обеспечить коррекцию основных недостатков в развитии ребенка к моменту начала обучения на ступени начального общего образования и подготовить его к дальнейшей социализации.

Ведущую роль в решении вопросов своевременного выявления детей с ОВЗ, проведении их комплексного обследования, подготовке рекомендаций, определении форм их дальнейшего обучения и воспитания на местах играют психолого-медико-педагогические консультации. Важный принцип, которым руководствуются специалисты психолого-педагогического сопровождения – индивидуальный подход к каждому ребенку и его семье.

Таким образом, можно выделить следующие принципы психолого-педагогического сопровождения инклюзивного процесса обучения в школе:

— непрерывность;

— системность;

— индивидуализация;

— междисциплинарное взаимодействие в команде специалистов сопровождения (логопед, психолог, социальный педагог, преподаватели) [2,1с.122].

Использование игры и игровых упражнений для:

— слухового восприятия. Например, «Кто знает, пусть дольше считает».

Цель: развитие слухового внимания, закрепление умения порядкового счета в пределах 10, развитие мышления.

Описание: в соответствии с командами психолога ребенок, которому бросают мяч, считает по порядку до 10.

Инструкция: «Посмотрите какой у меня красивый мяч. Сейчас мы поиграем в игру «Кто знает, пусть дальше считает». Все играющие должны встать в круг. Я с мячом встану в центр круга и буду называть числа, а вы, кому я брошу мяч, будете считать дальше до 10. Например, я скажу «пять» и брошу мяч, будете считать дальше до 10.

Примечание. Усложненным вариантом может быть такой. Психолог предупреждает: «Дети, будьте внимательны! Я могу взять мяч раньше, чем вы досчитаете до 10, и брошу его следующему ребенку со словами: «Считай дальше». Вы должны запомнить, на каком числе остановился ваш товарищ, и продолжить счет. Например, я говорю: «Четыре – и кидаю мяч. Он считает до 8, я забираю у него мяч и бросаю со словами: «Считай дальше». Следующий продолжает: «Девять, десять».Игра проходит в быстром темпе.

— формирования активного и дифференцированного зрительного восприятия, его целостности. Например, изображения: «спрятанные», «незаконченные», «перевернутые»;

— тактильно-двигательного восприятия. Например, «Чудесный мешочек», «Ничего не вижу»;

— произвольной памяти;

— логических приемов запоминания. Например, «Добавь к слову новое», «Словесные ассоциации», «Перескажи текст по плану»;

— развитие логического мышления: узнавание, сравнение, классификация по заданному признаку;

— развитие связного высказывания. Например, «Бывает – не бывает», «Зачем и почему» [3, с.58].

Важно отметить, что психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями направлено на индивидуальное сопровождение, так и на системное которое обеспечивает профилактику или коррекцию проблемы, характерной не для одного ребенка, а группы в целом.

Таким образом, развитие инклюзивных форм обучения детей с особыми образовательными потребностями предусматривает планирование и реализацию комплекса мер: организация безбарьерной среды, психолого-педагогического сопровождения, развитие профессиональных компетентностей педагогов в условиях специального коррекционного образования.

 

Литература:

 

  1. Алишанова Л.В. Инклюзивная форма образования для детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы // Журнал «Логопед» №1 2015.-120 с.
  2. Смолярчук И.В. Толстошеина В.Н. Вязова Н.В. психолого-педагогическое сопровождение детей в инклюзивном образовании// Поволжский педагогический вестник. 2014 №1. 2014.-113 с.
  3. http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2013/07/13

 

Джузикеева М.Х.,

учитель самопознания

КГУ «Средней школы №3»

ГУ «Отдел образования акимата

Житикаринского района»

Республика Казахстан

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*