Цель: Развитие самостоятельности детей, умения на практике применять имеющиеся знания и умения.
Закрепить и обобщить знания детей о зиме, зимних явлениях в природе, о заготовке мяса на зиму — согым, продолжить знакомить с этикетом в гостях; дать понятие о вежливых словах; прививать детям навыки правильного поведения за столом, показать важность соблюдения правил культурного поведения.
Расширить представления о жизни птиц и зверей в зимнее время года.
Развивать познавательный интерес через стихи, рассказы.
Обогащать и активизировать словарь детей (холодная, суровая, морозная, лютая, вьюжная, злая, длинная, волшебная, хрустальная), различать понятия «звуки», «слоги», «слово», «предложение».
Закрепить знания дошкольников о профессиях взрослых (писатель, синоптик, художник).
Закрепить знания детей о счете, составление и решение задач в пределах десяти.
Формировать интерес к окружающему, развивать слух, память, внимание, воображение, мышление.
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, умение видеть красоту окружающего мира, развивать эстетическое восприятие, творческие способности; воспитание этикетного поведения у детей, взаимопомощь, вежливость, ответственность.
Предварительная работа:
Чтение произведений о зиме, заучивание стихов, пословиц, загадок, беседа.
Материал:
Иллюстрации о зиме, подбор стихов, пословиц; бумажные снежинки.
Ход урока:
Круг радости: Встанем дружно мы в кружок,
За руки возьмемся
А теперь, мои друзья,
Друг другу улыбнемся!
-Как вы думаете, какое сейчас время года?
-Как вы догадались? (Потому что вокруг лежит снег)
Дидактическая игра «Скажи правильно».
-Снег белый или зеленый?
-Снег горячий или холодный?
-Снег падает или поднимается?
-Елки зеленые или красные?
-Снежинки ползут или кружатся?
-Снежинки легкие или тяжелые?
-Зимой мы тепло одеваемся?
-Зимой можно идти на прогулку в шортах?
Давайте вместе с вами составим свой небольшой рассказ о зиме. Я начну, а вы продолжайте.
Тихо, тихо как во сне,
Падает на землю (снег)
С неба все скользят пушинки-
Серебристые (снежинки)
Вот веселье для ребят-
Все сильнее (снегопад)
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в (снежки)
Словно в белый пуховик
Нарядился (снеговик)
Молодцы, ребята вы мне хорошо помогли.
О прелестях зимы говорят многие, например писатели пишут рассказы о зиме, поэты пишут стихи о зиме, художники пишут картины о зиме, а что же говорят наши синоптики? Приглашаю синоптика рассказать о погоде на сегодня у нас в Астане. «Сегодня ожидается холодная погода, вечером на небе появятся облака, возможно будут осадки в виде снега».
Она явилась закутанной, белой, холодной (под музыку скрипучего снега) Кто вы? — Я – время года – Зима. Я принесла с собою снег и набросаю его на землю. Закрою все белым пушистым одеялом. А еще придет мой брат – Мороз и заморозит все и всех. А если вы будете шалить, то не пожалеет и вас.
— Ой, ой, ой! Какая нехорошая зима!
— Подождите, дети… Но зато я подарю Вам катанье с гор, коньки и санки. Разве Вы не любите зиму?
Тогда расскажите все обо мне, мне будет приятно слышать о себе.
Дети о зиме:
Зима — волшебное и сказочное время года. Спит лес, не слышно животных, прячутся по своим норкам, пережидают долгую зиму, лишь некоторые выходят поохотиться.
Наступила суровая зима. Все было покрыто снегом. Тяжело пришлось от этого зимующим птицам. Бедняжки нигде не могли найти корма. Мы им помогаем, подкармливая крошками хлеба.
Зима. Морозы сковали землю. Замерзли реки и озера. Везде лежит белый пушистый снег. Дети рады зиме. По свежему снегу приятно бежать на лыжах, играть в снежки, лепить снеговика.
Наступила настоящая зима. Земля покрыта белоснежным ковром. Не осталось ни одного темного пятнышка. Деревья стоят, засыпанные снегом, как будто надели теплые шубы…
Под ногами мягко хрустит снег, воздух прозрачней.
Мы любим зиму, любим снег. Погода зимой часто меняется, он бывает разным. Февраль — месяц метелей, буранов. Мороз покрыл льдом реки и озера. Рисует на окнах узоры. Кусает нос и щеки. Падают, кружась снежинки. Снег покрыл землю белым одеялом. Метели и вьюги заметают дороги.
Зимой холодно, день короткий, а ночи длинные. Люди одеты в зимнюю одежду, дети вышли на улицу с санками.
Животным зимой холодно, они одевают красивые и пушистые шубы.
Зайцы переодеваются – меняют, свою, серую шубку — на белую.
Люди одеты в теплые вещи: шапки, шубы, валенки и варежки.
Дети катаются на санках, на коньках, лепят снеговика и играют в снежки.
Зимой из леса, к нашим кормушкам, прилетают птицы.
Птицы и животные, зимой, голодают. Люди их подкармливают.
Конец формы
Да, мне очень понравились ваши рассказы обо мне. Да я такая непредсказуемая!
Давайте, развеселим нашу гостью. Какая погода может быть зимой?
Предлагаю варианты: Если на улице идет снег, то пагода снег- снежная,
мороз- морозная, ветер –ветреная, холод- холодная.
Расскажем стихи о зиме и проведем нашу Зимушку- зиму.
(Провожаем нашу зиму)
Теперь, хочу, чтобы вы поработали по грамматике.
— Мы сейчас проверим! (Показывает напечатанные буквы «К», «О», «В»)
Что это? (Буквы)
Что я говорю: «А», «М», «О», «С» (Звуки)
ДА-ДЕ-ДУ-ДИ- это слоги!
Из слогов состоят? (Слова)
Со слов, состоит? (Предложение)
Из предложений что состоит? (Стих, загадка, сказка, рассказ)
Прошу вас закрыть глаза и послушать, что я прочитаю.
«Посмотрите в окно. Все стекло разрисовано белыми узорами — это мороз его так разрисовал. Холодно на улице. Все вокруг покрыто снегом — и земля, и крыши домов, даже на деревьях — снег. Озера и реки покрыты льдом, заметены снегом поля и леса. Ночи стоят длинные, а дни короткие … »
О каком времени года этот рассказ? (Зима)
Загадки
С каждым днем все холоднее,
Греет солнце все слабее,
Всюду снег, как бахрома, —
Значит, к нам пришла… (зима)
На зиму принято резать согым – заготавливать мясо.
Казахи не могут жить без мяса. Поэтому согым для казахов – это большой праздник. Я выросла на севере Казахстана и для меня соғым — это не просто мясо, которое закупается на зиму. Для меня соғым — это праздник, который остался в моей памяти с детства.
У нас же соғым был настоящим праздником. И вот наступал торжественный день, когда люди собирались в каком-нибудь доме, чтобы отведать свежую конину. За дастарханом собиралось до 50 человек, если позволял дом. И конечно, сразу готовили шужык, казы, карта, которые всю зиму и кушали. За праздничным дастарханом было весело и шумно. Садились за стол все вместе, от мала до велика. И конечно, после того как все накушались, гости пели песни. Для меня это самые душевные песни в мире. Такая традиция была и есть. Эта традиция позволяла встречаться за дастарханом, обсуждать новости, делиться своими мыслями.
Так вот, на согым приглашаются гости или же мы идем в гости.
Запомните основные правила поведения за столом: не кричать, громко не разговаривать, не вертеться, не садиться за стол с грязными, немытыми руками, не оставлять еду в тарелке.
Хлеб из хлебницы берут рукой, отламывают небольшие куски и едят.
Бестактно считается лепить из хлеба шарики, фигурки, не доедать кусок хлеба, бросать его на пол.
Суп мы едим столовой ложкой, не чавкая, не прихлебывая, не дуем на него. Лучше подождать, пока суп слегка остынет. Суп можно немного и не доесть, а если все же вы хотите съесть все до капли, тарелку лучше наклонить от себя. Сидеть на стуле нужно прямо и красиво, не класть локти на стол, не качаться на стуле, не тянуться через весь стол за куском хлеба. Жевать нужно неслышно, с закрытым ртом. Не дуть на горячий суп или чай, не чавкать, не сопеть, громко не разговаривать. А после еды нужно не забыть поблагодарить хозяйку за вкусное угощенье!
В казахских семьях принято угощать гостя. Гостеприимство — прекрасная черта казахского народа.. Хорошо, когда чувствуешь себя в гостях легко и свободно. Но и гость должен быть вежливым. Ввести в привычку выражать слова благодарности за угощение.
Правила нужно знать и соблюдать.
Этикетные правила должны стать нормой поведения, войти в привычку. В этом случае говорят о хороших манерах. Когда человек постоянно нарушает правила, говорят, что у него дурные (плохие) манеры.
Согласно этикету
Нашли мы все ответы
На множество вопросов
Загадок и проблем.
И как вести мы знаем
И в грязь мы не ударим,
Все правила запомним,
Еще расскажем всем.
Байтакова Алмагуль Болаткановна
преподаватель ІІ категория русского языка
ГККП «Ясли -сад №70 «Құлыншақ»
Мои дети xодят в садик 70 «Кұлыншақ» Садик очень xороший, чистый. Дети говорят, что воспитатели вежливые и добрые. Кормят xорошо. Дети довольны и с желанием xодят в садик.