В этот период происходит переход к ролевой игре как ведущей деятельности (по Д.Б. Эльконину). Личностные изменения во время третьего жизненного кризиса по Э. Эриксону — противоречие между проявлением инициативы и чувством вины (примерно от 3 до 6 лет).
Конфликт между инициативой и виной — последний психосоциальный конфликт в дошкольном периоде, который Э. Эриксон называл «возрастом игры».
В это время социальный мир ребенка требует от него активности, решения новых задач и приобретения новых навыков; похвала является наградой за успехи. Кроме того, у детей появляется дополнительная ответственность за себя и за то, что составляет их мир (игрушки, домашние животные и, возможно, братья и сестры). Они начинают интересоваться трудом других, пробовать новое и допускать, что и на других людях в их окружении лежит определенная ответственность.
Успехи в освоении речи и моторики дают возможность контактировать со сверстниками и более старшими детьми за пределами дома, что позволяет им участвовать в разнообразных общественных играх. Это возраст, когда ребенок начинает чувствовать, что его воспринимают как личность и считаются с ним, и что жизнь для него имеет цель. «Я — то, что я буду», — становится у ребенка главным чувством идентичности во время игры.
Будет ли у ребенка после прохождения этой стадии чувство инициативы превосходить чувство вины, в значительной степени зависит от того, как родители относятся к проявлению у него собственного волеизъявления.
Дети, чьи самостоятельные действия поощряются, чувствуют поддержку своей инициативы. Дальнейшему проявлению инициативы способствует и признание родителями права ребенка на любознательность и творчество, когда они не высмеивают и не тормозят фантазию ребенка.
Согласно психосоциальной теории, чувство вины у детей вызывают родители, не позволяющие им действовать самостоятельно. Появлению чувства вины также способствуют родители, чрезмерно наказывающие детей в ответ на их потребность любить и получать любовь от родителей противоположного пола. В любом случае, когда ребенок скован чувством вины, он чувствует покинутость и собственную никчемность. Такие дети боятся постоять за себя, они обычно ведомые в группе сверстников и чрезмерно зависят от взрослых. Им не хватает целеустремленности или решительности, чтобы ставить перед собой реальные цели и добиваться их. Кроме того, как полагает Э. Эриксон, постоянное чувство вины может впоследствии стать причиной патологии, в том числе общей пассивности, а также психопатического поведения.
Профилактика и помощь в преодолении кризиса трех лет наиболее эффективна с помощью различных техник психотерапии с применением игровых элементов: детский психоанализ, игровая психотерапия отреагирования, игровая терапия построения отношений и недирективная игровая терапия.
Все эти психотерапевтические школы по внешней процедуре проведения психотерапии во многом строят процесс игровой терапии с ребенком схожим образом: ребенок играет в специальной игровой комнате, а психолог присутствует в этой комнате и определенным образом реагирует на действия ребенка. Психолог не вмешивается в игру ребенка, не направляет ее. Ребенок играет свободно в атмосфере благожелательности и безопасности.
Психотерапевтическая школа влияет лишь на содержание интерпретаций игры ребенка. Например, мальчик начинает стрелять из игрушечного ружья в плюшевого льва. Детский психоаналитик скорее всего подумает, что мальчик испытывает агрессию к отцу, для него важно «там и тогда»; терапевт, специализирующийся на отношениях, подумает, что ребенок испытывает агрессию к нему, для него важно «здесь и теперь»; терапевт, представляющий теорию отреагирования, поймет, что ребенку необходимо отреагировать на агрессию, которую он не смог выразить в обыденной жизни; недирективному игровому терапевту ясно только то, что ребенок испытывает чувство злости именно теперь.
Несмотря на разное понимание значения игры ребенка, никакой психотерапевт не станет расспрашивать ребенка про его жизнь за пределами игровой комнаты (за исключением тех случаев, когда можно предполагать, что ребенок находится в криминальной ситуации, например, в ситуации физического или сексуального насилия), не станет выяснять с ним отношения. Это связано с универсальным положением о том, что свободная игра сама по себе во многом целебна для ребенка.
Выделяется шесть стадий процесса игровой терапии:
- Ребенок проявляет любопытство, углубляется в исследовательскую, бессистемную и творческую игру, делает простые описательные и информационные замечания и выражает одновременно радость и тревогу.
- Ребенок продолжает исследовательскую, бессистемную, творческую игру, возрастает общая агрессивная направленность игры, по-прежнему выражаются радость и тревога; очевидны спонтанные реакции.
- Исследовательская, бессистемная и агрессивная игра уменьшается, увеличивается игра, направленная на установление отношений, творчество и радость доминируют, вербальное взаимодействие с терапевтом возрастает и выдается больше информации о семье и о себе.
- Преобладают творческие игры и игры, направленные на установление отношений, доля агрессивных игр уменьшается, возрастают случаи выражения счастья, волнения, отвращения, недоверчивости.
- Преобладает разыгрывание сценок и ролевая игра, агрессивные высказывания продолжаются, усиливается построение отношений с терапевтом, доминирующей эмоцией становится радость; ребенок продолжает сообщать сведения о себе и о семье.
- Преобладают игры, направленные на построение отношений, а также драматические и ролевые игры; возрастает количество игр с отражением несчастных случаев.
Когда ребенок встречает истинное понимание и принятие своего состояния, Он преодолевает свои внутренние конфликты, психологический дискомфорт, невротические состояния и становится способен к личностному росту и развитию. Цель такой терапии — не менять и не переделывать ребенка, не учить его каким-либо специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку быть самим собой. Игровой терапевт как хороший садовник, заботливо выращивающий цветы. Он полностью вовлечен в игру ребенка, ему интересно быть с ним, чтобы тот ни делал. Он концентрирует все свое внимание и профессиональное мастерство, слышит, чувствует и понимает любое эмоциональное состояние ребенка и отражает их, то есть рассказывает ребенку в доступной форме о этих эмоциональных состояниях. Игровая терапия удовлетворяет потребность ребенка в физической активности, в игре дети расходуют энергию, готовятся к обязанностям во взрослой жизни, преодолевают трудности и освобождаются от фрустрации. Они чувствуют физический контакт, удовлетворяют свою потребность в состязательности, реагируют на агрессию в социально приемлемой форме и учатся взаимодействовать с другими детьми.
Игра помогает детям раскрепостить воображение, овладеть ценностями культуры и выработать определенные возрастные навыки. Когда дети играют, они выражают собственную индивидуальность и ближе подходят к внутренним ресурсам, которые могут стать частью их личности.
Сесина Анастасия Александровна,
педагог-психолог