Home » Учебно-методические материалы » Игра  —  фактор развития коммуникативной среды

Игра  —  фактор развития коммуникативной среды

 «Соедините Духовность и Игру, а проще — учебу и интерес,

вот и выход на все проблемы и из всех проблем,

какие давно и мучительно волнуют школу»

 Е.Н. Ильин.

 

             Каждый год Президент нашей страны Н.А.Назарбаев, обращаясь к казахстанцам с Посланием, подчеркивает значительную роль улучшения системы образования.  В нынешних  условиях остро встает вопрос о социальной функции современной школы. Ведь в школе закладываются основы для подготовки будущих специалистов, владеющих знаниями о цифровых технологиях, финансовой грамотности, а главное, чтобы они являлись патриотами своей страны.

Развитие личности школьника невозможно представить без умения грамотно излагать свои мысли не только на родном, но и на русском языке. Поэтому выдвижение на первый план задачи развития связной русской речи в казахской школе имеет принципиально важное значение.  Один  из интересных приёмов – использование различных игр. Игра — это форма познания мира. Благодаря активной и раскрепощенной мыслительной и речевой деятельности у ребенка вырабатываются такие качества личности, как самостоятельность мышления и творческая инициатива. Общение в диалоге-игре максимально приближено к реальным, естественным речевым ситуациям, а это способствует формированию навыков спонтанной устной речи.

Наиболее распространенная и простая форма игры — это игра со словом. Такие игры решают, как правило, предметные задачи: развитие орфографической зоркости, расширение словарного запаса, закрепление грамматических категорий. Эти игры занимают 5-7 минут и могут проводиться  в любое время урока. Если их использовать в качестве «речевой разминки», то с них можно начинать практически каждый урок.

Игра «Кто больше?».   Учащимся надо подобрать как можно больше определений к существительному (яблоко, мяч, голос, глаза, работа и т.п.). Ко многим существительным можно подобрать десятки (!) определений. Дети обычно называют 15-20  слов. Побеждает тот, кто последним предложит определение. Повторяться нельзя, что быстро уменьшает количество играющих до 4-5 самых внимательных учеников.

По этому же принципу можно предлагать другие задания. Например, назвать действия одушевленного предмета (ворона летает, прыгает, каркает, клюет, дерется и т.п.), назвать предметы, обладающие этим признаком (горячий чай, металл, сердце и т.п.). Подобные игры не только расширяют лексический запас, активизируют память, тренируют быстроту реакции, но и способствуют освоению такой нормы языка, как лексическая сочетаемость. Некоторые задания могут предварять подготовку к эссе.

«Определи слово». Эту игру можно проводить в начале урока. Ученик загадывает слово и указывает его отличительные признаки (побеждает тот, кто первым его отгадает). Желательно загадывать слова-термины или слова, имеющие интересные морфемные или морфологические признаки. Задание-загадку лучше готовить дома, тогда на уроке можно успеть отгадать 2-3 слова. Например, ученик загадал слово склонение и называет такие признаки: корень тот же, что в слове уклониться, приставка та же, что в слове сделать, суффикс тот же, что в слове обращение, окончание существительного им. п., ср. р., ед. ч., а целое — грамматический термин.

Это задание требует умения быстро членить слово на морфемы и составлять из морфем слова, побуждает к самостоятельному поиску интересных слов. Эту игру можно проводить и среди команд на внеклассных занятиях по предмету.

Ассоциации. Учитель называет слово, а ученики по очереди продолжают ряд слов, называя свои ассоциации к последнему названному слову. Игра проходит в быстром темпе. Можно разделить учеников на 2 группы по 10-15 человек и каждой группе предложить свое слово (в противном случае через 15-20 слов теряется всякая связь с исходным словом). Названные слова можно записать на доске, после чего предложить составить текст, используя все записанные слова, и самостоятельно его озаглавить. Критериями оценивания наряду с общепринятыми будут оригинальность текста, уместное использование всех слов, точность заглавия. Победителей выбирают сами ученики. Можно выбрать жюри, а можно предложить голосовать всему классу. И в том, и в другом случае дети обычно демонстрируют непредвзятость, принципиальность, строгость в оценивании. А у учителя всегда остается право дополнительно поощрять интересные работы. Можно использовать для работы только первое и последнее названное слово — составить с ними предложение. Как правило, они почти не связаны друг с другом по смыслу, но вариант включения двух любых слов в одно предложение всегда находится.

Лингвистические сказки. Сочинение сказки в 5-7-х классах — прекрасный прием закрепления собственно предметных знаний. В этом возрасте ученики охотно сочиняют волшебные сказки, владеют необходимыми умениями характеристики сказочного персонажа, создания зачина и концовки и т.п., поэтому теперь задачу можно усложнить. При написании лингвистической сказки необходимо:

1) максимально представлять в тексте изучаемый лексический, морфемный, морфологический и пр. материал (в зависимости от изучаемой темы и конкретного задания);

2) придумать для персонажей такие действия, при описании которых проявятся лингвистические признаки слов и других единиц языка.

Такие задания целесообразно давать в конце изучения того или иного раздела, тогда у учащихся появится больше возможностей для выбора героев, ситуаций, а сказки вполне могут стать итоговой зачетной работой. При этом сами ребята будут стремиться к разнообразию. Одна сказка начнется словами За тридевять земель, в царстве Грамматики, жили-были славные племена Приставок и Суффиксов…, а другая – словами Давным-давно в сказочной стране Фонетике правил строгий, но справедливый царь Ударение…, а третья начнется так: В городе Лексикологии все слова жили на своих улицах и очень любили ходить друг к другу в гости…

Желательно попросить учеников написать сказку на отдельных листочках, а не в тетради и оформить ее иллюстрациями. Тогда в классе можно провести выставку лучших (или всех) работ, чтобы ученики могли прочитать работы друг друга, обсудить их, оценить достоинства сочинений одноклассников.

Игра «Словесный мячик». Эта игра – интеллектуальная своеобразная разминка, которую можно проводить на любом уроке. Учитель «бросает» классу слово, нуждающееся в проверке, а класс должен его «отбить», быстро и точно назвав проверочное слово. Например, учитель говорит напряжение, а класс должен ответить, назвав проверочное слово напрягся. Учитель приспособление, а класс – способ. Слов может быть 10-15, а может быть и больше, в зависимости от быстроты реакции класса. К такому занятию дети относятся с удовольствием и воспринимают его как интересную интеллектуальную игру. Когда в ходе работы обнаруживается непонимание какого-то слова, класс получает возможность преодолеть эту трудность.

Самые трудные из проверенных слов, как показал опыт, имеет смысл использовать для словарных диктантов или для продумывания собственных предложений, включающих какие-либо сочетания этих слов.

Подбирая обоймы слов для проверки, имеет смысл повторять те же корни в словах с другими суффиксами и приставками.

Эту работу целесообразно проводить не только в среднем звене, но и в старшем: «ускорять соображалку необходимо» всем. Приводим несколько наборов слов для игры «Словесный мячик».

Оживленный, бесконечность, невыносимый, выстрелить, трясущийся, проникновенный, освещение, посвящение, раскачаться, смеющийся, громоподобный, заполнявший, присягнувший.

Переправляться, потрясающий, предусмотрительный, взволнованный, разъяренный, отягощенный, оглавление, неуязвимый, устрашение, успеваемость, заполняющий, охранительный, основательный, прикатившийся.

Дворянство, освещение, прижимать, завитушка, оттеснить, оглядеться, отделиться, недвижимый, направлять, скоростной, достигать, распространять, съезжаться, горячиться.

Ободрять, освежить, отвергать, постигать, перекричать, ускользнуть, управляться, толковать, сознавать, перехватить, возглавлять, разрядить, распластать, пощадить, притеснение, разговаривать, накаленный, тропинка, расцветать, возвращаться, прислониться, покоряться, приближаться, огорчаться.

Магазин. При изучении существительных нельзя обойти вниманием такую морфологическую трудность, как варианты окончаний формы родительного падежа множественного числа (носков, сапог, чулок, апельсинов, мандаринов, помидоров и т.д.). Предлагаем ученикам поиграть в магазин. Это игра-диалог, где один – продавец, другой – покупатель. Задача – использовать как можно больше слов данной группы. На подготовительном этапе диалоги проговариваются в парах. В игре участвуют 3-4 пары. Жюри отмечает, сколько трудных слов прозвучало в диалоге, не были ли допущены ошибки. Побеждает пара, использовавшая верно большее количество слов, при этом оцениваются и учитываются организация диалога и соблюдение правил речевого этикета.

Аукцион. В игре побеждает тот, кто последним назовёт имя прилагательное, обозначающее…

цвет: белый, чёрный, фиолетовый, оранжевый…;

вкус: солёный, сладкий, горький, кислый, терпкий…;

размер: большой, маленький, высокий, узкий, длинный…;

температуру: холодный, горячий, тёплый, летний, зимний…;

качества характера: добрый, злой, весёлый, умный, щедрый… .

Замени синонимами. Замените прилагательное в словосочетании подходящим по смыслу синонимом.

Высокий человек – рослый, высокий дом – многоэтажный, свежий ветер – прохладный, свежий хлеб – мягкий, свежий огурец – несолёный, свежие листья – молодые, свежая рубашка – чистая, свежая мысль – новая, свежее лицо – бодрое.

Моих  детей  интересует не результат, а сам процесс игры. Обратила внимание, что участие в игре снижает психологическое напряжение, испытываемое ребенком в процессе учебной деятельности. В игре школьник ощущает равноправие с другими участниками игры, в том числе с учителем. Ученик получает право на свое мнение, оригинальное, даже парадоксальное решение, отстаивание своей точки зрения. Таким образом, в игре реализуется один из главных принципов педагогики сотрудничества.

 

Использованная литература

1. Послание Президента Республики Казахстан Назарбаева Н.А. «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентноспособность»

2. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся.-М. Педагогика, 1975.-255 стр.

3. Методика развития речи на уроках русского языка/Под ред. Т.А.Ладыженской.-М. Просвещение, 1980.-240 с.

4.Ергазиева Н.И., Низамова М.Н., Есетова А.Т. Русский язык. Учебно — методический комплекс для   студентов, обучающихся по кредитной технологии. Алматы: -, Алматинский технологический университет, 2004

Жахина Айнаш Жаксылыковна,

учитель русского языка и литературы в казахской школе

средней общеобразовательной школы №4

города Экибастуза

Павлодарской области.

 

 

 

One comment

  1. Спасибо за познавательную статью

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*