Игра – одна из важнейших видов деятельности ребенка в дошкольном детстве. В игре ребенок сам стремится научиться тому, что он еще не умеет, в игре происходит непосредственное общение со сверстниками, развиваются нравственные качества. Игра является самоценной формой активности ребенка дошкольного возраста.
Игра является сквозным механизмом развития ребенка, посредством которого реализуются содержание пяти образовательных областей. Игра является основным видом деятельности детей, а так же формой организации детской деятельности.
Конкретное содержание игровой деятельности зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется задачами и целями
Во второй младшей группе продолжается формирование развития игровых навыков. Воспитатели способствуют возникновению игр на темы наблюдений из окружающей жизни, литературный произведений, учат ролевым взаимодействиям в сюжетах с 2-3 действующими лицами. В группах создают игровые зоны «Семья», «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Транспортные игрушки», «Строительные наборы», «Музыкальный уголок».
В средней группе уже не нужны четко выраженные игровые зоны, одни те же атрибуты могут быть использованы для игр «Аптека» и «Больница».
Обогащается содержание игровых зон. Например, если в младшей группе был продуктовый магазин, то в средней появляется магазин одежды Важно чтобы у детей был бросовый материал из которого они могли бы создавать атрибуты для игр. Они хранятся в отдельной коробке, дети хорошо знают, где их взять.
В старшей группе игровые зоны отсутствуют, чтобы не сковывать инициативу детей. Все атрибуты помещаются в коробках, помечаются специальными условными обозначениями. Дети сами выбирают нужные атрибуты, в соответствии с замыслом игры.
В детском саду играм детей отводится значительное место в режиме дня. В поле зрения воспитателей постоянно находится обновление предметно-развивающей среды, подбор игрового оборудования, детской художественной литературы. Но этого еще недостаточно чтобы дети играли. Практика показывает, пока ребенок не очень самостоятелен, он не умеет и не любит играть. Поэтому наши воспитатели в любом виде детской деятельности стараются предоставить ребятам как можно больше возможностей проявлять свою самостоятельность. Конечно же мы не навязываем своим воспитанникам игру, но и не оставляем ее без руководства. Самостоятельность даже у старших дошкольников в игре относительна, игровая культура не всегда высока. Поэтому детям нужна поддержка в развитии замысла, уточнение игровых действий, распределение ролей. И здесь нет ничего лучше, чем самому воспитателю стать играющим партнером.
Наблюдая за детскими играми, воспитатель обращает внимание на то, чтобы очень активные дети не подавляли инициативы своих товарищей, помогает робким, застенчивым входить в игру, способствует активному применению правил и норм поведения в совместной деятельности.
Воспитатель побуждает детей предварительно согласовывать тему игры, распределять роли, организовывать начальную предметно-пространственную ситуацию в игровой группе из 3–4 человек.
В игровой деятельности ребенка – дошкольника велика роль взрослого. Соответственно, его позицией и определяется педагогический смысл игры. Основная цель педагога — последовательно руководить процессом формирования самостоятельной игры у каждого ребенка и коллектива в целом, т.к. только игра в форме детской самостоятельности в наибольшей степени влияет на психическое развитие ребенка. В этом заключается её педагогическая ценность. Необходимо, чтобы игра не потеряла своей ценности, свободы и непринужденности.
Игра органически вошла в жизнь каждого детского коллектива, умело сочетаясь с другими видами деятельности. Ее организуют во многих случаях. Если дети устали от занятий и им нужна разрядка, если надо сделать интересным какое-то задание, трудовой процесс – в этих и других случаях игра может быть незаменимым помощником педагога, универсальным и незаменимым средством воспитания детей.
Список используемого материала:
- Игра дошкольника. / Под ред.С.Л. Новоселовой. – М.: Просвещение, 1989.
- Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Для работы с детьми 2 – 7 лет. – М.: Мозайка – Синтез. 2015.
- Скоролупова О.А., Логинова Л.В. ИГРАЕМ?… ИГРАЕМ!!! Педагогическое руководство играми детей дошкольного возраста. – М.: «Издательство Скрипторий 2003». 2006.
Российцева Н.В., воспитатель
КГКП ясли-сад Алпамыс