Home » Учебно-методические материалы » Зеркало предметной компетенции …предметная олимпиада  

Зеркало предметной компетенции …предметная олимпиада  

«Просвещение – это выход человека из состояния своего несовершеннолетия то есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого. Это такая причина, которая заключается не в недостатке рассудка, а в недостатке решимости и мужества пользоваться им без руководства со стороны кого-то другого. Решите быть мудрым! Имей мужество пользоваться собственным умом! – Таков, следовательно, девиз Просвещения!»

 И. Кант

Мы сегодня уже привыкли к такой форме организации учебного процесса, как «Олимпиада – это состязание учащихся учреждений среднего общего, высшего или профессионального образования, требующее от участников демонстрации знаний и навыков в области одной или нескольких изучаемых дисциплин». Олимпиады имеют огромное значение в формировании функционально грамотной личности молодого гражданина Казахстан. Данные формы обучения стимулируют и активизируют деятельность учащихся, развивают их творческие способности и формируют дух состязательности. Олимпиады школьного уровня могут проводиться по всем предметам — математике, физике, химии, русскому языку и литературе, иностранным языкам, информатике, технологиям.

Школьные олимпиады проводятся по следующей вертикали: районные, областные и республиканские. Учителя, организующие олимпиады, иногда проводят их дистанционно с помощью сети Интернет. Так же дает хороший результат процесс интеграции проведения олимпиады и организации выставки детского технического творчества, на которых экспонируются лучшие работы школьников, что придает импульс развитию их способностей в соответствующих отраслях знаний и деятельности. Достижения детей позволяют судить о творческом характере работы учителей, их умении находить и развивать таланты, а главное здесь идет всестороннее развитие  ребенка, который имеет возможность не только демонстрировать свое умение работать руками, но и рассказать свой ход мыслей, который в диалоге  может выявить, где выставляемая модель имеет сильные и слабые стороны. Сегодня мы уже знаем, что талантливый и одаренный ребенок, иногда, нуждается в большой поддержке, чем кто — либо другой. В современном образовании существует ряд проблем. Одна из них заключается в том, что успех в школе не всегда означает успех в жизни. Очень часто происходит наоборот. Почему? Может быть, мы не учим детей чему-то очень важному? Один из предлагаемых путей решения данной проблемы – формирование предметной компетентности. Это ответ на вопросы, как решать практические задачи в условиях реального мира, как стать успешным, как строить собственную линию жизни.

Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, — ускорение темпов развития общества. Конкурентоспособность на таком рынке труда во многом зависит от способности человека приобретать и развивать умения, навыки, компетентности, которые могут использоваться или трансформироваться применительно к целому ряду жизненных ситуаций. Что будет с обществом в середине XXI века, трудно представить. А нынешним детям жить в это время. И один из приемов развития предметной компетентности  — это предметная олимпиада.  Дело в том, что участие в любой олимпиаде — это работа не одного дня, чаще всего, это учащиеся, которые до этого проявили желание к глубокому изучению данного предмета, на факультативных занятиях. Учащиеся выбирают факультативы соответственно своим интересам, поэтому их деятельность на занятиях характеризуется активностью и интенсивностью. Это требует учета при планировании занятий. Интерес учеников к факультативному курсу побуждает учителя подбирать актуальные темы и оптимальные виды деятельности учеников, предлагая им средства развития мышления, памяти, воображения, индивидуальных способностей. На занятиях по каждому предмету выявляются учащиеся, которые стремятся уделять больше времени данному курсу, чем это предусмотрено учебным планом. В результате могут создаваться, не только факультативы, предметные кружки и подобные им формы обучения (мастерские, лаборатории, кафедры, студии). Состав кружков формируется на добровольных началах из учащихся параллельных классов или из разновозрастных учеников. Руководство кружками осуществляют учителя-предметники.

Содержание занятий в кружках включает углубленное изучение наиболее интересных вопросов курса; знакомство с деятельностью выдающихся ученых, писателей и других деятелей; с новейшими достижениями науки и техники; проведение вечеров, посвященных юбилеям ученых или научным открытиям; организацию технического моделирования и опытнической работы по биологии, организацию встреч с исследователями и т. д. На основе кружковой работы могут создаваться научные общества (школьные академии и т. п.), которые объединяют и координируют работу кружков, проводят массовые мероприятия, организуют конкурсы и, конечно же, олимпиады.

Общепредметные компетенции предполагают формирование способностей у учащегося решать проблемы на основе известных фактов, понятий из различных образовательных областей. Например:

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логичное рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью и др.

Предметные компетенции — имеют конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов. Предполагают формирование способностей у учащегося привлекать для решения проблем знания, умения, навыки конкретного учебного предмета.

Предметная компетенция, приобретаемая в процессе изучения учебного предмета и характеризующая определенный уровень владения знаниями, умениями и навыками, а так же включает следующие виды компетенции: лингвистическую (языковую), речевую, коммуникативную, социокультурную, а также и профессиональную (в перспективе).

При составлении заданий должен выполняться ряд требований:

  • несколько заданий должно быть посильно всем участникам;
  • часть заданий должна допускать несколько подходов к поиску решения;
  • обязательно должны быть включены задания творческого характера, так как именно они способствуют выявлению одаренных учащихся;
  • все задания подбираются так, чтобы учащиеся могли творчески использовать базовые знания программы данного класса (комбинаторные, логические, развивающего характера, на сообразительность);
  • участник олимпиады должен покинуть соревнования, не только продемонстрировав свои знания, но и получив новые;
  • объём самостоятельной работы планируется так, чтобы выполнение заданий не занимало бы больше часа.

Для успешного решения олимпиадных задач необходим соответствующий тренинг, в результате которого учащиеся овладевают умениями «олимпиадного мышления», способностью в короткий срок наметить пути решения и выбрать оптимальный. За определенное время до назначенного срока учитель предупреждает детей об олимпиаде. Знакомит участников с тренировочными упражнениями по предмету, системой оценки, правилами оформления и регламентом. Обязательным этапом олимпиады является финальный разбор и комментирование заданий сразу после сдачи работ всеми участниками, для того, чтобы ученики могли оценить уровень своего выступления и удовлетворить своё любопытство «по горячим следам».

Проведение предметных олимпиад среди младших школьников имеет большое воспитательное и обучающее значение. Олимпиады позволяют ученику познать себя, дают возможность в большей степени почувствовать в себе уверенность, служат развитию творческой инициативы ребят. Они являются ценным средством воспитания умственной активности детей, активизируют психические процессы (внимание, мышление, воображение и т.д.), вызывают интерес к процессу познания.

 

Айгуль Казихановна Садыкова,

к.п.н., доцент педагогики, доцент кафедры дошкольного, начального обучения и воспитания личности, филиала АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Костанайской области», г. Костанай

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*