Home » Учебно-методические материалы » Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе

Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе

 

 Проблема здоровья детей является первой по актуальности среди множества других проблем обучения и воспитания школьников. Все больше и больше детей приходят в школу, уже имея заболевания, зачастую  хронические. Это не проходит бесследно и приводит к комплексу школьных проблем.

Большой проблемой образовательного процесса особенно – на этапе начальной школы является быстрая утомляемость учащихся. Это связано с тем, что на уроках дети выполняют работу , к которой еще не привыкли.  Им приходиться сидеть на одном месте, ограничить себя в движении. Постоянно фиксировать  внимание на учебном материале. Эта работа требует продолжительного времени. Что идет в разрез с потребностями детского организма, нуждающегося в частой смене занятий.

Основное место ребенка в школе – это парта, за которой ему приходится долго сидеть в наклонной позе, что может привести к нарушению осанки. Ослаблению зрения. Затеканию ног. Ряд приемов помогают свести эти нежелательный последствия.

Гиподинамия и длительные нагрузки являются характерными чертами современной общеобразовательной школы. Динамическая нагрузка – естественная биологическая потребность растущего организма. Невозможность реализовать на уроках различных видов упражнений приводит к быстрой утомляемости, нервозности, снижению внимания и работоспособности, плохому усвоению изучаемого материала.

Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, как решается задача сохранения здоровья учителя и учеников.

Поиск новых способов повышения двигательной активности учеников начальных классов связан с новыми подходами в организации учебного процесса на уроке, требует изменений в структуре урока, совмещения образовательного компонента с динамической нагрузкой на всех этапах учебного процесс

С целью здоровьесбережения учеников на своих уроках стараюсь включить в двигательный режим школьника мероприятия, направленные на улучшение мозгового кровообращения, снижение зрительного утомления и статического напряжения мышц спины и кисти.

Организация моих уроков проходит с привлечением большого количества активных игр и движений, что дает возможность активизировать учебный процесс, сделать его содержание интересным и увлекательным. На уроках использую по мере возможности ИКТ, методики для комбинации образовательного и динамического компонентов урока. Такая модель урока и его компоненты позволяют сохранить и укрепить уровень здоровья учащегося:

-положительный эмоциональный настрой на урок (снимает страх, создает ситуацию успеха);

-гимнастика: пальчиковая (снимает нервно — психическое напряжение, напряжение в руках, развивает мелкую моторику, что способствует развитию речи), дыхательная (помогает повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей), для глаз (полезна в целях профилактики нарушения зрения, снятия напряжения);

-динамическая пауза (снимает напряжение общей моторики);

-смена видов деятельности (разнообразие заданий: читаю, слушаю, говорю, думаю, рассуждаю, пишу и т.д.)

-игровые моменты;

-подача материала наиболее доступным, рациональным способом;

-нестандартное размещение ученических рабочих мест в классе;

-музыкальное сопровождение.

— упражнения по формированию осанки.

Большинство перечисленных компонентов можно использовать на всех этапах  урока в начальной школе. Индивидуализация образования – один из способов сохранения, поддержки, улучшения физического и психического здоровья учащихся. Для организации благоприятного климата на уроках  в младших классах применяю игровые технологии, физминутки по 2-3 минуты с интервалом 15-20 минут.

Утомление проявляется в снижении работоспособности, которая наступает вследствие продолжительной работы, свидетельства утомляемости:

— снижение продуктивности труда;

-двигательное беспокойство, частые отвлечения, рассеянность внимания;

— шум в классе;

— появление усталости.

Что может заметить учитель:

  1. нетерпеливое ерзанье в ожидании звонка
  2. покраснение лица,
  3. жалобы на головную боль.

Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время урока. С одной стороны, таким образом решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой — появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.

Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности.

Учащиеся входят в класс не со страхом, а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить новую информацию. В процессе такого урока не возникает эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда ученик с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Более того, отсутствие страха и напряжения помогает каждому освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения.

Кратковременные физические упражнения  игры усиливают кровообращение и дают отдохнуть участкам мозга. После активного отдыха повышается внимание, восприятие материала улучшается, в целом активизируя организм детей. Устранить утомление можно, если оптимизировать физическую, умственную и эмоциональную активность. Для этого следует переключаться на иные виды деятельности, применять всевозможные средства восстановления работоспособности:

— физминутки;

— динамические паузы;

-массаж активных точек.

— релаксационные упражнения для мимики лица;

— психогимнастика;

-упражнения для ног;

-потягивание.

— отдых позвоночника.

Практически доказано, что на основе двигательного анализатора формируется речедвигательный анализатор. Поэтому работа по развитию мелкой моторики пальцев рук в младшем школьном возрасте имеет особое значение.

Самое простое упражнения для рук — трущие движения ладонью о ладонь.

Упражнение «Волны» пальцы сцеплены в замок. Поочередно открывая и закрывая ладонь, дети имитируют волны. Особое укрепление требуют глаза. Их ослабление является одной из главных причин плохого зрения у детей. Даже детям с нормальным зрением необходимо регулярно выполнять комплекс упражнений для глаз.

Самая инновационная в наше время разминка для глаз на уроке – это упражнения, рекомендуемые известным американским врачом – окулистом Уильямом Бейтсом, который сделал сенсационный переворот в офтальмологии. Он придумал свою методику восстановления глазного зрения, которая позволяет делать детям гимнастику для глаз как дома, так и на школьной перемене….

Игра “Попробуй меня переглядеть“. Ее суть заключается в том, что ученики (по двое) садятся друг напротив друга, смотрят друг другу в глаза, и пытаются не моргать. Кто первый моргнул, тот и проиграл. …

В качестве примера упражнения, психологическое назначение которых – развитие наблюдательности, умение общаться, сопереживать и помогать друг другу.

Близнецы.

Дети встают между партами, кладут друг другу руки на плечи и закрывают глаза. По сигналу они выполняют следующие команды:

-присесть;

-встать на пальчики;

-наклониться влево;

-наклониться вправо;

-прогнуться назад;

-постоять на правой ноге, согнув левую ногу в колене;

-постоять на левой ноге, согнув правую ногу в колене.

Клоуны.

Дети свободно стоят между партами. По сигналу учителя они выполняют следующие команды:

-брови свести и развести;

-глаза прищурить, затем широко открыть;

-губы максимально растянуть в импровизированной улыбке, а затем поджать;

-шею максимально вытянуть, затем опустить;

-плечи максимально свести и развести;

-руками обнять себя, погладить и пожелать себе успехов в учебе.

Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.

Литература:

 

  1. Абрамова И.В. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Самара: 2010г.
  2. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. М.: Творческий центр «Сфера», 2015г.
  3. Каштанова Т.В. Организация оздоровительного центра в образовательном учреждении. Практическое пособие. М.: АРКТИ. 2012г.

Ф.Р. Миронова,

 учитель начальных  классов, КГУ ОШ№4,

Абайский район,

Карагандинская область

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*