Шинва Айнар Аблизовна
Жайнакова Тамара Аскаралиевна
«В гостях у Эколоши»
Организованная деятельность в старшей группе «Светлячок»
Цель: способствовать углублению экологических знаний о природе, о тесных, взаимосвязях и взаимозависимостях между всеми живыми существами планеты Земля; воспитание бережного, гуманного отношения к природе, к объектам ближайшего окружения, чувства ответственности за нее.
Задачи: выявить знания воспитанников в процессе игры и расширить кругозор в области экологии и охраны окружающей среды; продолжить работу по формированию умений высказывать свое мнение, сравнивать, анализировать, делать выводы; навыков работать в группе; развивать коммуникативные качества, способствовать повышению познавательного интереса воспитанников к проблемам охраны природы.
Оборудование: презентация, карточки с названиями растений, карточки с ребусами, пазлами, книжки- раскладушки, материал по фенологическим изменениям в природе (кейс «Времена года»)
Билингвальный компонент: природа – табиғат, сүйінші-хорошая весть, аспан –небо, алаң — площадка, растения-өсімдіктер, комнатные цветы, бөлме гүлдері, садовые цветы- бақша гүлдері; оберегать природу- табиғатты қорғау.
Ход ОД
Игровое упражнение: «Кто же к нам пришёл?», с целью определить основной ход деятельности, дать имя гостю, выбрать задания, распределить командно игры по интересам и возможностям.
Входит гость:
Экологические знания,
Пора нам с вами повышать,
Природа — наша достоянье,
Ее нам нужно сохранять,
Понять нам в этот праздник нужно,
Что все зависит лишь от нас,
Начнем беречь и дорожить мы
Планетой нашею сейчас!
— Кто же это к нам пришёл? И какую весть принёс?
Словесная игра «Сүйінші»
Сүйінші, Сүйінші, — весть хорошую скажи!
Птицы с юга прилетели, песни звонкие запели.
Сүйінші, Сүйінші, — весть хорошую скажи!
Ручейки бегут уже, скоробудем есть көже.
Сүйінші, Сүйінші, — весть хорошую скажи!
Бәйшешек в горах цветёт, скоро к нам тепло придёт.
Сүйінші, Сүйінші, — весть хорошую скажи!
Мереке қүтты болсын, Весь народ
Аман болсын!!!
- Какую интересную игру принёс нам наш гость, давайте с ним познакомимся. (Дети представляются и дают гостю имя — Эколоша)
Проводится беседа об экологии.
— Сегодня мы с вами, ребята, будем учиться любить и беречь наш природный дом. Для этого нужно хорошо знать его, понимать, что угрожает ему, а также будем учиться находить пути решения возникших в природе проблем.
Голубые, синие небо и ручьи,
В синих лужах плещутся стайкой воробьи.
На снегу прозрачные льдинки-кружева,
Первые проталины, первая трава. Е. Трутнева
К нам весна шагает быстрыми шагами,
И сугробы тают под ее ногами.
Черные проталины на полях видны,
Верно, очень теплые ноги у весны. Г. Ладонщиков
Воспитатель задает детям вопросы. Какие изменения произошли в природе весной? Что вы наблюдали сами? Как изменился снег с приходом весны?
В каких местах вы наблюдали проталины? Почему не везде появились проталины?
Игровое упражнение: «Я сортирую мусор», с целью выявления у детей знаний о различных бытовых отходах и их распределении в контейнеры с определённым обозначением.
— Чем опасен лесу мусор: бумага, пластик, консервная банка, стекло? (бумага разлагается 2 года, консервная банка – 70 лет, полиэтиленовые пакеты, одноразовая посуда – 100 лет)
— Почему нельзя разорять муравейники? (муравьи уничтожают вредных насекомых)
— Почему нельзя ловить бабочек? (бабочки опыляют растения)
— Почему нельзя трогать гнездо птицы, брать в руки яйца или птенцов? (птицы могут покинуть свои гнезда)
Физкультминутка – «Ветер»
Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо. (Наклоны вправо-влево)
Ветер тише, тише, тише, (присесть, спина прямая)
Деревце все выше, выше. (Встать на носки)
Раз, два – выше голова, (поднять голову)
Три, четыре – руки шире, (руки в стороны)
Пять, шесть – тихо сесть. (Сесть за парту)
Дети делятся на команды, представляют рассказы о природе, используя кейсы и плакаты.
— Где легче дышится: в лесу или в городе и почему? (в лесу – растения выделяют кислород)
— Почему ласточки перед дождем низко летают? (холодный воздух гонит насекомых книзу, где теплый воздух)
— Почему нельзя водителю на стоянке оставлять включенным мотор? (выходят вредные выхлопные газы)
Последнее время предупреждают людей о вредности использования баллончиков с освежителем воздуха, дезодорантов, лаков и многих других распыляющих веществ. Почему? (газ фреон, которым наполняют баллончики, разъедает озоновый слой, а также впитывается в клетки кожи)
Почему нельзя?
- Почему нельзя на лугу траву косить с края луга? (правильно косить с середины луга, давая возможность зверькам, насекомым, птицам покинуть место)
- Почему нельзя шуметь в лесу, включать громкую музыку, разжигать костер? (звери и птицы могут покинуть свои места)
Игровое упражнение: Твой выбор: экологические ситуации
- Вы отправились на природу, расположились на поляне, громко включили музыку и стали кричать. Как можно оценить этот поступок? (ответы детей)
- Вы нашли в лесу маленького беспомощного зверька (зайчонка или бельчонка) и взяли его с собой. Правильно ли вы поступили? (ответы детей)
- На озере вы увидели, что ребята ловят лягушек, чтобы уничтожить.
Ваши действия.
- Нашел грибник 1 боровик, а разрыл вокруг весь мох и подстилку, выискивая мелкие грибочки. Какой вред он нанес природе? (ответы детей)
Я предлагаю вам задуматься обо всем услышанном и поиграть со мной в игру «Если вдруг…»
Условия этой игры таковы: я вам буду давать начало ситуаций, а вы продолжать.
Например: если люди уничтожат все цветы на Земле. погибнут многие насекомые… не станет меда, очень ценного продукта для здоровья человека.
Продолжите теперь вы: если вдруг…
1) На городских пляжах перестанут убирать территорию … (неприятно отдыхать среди мусора, будет рассадник инфекции, можно пораниться о стеклянные бутылки. просто неприятно отдыхать будет)
2) Вырубят все леса на земле … (не будет грибов, ягод, зверей и птиц, им негде будет жить и нечего есть. Негде будет погулять, полюбоваться природой).
3) Если все заводы по переработке мусора обанкротятся и закроются… (грязный мусор, особенно пластиковые бутылки и пакеты покроют всю землю и погибнут растения).
4) Уберут из дворов мусорные баки… (дворы превратится в большую свалку, негде будет погулять людям, детям негде будет играть).
— Рассмотрев все эти ситуации можно сделать один вывод: человек действительно становится врагом природы. Вот почему нужно с раннего возраста учить детей правилам поведения в природе; воспитывать нравственные качества характера: доброту, сострадание, отзывчивость, бережное отношение к природе. Мы, люди, должны научиться жить в гармонии с природой.
Дети вместе с «Эколошей» прогуливаются по двору детского сада, рассматривают растения, загадывают загадки, рассказывают стихи.
Рефлексия: Дети разбивают место для клумбы, планируют посадку растений, привлекаются родители для облагараживании клумбы.