Home » Развивающий цикл » Классическая музыка как средство духовного и эмоционального развития ребёнка

Классическая музыка как средство духовного и эмоционального развития ребёнка

«Нельзя вырастить полноценного человека

без воспитания в нем чувства прекрасного».

Р. Тагор

 Современный мир в последнее время часто сталкивается с огромной проблемой, которая заключена в первую очередь в снижении уровня нравственной культуры общества, отсутствии искусства сопереживания. Смещение акцентов в сторону материальных ценностей приводит к утрате человечности, способности души к состраданию, ожесточенность, агрессивность – все это говорит об отсутствии гуманности, отношений в обществе, демонстрирует недостаток духовности в целом.

Исчезла та самая гармония, о которой так много говорили еще древние греки, ставившие на первое место эстетическое воспитание человека. Гармония не только в природе, во Вселенной, но и в самом человеке, а значит, и в обществе в целом. Разделение таких понятий как «душа» и «тело», а иногда даже и исключение первого (духовного) делает человека односторонне развитым, заботящимся лишь о физических и интеллектуальных потребностях.

В.А.Сухомлинский писал: «Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека». Не случайно музыкальное воспитание, формирование его средствами духовности ребенка, все настойчивее входит в разряд первостепенных задач, волнующих мировую общественность.

Выполняя задачу воспитания всесторонне развитого человека, следует уделять должное внимание эмоциональному развитию дошкольников и младших школьников. И здесь трудно переоценить значение искусства, как области «духовного производства», в котором нераздельно соединены, органически слиты предметно-жизненная, идейно-целостная, нравственная и эмоциональная стороны.

Видов и форм искусства много. Все они, в большей или меньшей мере, воздействуют на разум и чувства человека, развивают стремление к прекрасному, формируют гуманное отношение к ближнему, нравственной культуре личности.

Музыка – один из наиболее эмоциональных видов искусства, сильнее всего, сразу и непосредственно действует на внутренний мир человека, на его чувства и волю, проявляясь потом в поступках и поведении. Музыка в огромной степени влияет на слушателя воодушевляя и облагораживая его, делая искренне и чище по отношению к другим, тверже и упорнее в достижении своей цели.

Детство – наиболее оптимальная пора для приобщения ребенка к миру прекрасного. Яркие музыкальные произведения, выражающие глубокие чувства человека, способные вызвать эмоциональный отклик, воздействуя на нравственную сторону души, становятся источником и средством духовного развития и формирования общей культуры ребенка. Дети учатся понимать доброту и человечность поступков героев музыкальных произведений.

Интерес к музыке, увлеченность и любовь к ней – обязательные условия для того, чтобы она широко раскрыла и подарила детям свою красоту, чтобы она могла выполнить свою воспитательную и развивающую роль, благотворно воздействовать на эмоциональную сферу ребенка. Сформировать подобный интерес к миру музыки – первостепенная задача учителя.

Цель уроков музыки заключается в том, чтобы привить дошкольникам и ученикам начальной школы с детских лет потребность в общении с искусством, научить ориентироваться в огромном потоке музыкальной информации. Уроки должны способствовать формированию богатого внутреннего мира детей, развивать их эстетически. Учителю необходимо стремиться создавать все условия для проявления эмоционального отклика детей на предлагаемую музыку.

Рассказывать о музыке – дело достаточно сложное. Для вступительного слова важно найти образные сравнения, яркие выражения, что будет способствовать созданию эмоционального настроя, необходимого для восприятия произведения. Далее целесообразно подвести детей к осознанию содержания произведения, элементов музыкальной речи и комплекса выразительных средств.

Важно формировать у детей навыки внимательного слушания, умения рассуждать о музыке, давать нравственную оценку ее содержанию. Внести чувство радости в общения детей с музыкой – важнейшая педагогическая задача.

Дошкольников и младших школьников часто объединяет любовь к веселой и жизнерадостной музыке, которую они слушают с удовольствием. И те, и другие также с интересом воспринимают произведения героической и патриотической тематики. Ребят этого возраста привлекают пьесы, выражающие детский мир, отличающиеся конкретностью, яркостью образов, живым поэтическим содержанием, гибкостью ритмов, ясностью языка и формы. Такие произведения, как «Кішкентай» Кұрманғазы, «Прогулка» и «Сказочка» С. Прокофьева, «Бұлбұл» Дины Нурпеисовой, «Ласковая просьба» Г. Свиридова, «Вальс», «Мама», «Нянина сказка» из цикла «Детский альбом» П. Чайковского и т.д. вызывают у детей эмоциональный отклик и непосредственный интерес.

Способна ли музыка с одинаковой силой воздействовать на всех слушателей?  Скорее всего, нет. И в этом еще одна ее особенность. Каждый ребенок по-своему проявляет интерес и увлечение музыкой, отдает предпочтение какому-либо музыкальному жанру, любимому композитору, отдельному произведению, имея определенный опыт слушания. Однако, как учат читать, считать, писать, рисовать, так надо учить узнавать, оценивать музыку, внимательно слушать, отмечая динамическое развитие образов, столкновение и борьбу контрастных тем и их завершение. Постепенно вырабатывается музыкальный вкус. Усилия педагога не тщетны, если у ребенка возникает потребность постоянного общения с музыкой, эмоциональные переживания становятся более тонкими и разнообразными. Музыкальное искусство, непосредственно воздействуя на чувства ребенка, формирует его личность. Это воздействие бывает подчас более сильным, чем уговоры и указания. Знакомя детей с произведениями различного эмоционально-образного содержания, учитель побуждает их к сопереживанию и осмыслению жизни. Разнообразные чувства, возникающие при восприятии музыки, обогащают духовный мир детей, что является одним из важнейших условий формирования гуманной, гармонично развитой личности, готовой жить в обществе, построенном на принципах взаимоуважения, открытости и гуманизма, состоящем из граждан с высоким образовательным, культурным и духовным потенциалом.

Теме гуманизации общества уделено большое внимание в актуальной «Программе развития образования Республики Казахстан». Значит, с учетом высочайших темпов развития нашей страны, именно таким мы и увидим наш общий дом – Казахстан в самом ближайшем будущем. И пусть достижению этих высоких целей всячески содействует волшебная сила музыки.

 

Белозерова Капитолина Николаевна,

директор школы «Почемучка»,

г. Астана

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*