(Открытое воспитательное занятие, аппликация)
Цель: приобщение детей к словесному искусству, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Задачи:
— учить детей составлять предложения на заданную тему: «Что бы ты попросил у золотой рыбки»
— активизировать словарь детей по теме: «Море», «Небо»
— поинсценировать фрагмент (отрывок) из «Сказки о золотой рыбке»
А.С. Пушкина; объяснить значение слова «невод», «чешуя»
— формировать у детей умение составлять общую композицию из готовых форм
— формировать умение намазывать клеем бумагу и приклеивать ее на основу
— развивать связную речь, слуховое и зрительное восприятие
— воспитывать желание помочь, воспитывать чувство удовлетворения от осмысленных действий.
Оборудование и материалы: запись шума морского прибоя, фоновой музыки, ватман тонированный голубым цветом, голубая органза, имитирующая море, невод, заготовки «золотых рыбок».
Предварительная работа: наблюдение за рыбками в аквариуме, просмотр мультфильма «Сказка о золотой рыбке», рассматривание иллюстраций к «Сказке о золотой рыбке».
Ход занятия.
Организационная часть.
— Ребята, вы любите сказки? Сегодня мы с вами побываем в гостях у сказки, но сначала поздороваемся с гостями. Итак, сейчас самое время отправиться в сказку, а вот в какую вы должны догадаться сами (звучит музыка «В гостях у сказки»)
Психогимнастика.
Звучит аудиозапись «Шум моря».
— Перед нами переливается синее море, а на берегу моря рассыпан песок и на нем лежат морские камушки. Можно их потрогать (имитируют поглаживание камушек). Они все разной величины, разной формы, но одинаково гладкие. Слышите, как красиво шумит море? Представьте, что вы покачиваетесь на волнах (покачивание из стороны в сторону). Подул ветер: волны стали больше и побежали быстрее, брызги полетели на нас. Брызги падают на голову (постукивают пальчиками по голове), на лицо, на плечи, на руки, на туловище, на ноги. Ветер стих. Солнце на голубом небе яркое. Оно греет нас своими лучами и капли морской воды на нашем теле быстро высыхают. Потянитесь к солнышку, встаньте на носочки, руки протяните вверх, подставьте ладошки под солнечные лучи. Мы чувствуем тепло по всему телу. Глубоко вздохнули через нос, выдох через рот руки опущены вдоль туловища. Как приятно гулять около моря! Как красиво вокруг!
Основная часть.
— Мы с вами пришли к самому синему морю. В какой сказке есть море?
— Кого вы видите на портрете? (А.С.Пушкин)
О такой рыбке написал сказку А.С. Пушкин. А сказка так и называется «Сказка о рыбаке и рыбке».
— Кто скажет, о чем говорится в этой сказке? Правильно, в ней рассказывается о том, как старик ловил неводом рыбу.
— Что такое НЕВОД? (Невод – это большая рыбацкая сеть, для ловли рыбы).
Инсценировка фрагмента из сказки «Золотая рыбка» (Мы сейчас нашим гостям покажем сценку, как старик ловим неводом рыбу)
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря.
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Раз он в море закинул невод, —
Пришел невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод, —
Пришел невод с травой морскою.
В третий раз закинул он невод, —
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, — с золотою.
Беседа
Ребята, а вы знаете такую рыбу, которая говорит человеческим голосом и исполняет желания?
Да, это золотая рыбка (из сказки Пушкина «Золотая рыбка»).
Самостоятельная деятельность детей.
— Ребята, а сейчас каждый из вас изготовит себе «золотую рыбку». Для этого у вас на парте есть все необходимое, чтобы «сделать» рыбок и отпустить их в море. Кто догадался, как мы это сделаем? Работать надо аккуратно, осторожно, клеем намазываем белую сторону рыбки. Клей наносим от середины к краям, намазываем всю поверхность рыбки.
Физминутка
Рыбки плавают, играют.
В чистой, тепленькой воде.
То сожмутся, разожмутся.
То зароются в песке.
Слова сопровождаются движениями.
Вопросы к сказке:
- Где жили старик со старухой?
- Чем занималась старуха?
- Чем занимался старик?
- Чем старик ловил рыбу?
- Какую он поймал рыбу?
- Что старуха велела попросить старика у золотой рыбки?
- Исполнила рыбка желание старухи?
— Ребята, посмотрите на синее море. Что-то оно волнуется. Наверное, хочет, чтоб мы отпустили своих рыбок в море. Каждый из вас изготовил свою золотую рыбку, рыбки у нас золотые, волшебные, и вы можете загадать любое желание. Давайте положим рыбку на ладошку, ласково посмотрим на нее и загадаем самое заветное желание. Чтобы бы вы загадали? (Ответы детей).
— А на прощание давайте вспомним добрые слова, которые старик говорил рыбке, когда отпускал ее в море. (Говорят все вместе «Бог с тобой золотая рыбка, плыви себе в синее море, гуляй там себе на просторе…»)
Заключительная часть: (итог)
– Ребята, в какой сказке мы с вами побывали? Кто написал эту сказку? Что интересного вам запомнилось в гостях у сказки?
Нуробаева Г.С.,
воспитатель,
Специальная школа-интернат №1
акимата г. Астаны