Home » Детский сад » Игровая технология, как средство умственного развития детей дошкольного возраста

Игровая технология, как средство умственного развития детей дошкольного возраста

 

 Игра — это огромное окно, через которое в духовный мир

ребенка вливается живительный поток представлений,

понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек

пытливости и любознательности.

В. А. Сухомлинский

Детство – очень важный период в жизни каждого человека. В этом возрасте среди различных видов деятельности особое место занимает игра. Она является ведущим в педагогическом процессе. Игра – вид деятельности, где находят свое отражение потребности ребенка и складываются наилучшие условия для разностороннего развития личности.

Игра оказывает влияние на умственное развитие дошкольников. При организации педагогического процесса необходимо учитывать следующее: отдать приоритет игровой деятельности, так сказать, дать детям наиграться, шире включать игры во все виды деятельности дошкольника, осуществлять коррекцию умственного развития через систему специально подобранных игр, содействовать проявлению творчества, инициатива со стороны детей в игровой деятельности. Не стоит забывать, и о грамотном руководстве игрой, её обогащение со стороны педагога — воспитателя. Воспитатель, я свою очередь разрабатывала план проведения дидактических игр, опирается на новшества в технологии обучения, опираясь на инновационные технологии. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности воспитателя и ребенка.

Задачей технологии как наука является выявление совокупности закономерности с целью определения и использования на практике наиболее эффективных, последовательных, образовательных действии, требующих меньших затрат времени, материальных и интеллектуальных ресурсов для достижения какого-либо результата.

Так, в воспитательном процессе, в дошкольном возрасте, чтобы максимально раскрыть природные способности детей используются новейшие достижения науки и практики. Практика В.В. Воскобовича ориентируется на многообразие творческих подходов в дидактических играх – эта группа игр развивающего характера.

В дошкольных учреждениях в методике В.В. Воскобовича посредством игровых моментов развивается память, мышление, внимание, например, в играх: «Сказочные лабиринты», «Конструктор букв», комплект «Разноцветные веревочки», корабли «Плюх-Плюх», «Брызг-Брызг», «Буль-Буль» и т.д. интенсивно развиваются интеллектуальные способности детей 3-7 лет, что является основным принципом игровой технологии. По словам В.В. Воскобовича: «это – не просто игра, это – познавательная деятельность» [2,26].

С пользованием современных развивающих игр передовых педагогов – новаторов, процесс обучения дошкольников происходит в доступной и увлекательной форме [2,123]. Многие игры основываются на сказках, где ребенок активный его участник. Ребенок, являясь действующим лицом в сюжете сказок, вместе с героями сопереживает, «проживает» сложные, таинственные и веселые сказочные приключения, преодолевает вместе с главным героем препятствия, барьеры, что и приводит его в конечном итоге к успеху. Все сказки имеют единое сказочное пространство – «Фиолетовый лес» и сказочных героев [2,126]. Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для детей.

В воспитательной деятельности, из опыта работы в детском саду, при планировании такого рода игр, на подготовительном этапе, прежде всего, нужно вызвать интерес у детей, хотят ли дети играть данную игру, развивать желание и в этом направлении провести определенную работу. Применение различных приемов с использованием наглядного материала, загадок, считалок, сюрпризов, детских стишков и т.д. – вот главные составляющие в подготовительной части при планировании развивающих игр. Предварительно проводя беседу об игре, которую дети охотно играли раньше, постепенно, последовательно подвести к той новой игре, которую запланировал воспитатель на данное время.

При планировании занятии математики необходим системный подход, который позволяет обеспечить определенный уровень, как общего развития ребенка, его познавательных интересов, и творческих способностей, так и математического развития, которое предполагает усвоение дошкольником в соответствии с возрастными возможностями ряда представлений, понятий, отношений, закономерностей (количество, число, порядок, равенство – неравенство, целое – часть, величина – мера и др.). На занятиях по развитию элементарных математических представлений создаются условия для воспитания у ребенка личностных качеств, самостоятельности, активности, произвольности, развития зрительно-пространственного восприятния и зрительно-моторных координации, внимания, речи, памяти, мыслительной деятельности. Детей учат анализировать содержание заданий и выполнять их, обосновывать выбор каждого действия, делать доступные обобщения на основе рассматриваемых факторов. И игровая технология в детском саду играет большую роль при планировании занятий математики.

Для детей дошкольного возраста математика является трубным предметом. Поэтому для развития познавательного интереса к предмету используются разные технологии, методы и приемы обучения, применяя красочный, иллюстрированный наглядный материал. При планировании занятий математики в средней группе, чтобы достичь намеченной цели мною разрабатываются и применяются различные игры. Например: «Слепи цифру из пластилина», «Найди предметы, которые напоминают цифры», «На что похожа цифра» [1,12]. Для ознакомления с цифрой «3», делаю экскурсию в мир сказок, пословиц, загадок, например: «Три медведя», «Три поросенка», «Три богатыря» и т.д. При изучении геометрических фигур, занятия сопровождается игровыми моментами –«Пара слов», и т.д. Предварительно подготовив материал, незаметно для детей, называю и показываю «круг», дети находят аналогичный, похожий предмет и называют – «солнце», «шар» и т.д.; фигура «квадрат» — аналог – стол, аквариум; фигура «овал» — аналог яйцо и т.д. И в обратной последовательности «предмет — фигура».

Дидактический материал должен быть обязательно разнообразен, чтобы вызвать у детей интерес к предмету предлагаются всевозможные лото с изображением животных, игрушек, предметы обихода и т.д. Включаются элементы соревновательного, стимулирующего характера. «Кто быстро правильно» («Значки», «Флажки», «Конфеты» и т.д.). Направляя детей к справедливой оценке ситуации, игры, при определении победителя, предоставляю возможность самим детям оценить действия играющих и назвать лидера. Такое сотрудничество между воспитателем и детьми формирует доверие и взаимопонимание. И, следуя, принципу «Играя, учимся», ставится определенная цель, на что хочет сделать акцент воспитатель. В обязательном порядке учитываются индивидуальные особенности детей, способности детей к предмету и т.д. При этом воспитатель ставит следующие цели и задачи:

— развивать познавательные, психические процессы (восприятие, память, мышление, внимание, воображение, речь);

— развивать любознательность и умственные способности;

— максимально использовать возможности ребенка, но не допустить перезагрузки организма.

Большое значение в речевом развитии имеют словесные дидактические игры.  Учебно-воспитательный процесс строится с учетом того, чтобы каждому ребенку было интересно в детском саду полученные знания закреплял в реальной жизни.

Во время прогулок ребенок, соприкасаясь с природой, воспринимает окружающий мир своими глазами. И поэтому при планировании игровых моментов, игровых технологии на воздухе, учитывая физическое и физиологическое состояние ребенка, мною разрабатывается ряд игр, которые приводят детей к активности мышления, и воспитывают желание заниматься умственным трудом, не замечая при этом, что их учат. Например, игра «Вершки – корешки, игры с мячом «Дерево – плод», «Летает – не летает». Игры природным материалом (семена растений, листья, разнообразные цветы, камушки), дидактические игры «От какого дерева лист», «Кто скорее выложит узор из разных листьев?» «Собери букет из осенних листьев» [7,42,43]. Вышеназванные игровые моменты – это игровая технология, при котором ребенок учится понимать значение растений в жизни человека и необходимостью беречь растительный мир. А результата работы – это ухаживание за животными и растениями в «Живом уголке», «Уголке природы» на территории детского сада.

Человек рождается с достаточно развитыми задатками к познавательной деятельности, однако познавательные процессы новорожденный осуществляет сначала неосознанно, инстинктивно. Ему еще предстоит развивать свои познавательные возможности – научиться ими управлять. Поэтому уровень развития познавательных возможностей ребенок зависит не только полученных при рождении задатков (хотя они играют основную роль), но от характера воспитания и обучения ребенка в семье. Труднее удается выявить индивидуальные особенности у детей замкнутых, малоподвижных. Такие дети любят чаще оставаться в роли наблюдающих за игрой, болельщиков. Они боятся, что не справятся с игровой задачей. Нерешительность, неуверенность в себе преодолевается в игре. В связи с этим я предлагаю интересное задание, развивающее у детей и творческое мышление, и сообразительность – придумывание вариантов необычного использования обычных вещей. Например, предлагаю задание-эксперимент: обыкновенный стакан ставится на пол, затем следует вопрос, для какой цели нужен нам стакан? Дети предлагают разные варианты ответов (из стакана можно пить воду, можно поместить рыбок и ухаживать за ними, вложить ручки и карандаши, устроить в стакане маленький террариум, посадить, внутрь жука или божью коровку и ухаживать за ними и т.д. Кто больше?).

Вступая в игру, я незаметно задаю легкие вопросы и задания, тем самым привлекая в игру всех детей. Удачные решения, следующие одно за другим в разных играх, вселяют в детях уверенность в своих силах, и постепенно помогаю им преодолеть неуверенность, стеснительность.

Таким образом, игра не только выявляет индивидуальные способности, но и формируют определенные свойства личности. Игровой метод дает наибольший эффект при умелом сочетании игры и учения. Игровая технология эмоциональна, интересна, и увлекательна. Она способствует развитию пространственного мышления, творческих способностей, логики. Данные развлечения с малышами помогают разрушить коммуникативные барьеры, делают детей раскрепощенными и независимыми. Развивающие занятия для малышей являются отображением реального мира. С их помощью дети учатся жить.

 

Литературы

  1. Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в детском саду. Воронеж.2009
  2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М.1991.
  3. Венгер Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возврата. М.Просвещение. 1989.

Шалмуханова Алия Баяхметовна,

воспитатель первой квалификационной категории,

ГККП «Ясли-сад «Батыр»,

г. Петропавловск, СКО

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*