Home » Начальная школа » Изучение антонимов в начальных классах

Изучение антонимов в начальных классах

Антонимы – это слова с противоположными значениями, относящейся к одному и тому же ряду явлений объективной деятельности. Антонимами называются слова с противоположными значениями. Антонимичными признаются не только слова, образованные от разных корней: бедный и богатый, но и однокоренные слова: дальнозоркость и близорукость. Антонимы — это слова противоположного значения. Здесь отношения чисто семантическое: оно основано на противопоставлении понятий. Антонимы являются словами разного звучания, которые выражают противоположные, но соотносительные друг с другом понятия. Наиболее полное противопоставление слов расценивается как антонимия. Антонимами могут быть признаны слова, которые противопоставлены.

Антонимы, выражающее противоположную направленность действий, свойств и признаков. Это – векторная противоположность антонимов, основанная на логически противоположных понятиях. Разнообразие приемов и повышение активности учащихся в объяснении значений слов-антонимов, в формировании умений целесообразно использовать антонимы в собственно письменной речи – важнейшая задача словарной работы в начальных классах. Цель эксперимента: активизировать словарь учащихся посредством более детального знакомства с антонимами. Основой работы над антонимией в третьем классе является анализ слов из прочитанного текста, разграничение их значения, составление антонимических пар, нахождение антонимов в художественном тексте. Но, кроме того, проводятся специальные упражнения: 1. Прочитай пословицы. Найди антонимы в них. Подчеркните их. 1) Сытый голодного не разумеет. 2) Меньше говори, а больше делай. 3) Ученье – свет, а неученье – тьма. 4) Мягко стелет, да жестко спать. 2. Прочитайте антонимы. Что является общим в значении слов – антонимов? Выпишите антонимы парами. Высокий, высоко, нормальный рост, низкий, низко, ранний, рано, жара, жаркий, холодный, холод.

  1. Подобрать противоположные по смыслу слова (антонимы) к каждому значению данных слов: сырой песок — … сырой картофель — … Исследование особенностей работы с антонимами и описание проведения работы в начальной школе. Основная задача, стоящая перед нами на данном этапе, заключалось в том, чтобы определить, что дети знают о словах с противоположным смыслом, умеют ли их видеть в текстах. Учителем велась работа по внедрению в речь учащихся слов с обратным значением. Особенно ярко она проявлялась на уроках чтения при работе с пословицами и поговорками, были предложены упражнения по русскому языку, содержащие задания по антонимам, были использованы фронтальная форма работы с младшими школьниками. Результаты позволяют нам сделать вывод о том, что уровень овладения навыками работы с антонимами является недостаточным, целесообразно создать систему упражнений и заданий по предупреждению типичных ошибок учащихся. На формирующем этапе эксперимента для систематической работы с антонимами необходимо было провести ряд упражнений для закрепления понятия антонимов и определения их признаков. Цель данной работы – формирование навыка сознательного владения антонимами, а также использования их в речи учащихся. Задачами формирования навыков являются: познакомить учащихся с отличительными особенностями антонимов; научить распознавать антонимы в тексте и подбирать их к заданным словам; Она включает такие виды упражнений, как подобрать к словам антонимы, найти слова-антонимы в тексте, дополнить предложения словами-антонимами. Испытуемые школьники с заданиями справились хорошо. Мы можем утверждать, что специально разработанные упражнения для младших школьников привели к расширению их словарного запаса, уменьшению количества тавтологических ошибок при выполнении  заданий. Наши данные свидетельствует о том, что учащиеся достаточно хорошо освоили содержание лексического материала о словах-антонимах. Антонимы, являясь выражением в языке противоположности, играют важную роль в лексической системе языка. Антонимия придает особую значительность предметам и понятиям. Антонимы помогают нам показать полноту охвата явлений. Богатство и разнообразие антонимов в русском языке создают неограниченные выразительные возможности и в то же время обязывают нас серьезно и вдумчиво относиться к использованию этих контрастных слов в речи. Нами было разработано система упражнений, позволяющая не только продемонстрировать учащимся специфику языкового материала и место осваиваемых лексических явлений вокруг других языковых понятий, но и сформировать способность реализовать коммуникативные возможности антонимов в конкретной речевой ситуации. Типичными упражнениями являлись упражнения на умение подбирать антонимы к словам; на умение находить антонимы в тексте; на умение использовать антонимы в тексте и собственной речи. Усложнение учебной речевой деятельности детей обеспечивается в этой системе упражнений следующим образом: последовательным усложнением языкового материала; увеличением объема теоретических знаний; усилением заданий творческого характера.

Койшигулова Аршагул Ахатовна,

 учитель русского языка

в начальных классах,

 школа №121,

Кзылординская область,

Кармакшинский район,

пос. Жосалы

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*