Home » Детский сад » Здоровье малыша – Дені саудың жаны сау

Здоровье малыша – Дені саудың жаны сау

Экологическое воспитание в детском саду

Берегите эти воды, эти земли.

Даже малую былинку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивая лишь зверей внутри себя…

Важнейший аспект в решении вопроса сохранение земли – образование людей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего населения, включая и подрастающее поколение. Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент, осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго, а порой и на всю жизнь остаются в памяти человека.

Но вседозволенность по отношению к природе прощалась и даже поощрялась. Форма поощрения оказывали бесконечно разнообразными: от детских стихов:

«Мы были за речкой, на том берегу,

На большом, душистом заливном лугу.

Бабочек ловили и венки плели

На колхозном сене отдохнуть легли…

Стрекозу поймали, крылья хороши!

За кувшинкой лезли через камыши…»

до безудержных, экологически безграмотных, хозяйственных проектов.

Любовь к земле, всегда связана с любовью к родным местам – к своему городу, селу, где человек родился и живет.

В любое время года наблюдательный человек, проходя полем или лесом и изучая следы зверя, увидит, как интересно меняется окружающий мир, как тропинка, озеро. Болото становится ареной многих событий и происшествий, а заросшая излучина вмещает целый подводный мир.

Реки, луга, леса с разнообразием растений и животных – наше богатство. Его надо беречь. Однако за последнее время резко сократились в нашей области уловы рыбы, так как реки загрязняются промышленными отходами. Защиты просят не только рыбы, но птицы и звери, обитающие в лесах, и сами леса. Топор не щадит водоохранные посадки, прекращающие обмеление рек и озер, рост оврагов, он губит деревья, защищающие транспортные пути, поля от разлива.

Известно, что к использованию естественных богатств следует подходить с особой осторожностью. Немного времени требуется, чтобы срубить самое толстое дерево, а вырастить его надо много десятков лет. Ничего нет легче, чем поймать рыбу во время нереста: она теряет в это время всякую осмотрительность. Но одновременно гибнет и ее многочисленное потомство. Разоришь птичье гнездо – и не прилетит в него на другое лето птицы, а без них начнут хиреть окрестные леса и рощи.

О родной природе. О ее богатствах нужно воспитывать в детях заботу.

Как редко мы задумываемся над тем, как лес, луг, река, даже пустырь за городскими домами, т.е. все то, что обычно называют природой, помогают нам воспитывать малышей. Именно малышей, потому, что стоит им повзрослеть чуть-чуть; как в дело вступают другие силы. А пока дети малы, все цветы и травы, жучки-паучки, птицы, кошки, собаки – все это близко им.

Возбуждать симпатии к растениям и животным, раскрывая их свойства, повадки, их суть, — один из путей воспитания доброго отношения к ним. Ребенок не только должен осознавать, что нельзя разрушать муравейник, убивать лягушек и разорять птичьи гнезда, топать и рвать цветы. Ему необходимо внушать любовь к муравью и лягушке, колокольчику и дубу – ко всему, что его окружает. Например: провели природоохранную акцию «Наш друг — муравей», развлечение «Здравствуй, букашечка», в котором ещё раз показать необходимость бережного обращения с насекомыми (их пользу и вред). Дети пели песни о насекомых,  инсценировали сказку, читали стихи, отгадывали загадки, проговаривали правила поведения с насекомыми. Чтение сказок, рассказов, рекомендованных Государственным общеобязательным стандартом образования Республики Казахстан.

Дети сами нуждаются в доброте и ласке. И вместе с тем они способны бескорыстно и безмерно отдавать свою доброту всему живому. Только бы им в этом  не мешали,  а наоборот, помогали сохранить свою доброту на всю жизнь. Это и будет экологическое воспитание. «Любовь к природе – это эстетическое чувство, формирующее взгляды, вкусы, — писал Ч. Дарвин, — утрата этих вкусов равносильна утрате счастья и может вредно отразится на умственных способностях, а еще вероятнее на нравственных качествах».

А может, стоит задуматься еще и над тем, как разные времена года позволяют затрагивать разные струнки в душах детей?

В старшей группе представления детей о природных явлениях в неживой и в живой природе должны расширяться и умножаться. В это время формируется реалистическое понимание этих явлений и умений устанавливать взаимосвязь между ними.

Великий педагог К.Д. Ушинский говорил, что логика природы есть самая доступная и самая полезная логика для детей. Но ведь логика природы как раз и состоит во взаимосвязи, взаимодействии составляющих природу компонентов.

Современную экологию можно определить, как науку о взаимодействиях живых систем различных уровней с окружающей средой, о взаимодействии человека и природы, экологические связи, по моему мнению, отражают самую сущность экологии. Без их раскрытия окажется, попросту, невозможным полноценное экологическое воспитание детей.

Нужно решить, по крайней мере, три задачи:

  • Доказать детям, что в природе все взаимосвязано;
  • Помочь понять им, для чего нужны природные связи: для того, чтобы не нарушать их, ибо нарушение людьми природных связей влечет за собой плохие последствия (и для природы, и для человека), зная же эти связи можно использовать природу разумно и бережно;
  • Помочь детям научиться строить свое поведение в природе. На основе знаний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценки возможных последствий своих поступков (здесь мы выходим на правила поведения в природе).

Можно представить себе три уровня изучения природы:

  1. Объекты природы рассматриваются в отдельности, не обращая внимания на их связи;(на занятиях по экологии, на экскурсии, прогулке, ухаживании в уголке природы за объектами, на занятиях по изо деятельности).
  2. Объекты природы рассматриваются в их взаимной связи. Внимание концентрируется на том, например, чем питаются те или иные, строятся соответствующие цепи питания. Или выясняется, скажем, значение леса для реки и т.д. (просмотр презентаций, видеофильмов, иллюстраций, дидактических и настольных играх)
  • Это уровень, когда рассматриваются уже не просто предметы, процессы.
  1. «Надо было исследовать предметы, прежде чем можно было бы преступить к исследованию предметов; надо же сначала знать, что такое данный предмет, чтобы можно было заняться теми изменениями, которые с ним происходят». Какие изменения в природе нас интересуют при знакомстве с природой, прежде всего?

Во-первых, сезонные, в основе которых лежат действие естественных факторов. Во-вторых, те, которые вызваны деятельностью человека.

Для решения таких задач, как:

  1. Сообщение новых, закрепление и обогащение имеющихся знаний о природе нашего региона (наблюдение за озеленением и разбивкой парков, садов на левом берегу реки Есиль; экскурсия в лес Акмолинской области, совместно с родителями; целевая прогулка по улицам Астаны; посадка рассады, наблюдение за её ростом и высадка цветов на участке в детском саду совместно с родителями и детьми; посещение теплицы, питомника, где выращиваются овощи, цветы и молодые деревья).
  2. Воспитание навыков заботливого отношения к природе и ее обитателям, нахождение взаимосвязи явлений в природе, умение делать выводы.
  3. Воспитание любви к природе своего города; полезно создание экологической тропы.

Эта тропа может быть проложена в городском парке или других зонах отдыха, на территории детского сада.

Создание экологической тропы следует начинать с организационной работы по изготовлению карты – схемы прохождения маршрута, подготовки стендов и указателей. Объектами экологической тропы могут быть:

  1. Памятники природы: редкие для нашей местности растения или старые деревья, растущие на территории детского сада.
  2. Лекарственные растения, специально высаженные на участке.
  3. Уголок леса, где дети будут упражняться в правилах поведения в природе.
  4. Питомник, где можно выращивать сеянцы и саженцы древесно-кустарниковых растений, цветов.
  5. Участок для труда. Это может быть специально оборудованный уголок.
  6. Зона отдыха. Для этой цели подойдет и спортивная площадка.

В каждой возрастной группе работа на экологической тропе предусматривает определенное содержание и методические программы.

Экологическое воспитание, по моему мнению, это не только воспитание любви к природе, ее понимание. Прежде всего это воспитание человечности, доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, к предкам и потомкам. Дети наши должны быть милосердными. Старость – это мудрость, это жизненный опыт, это тепло и уют дома. Забота об уходящем поколении – это истинный гуманизм, подлинное свидетельство благородства и милосердия.

  • Чувство любви малыша к своей Родине — Казахстан связывается с местом, где он родился, живет. Наша задача углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого – в ближайшем окружении.

Прежде всего, нам самим пришлось пополнить свои знания о родном городе и его природе в музее, подобрали литературу о нашей земле.

Провели занятие с целью выявить, что дети знают о правилах безопасного поведения в природе Казахстана. Одно из занятий во время прохождения

экологической тропы.

Образовательные области: «Социум», «Коммуникация».

Раздел: Основы экологии.

Тема: Правила безопасности в природе.

Цель: Систематизировать знания о правилах безопасности в при­ роде.

 Формировать навыки послушания взрослых. Развивать разговорную речь,

 умение отвечать полными предложениями. Воспитывать уважение к взрослым.

Оборудование и материалы: картинки леса,  цветные карандаши, куклы Ернар и

Жанар, картинки растений, насекомых, сюжетные картинки о ситуации в лесу.

Словарная работа: безопасность.

Билингвальный компонент: қауiпсiздiк — безопасность, мухомор- шыбынжұт.

Круг радости «До чего хорош денек».

Игровой момент. Письмо от Ернара и Жанар.

Словарная работа.

Физминутка

Индивидуальная работа в тетрадях.

Итог

После всего этого наметили план ознакомления детей с природой нашего региона. Вот такие определились темы: «Что нужно знать о лесе?..», «Красная книга нашей местности», «Кто и как охраняет у нас природу?»

Воспитательная работа была связана со всеми видами детской деятельности.

Впечатления дети передавали в рисунках, играх, аппликациях. Я провожу с детьми занятия по изо деятельности: рисуем различными методами. Детям нравится метод «тычок». «Тычок» подчеркивает пышность растения (одуванчик), пушистость животного (зайчик) и т.д. (рисунки прилагаются).

В старшей и подготовительной группе дети хорошо выполняют поделки из природного материала. Во время экскурсий в парке мы с детьми заготавливали природный материал: шишки, ветки, различные коряги. На занятиях изготавливают различные поделки. Показывают детям, что может получиться из простой шишки, коряги, из скорлупы грецкого ореха.

Так постепенно в процессе работы, я стараюсь воспитывать у детей доброту, отзывчивость, развиваю детскую пытливость, любознательность, интерес, любовь к родной природе, желание заботиться о ней. Уже виден результат работы.

Многие дети, я замечаю, не ломают веток, не срывают цветы, возмущаются, когда не только их ровесники, но и взрослые ведут себя в этом смысле не подобающе.

А главное – земля стала ближе.

 

Мергенова Айжан Жанайдаровна,

воспитатель высшей категории,

ясли сада № 14 «Ақбөпе»,

г. Астана

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*