«Мне хочется, чтобы дети с самых малых лет освоили
искусство быть всегда здоровыми и счастливыми,
чтобы учились и росли, обретая мудрость жизни
и счастье в служении человечеству»
Сара Алпысовна Назарбаева.
Будущее нашего государства во многом зависит от того, как общество воспитает подрастающее поколение, от уровня сформированности у детей, подростков и молодежи гражданской позиции, потребности в нравственно-духовном совершенствовании, уважения к традициям и обычаям своего народа.
Сегодня в республике складывается целостная система воспитания поликультурной личности с творческим типом мышления, развитой мировоззренческой культурой. В основу формирования личности ребенка положено нравственно-духовное воспитание. В 1750 году Бенджамин Франклин написал в Альманахе Ричарда Бедного «есть три вещи чрезвычайно трудноодолимые: сталь, алмаз и познание себя».
Нурсултан Назарбаев говорил, что современное образование в РК нуждается в моделировании принципиально нового подхода в развитии гармоничной личности. Таким образом, осуществляемые реформы в образовании показали, что курс «Самопознание» является важной государственной образовательной программой духовно-нравственного воспитания в республике Казахстан. Сара Назарбаева считает, что важно не только научить детей жить в гармонии с миром и самим собой, но и правильно выбрать свой путь.
Главная цель проекта «Самопознание» — возродить человеческие ценности в современном обществе. Его девиз – «Познай себя и окружающий мир». Автор проекта, Сара Назарбаева говорит, что основная задача педагогов и родителей – объяснить ребенку: главное в жизни – стать человеком. Обращаясь к учителям и воспитателям, Сара Назарбаева напомнила об их миссии: помочь детям поверить в свои силы, научить доверять людям, окружающему миру, а главное спешить делать добро.
Главная цель нашего общества – возродить общечеловеческие ценности через процесс воспитания и образования, научить детей жить в гармонии с самим собой и окружающим миром. В современном мире возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения и воспитания в частности. К таким активным формам можно отнести игровые технологии. Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения и воспитания, которая позволяет сделать интересными и увлекательными работу детей на творческо — поисковом уровне. Занимательность условного мира игры дает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действия активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации.
Игра – это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять. Одним из важнейших направлений работы считается развитие речи, что имеет исключительно большое значение для полноценного социально-личностного развития ребенка. Для выявления и коррекции различных отклонений в развитии речи необходимо использовать разнообразные игровые технологии: игры-имитации, дидактические и сюжетно-ролевые игры, игры-эксперименты, беседы, рассматривание иллюстраций, художественное слово, проблемные ситуации, опорные схемы. Работу по развитию речи в виде бесед, словесных и пальчиковых игр можно проводить не только на занятиях, но и в любых других ситуациях. Особенно детям нравятся игры-интервью. Педагог выступает в роли журналиста и задает вопросы по какой-то определённой теме. Например, такие вопросы о зиме:
— Какое время года наступило?
— Какого числа празднуется Новый год?
— Что зимой длиннее ночи или день?
— Как называются зимние осадки?
— За что ты любишь зиму?
На занятиях дети учатся говорить о себе, о своих чувствах, мыслях и поступках, анализировать их и давать им адекватную оценку, слушать как себя, так и других, принимать людей такими, какие ни есть, проявляя к ни доброжелательность и терпимость. Для воспитания гармоничной личности необходимо развивать не только познавательные процессы, но и эмоциональный интеллект, личностные качества ребенка.
Игра настолько многофункциональна, оригинальна, уникальна, ее границы настолько обширны и прозрачны, что дать ей какое-либо четкое, лаконичное определение, наверное, просто невозможно. Многие объяснения игры, которыми располагает наука, неточные, а иногда и просто неверные. Нидерландский философ культуры Йохан Хейзинга так смотрит на эту проблему: «Пожалуй, можно было бы принять одно за другим все перечисленные толкования, не впадая при этом в обременительную путаницу понятий». Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые должны выступать как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности. Игровые задания должны быть подобраны так, чтобы их выполнение было связано с определенными сложностями. С другой стороны, задания должны быть доступны каждому участнику, поэтому необходимо, во-первых, учитывать уровень участников игры; и, во-вторых, задания подбирать с «вилкой» от легких (для отработки учебного навыка) до тех, выполнение которых требует значительных усилий (формирование новых знаний и умений). Игра позволяет ребенку усваивать общечеловеческие ценности, культуру представителей разных национальностей, поскольку «игры национальны и в то же время интернациональны, межнациональны, общечеловечны». Как правило, игры требуют от ребенка умения расшифровывать, распутывать, разгадывать, а главное — знать предмет. Чем искуснее составляется дидактическая игра, тем наиболее умело скрыта дидактическая цель. Оперировать вложенными в игру знаниями ребенок учится непреднамеренно, непроизвольно, играя.
Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого деятельность, работа, служба. Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Дети повторяют в играх то, к чему относятся с полным вниманием, что им доступно наблюдать и что доступно их пониманию. Уже потому игра, по мнению многих ученых, есть вид развивающей, социальной деятельности, форма освоения социального опыта, одна из сложных способностей человека. Дети свободно вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую. Поэтому игровая технология – самая актуальная для педагогов и воспитателей. Необходимо использовать в работе личностно-ориентированное обучение, которое обеспечивает самопознание детей, развитие у них рефлексивных способностей, овладение способами саморегуляции, самосовершенствования и самоопределения.
Литература
Беспалько В.П. «Слагаемые педагогической технологии». М. Педагогика, 1989г.;
Маркова А.П. «Формирование мотивации учения». М. Просвещение, 1990 г.;
Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте». М. Просвещение, 1991 г.;
Эльконин Д.Б. «Символика и ее функции в игре детей//Дошкольное воспитание» 1966 г. №3;
Шмалов С.А. «Игры учащихся – феномен культуры». М. Новая школа, 1994г.;
Пидкасистый П.И. «Технология игры в обучении и развитии» М. Педагогика, 1989 г.;
Маралов В.Г. «Основы самопознания и саморазвития». М. «Академия», 2004 г.
Сагындыкова Айгуль Раймкуловна,
воспитатель второй категории,
КГКП «Ясли — сад №29«Балдәурен»,
г. Сатпаев,
Карагандинская область