В течение многих лет общество было нацелено на преобразование природы, на то, «чтобы взять у нее все богатства», а человек считал себя победителем, покорителем природы. Это означает, что в отношениях «люди – природа» человек рассматривает себя как главное действующее лицо, которое может переделать свое окружение так, как ему нравится, для своего блага. Мы считаем, что у подрастающего поколения должно сформироваться новое экологическое сознание. И кем бы наши дети ни стали в будущем, они должны хорошо понимать свою роль в окружающем мире, осознавать последствия своих действий, иметь представление о законах природы.
В настоящее время экологическая ситуация в мире требует изменения поведения человека. Для этого всем людям, живущим на Земле, необходимо осознать реальное положение человека как биологического вида, существующего на нашей планете наравне с другими, не менее значимыми видами. Дети должны понимать ограниченность природных ресурсов используемых территорий.
Сегодня все больше стран, в том числе и Казахстан, присоединяются к реализации Концепции устойчивого развития. Согласно этой концепции люди должны соблюдать законы природы и изменить свое потребительское отношение к ней на признание ее самоценности: с одной стороны, должны быть учтены интересы людей, их желание создать для себя приемлемые условия существования, с другой – человеческие устремления следует ограничить рамками природных законов.
Чтобы реализовывать эти принципы на практике, нужны люди с новым мышлением. Именно поэтому во всем мире в последнее время все больше внимания уделяется образованию в области окружающей среды. Достичь целей, поставленных в современной Концепции устойчивого развития, можно только через экологическое воспитание.
Природа оказывает огромное влияние на формирование личности, ее умственное, эстетическое, трудовое, физическое воспитание. Какими вырастут наши дети, зависит от нас. Мы должны научить детей не только брать от природы, но и заботиться о ней – охранять, преумножать ее богатства. Поэтому формирование правильного отношения к природе должно начинаться с раннего детства. С малых лет человек должен познавать природу и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира. Обретение экологической культуры, экологического сознания – это единственный выход из сложившейся ситуации.
Когда мы выбирали приоритетным направлением работы нашего детского сада экологическое, то первые задачи были небольшими и утилитарно-практическими: хотелось максимально озеленить территорию, научить детей ухаживать за растениями, привлечь родителей к проведению совместных акций и праздников. В результате при ознакомлении детей с природой открылись широкие возможности для нравственного воспитания.
Природа обогащает человека духовно, общение с ней способствует формированию положительных моральных качеств.
В процессе творческого общения у нас сложились с детьми отношения, построенные на принципе доброты и сердечности, уважения друг к другу и бережной заботы о природе. Занятия по экологии, наблюдения и опыты раскрывают духовный потенциал ребенка и дают реальную возможность адаптироваться в окружающей среде.
Поскольку экология – это наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и окружающей средой, то у детей формируются элементарные представления о существующих в природе взаимосвязях.
Дети учатся понимать, насколько тесно природные компоненты связаны между собой и как живые организмы зависят от среды обитания. Человек рассматривается как неотъемлемая часть природы. Такой подход позволяет подвести детей к проблемам взаимоотношений человека с окружающей средой и последствий деятельности людей.
Известно, что развивающий познавательный интерес – это проявление нравственности ребенка, которая в дальнейшем может стать устойчивым и глубоким стремлением к познанию окружающего мира. Вопросы ребенка, его самостоятельные наблюдения, сообщения о своих наблюдениях – это, по сути, внешние проявления такой нравственности. И именно от поддержки взрослых зависит последующее развитие ребенка. Элементы нравственности (воодушевление, эмоциональное переживание воображаемой ситуации) можно наблюдать, когда дети заняты изобразительной деятельностью (рисование, лепка, игра и другое), содержанием которой являются впечатления о природе.
Именно в повседневной жизни дошкольники получают основную массу конкретных чувственных представлений о жизни растений и животных. Ведь сколько бы ребенок не запомнил названий растений, сколько бы он не посадил деревьев и кустов, но если при этом мы не зажгли в нем любовь к природе, все это бесполезно. Универсальность, многофункциональность, междисциплинарность, многомерность и другие признаки экологического воспитания позволяют у дошкольников формировать основы патриотизма. Можно сказать, что экология природы положительно воздействует на экологию человеческой души.
И для нас экологическое воспитание стало основой для формирования нравственно-патриотических качеств дошкольников.
Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, к Родине. Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства, — одна из главных задач педагога.
Об этом же говорил Н.А. Назарбаев в программной статье «Болашаққа бағдар: Рухани жаңғыру» он предложил разработать программу «Туған жер» («Родная земля»). «Одним из важных проявлений патриотизма является отношение человека с особой привязанностью к родной земле, её культуре и традициям. Это основа культурно-генетического кода любого народа, которая её определяет как истинную нацию, а не случайно собравшееся общество», – отметил Нурсултан Назарбаев.
Патриотическое воспитание дошкольников на основе формирования экологического сознания предполагает проведение непосредственно-образовательной деятельности, различных видов совместной и самостоятельной деятельности детей в комплексе. Работа в этом направлении способствует достижению планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы по формированию интегративных качеств личности ребенка. Представления о родной природе успешно интегрируются с различными образовательными областями. Кроме того, природоведческие знания интегрируются:
- в образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов (прогулки, целевые экскурсии обеспечивают необходимую познавательную и двигательную активность и способствуют сохранению и укреплению здоровья дошкольников);
- в самостоятельную деятельность детей: (дидактические и подвижные игры, рассматривание дидактических картинок и иллюстраций, энциклопедий);
- в процесс взаимодействия с семьями (участие в акциях, проектах, соревнованиях и др.)
При организации работы по патриотическому воспитанию на основе позитивного отношения к природе важно учитывать региональный компонент (ближайшее природное окружение и экологическую ситуацию в регионе), ресурсное обеспечение педагогического процесса. Во всех видах деятельности при ознакомлении с природой обязательные общие темы чередуются с региональными. Педагогически осмысленное приобщение детей дошкольного возраста к знаниям о родном крае, национальной культуре способствует расширению знаний и представлений о родном крае, развитию национального самосознания, формированию чувства гордости за свою Родину и привязанности к ней. У нас самая разнообразная флора и фауна, которая позволяет осуществлять краеведческую и экологическую работу, проводить наблюдения за живой и неживой природой. Места богаты историческими, этнографическими памятниками и интересным географическим расположением.
Построение образовательного процесса на региональном материале позволяет осуществить решение следующих задач:
- воспитывать чувство гордости, любви, привязанности к Родине;
- обогатить знания детей о природе;
- формировать эмоционально-положительное отношение к людям разных национальностей;
- формировать духовную личность, способную поступать нравственно по отношению к природе в различных ситуациях;
- воспитывать бережное отношение к окружающей природе.
Предлагаемая система работы по экологическому воспитанию дошкольников способствует развитию основ чувства гордости за свою Родину, народ, историю страны, толерантного отношения к разнообразию народов, приобщению к элементарным нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, формированию патриотических чувств.
Результатом работы нашего педагогического коллектива явилось издание методических рекомендаций «Я и мир вокруг меня», авторы Еликова С.Ф., Вязовая О. И., Москаленко Е. А., одобренных Министерством образования Республики Казахстан и рекомендованных для использования в дошкольных учреждениях Казахстана, также эта программа награждена Золотым сертификатом на IV Международной Ярмарке педагогических инноваций в образовании и системе повышения квалификации.
Светличная Татьяна Николаевна,
Заведующая ГККП
«Детский сад» № 3 «Ертөстік»
при акимате города Кокшетау,
Акмолинская область