В настоящее время коммуникационные и информационные процессы становятся факторами формирования социокультурной среды. Ярлыки, клише, стереотипы, запуск механизмов ассоциации для создания и трансляции необходимого образа позволяют маркировать социокультурное пространство и сообщать только ту информацию, которая необходима. В этой связи естественным продуктом обработки больших массивов информации и выразителем социокультурных особенностей населения становится имидж. С этих позиций актуализируется потребность в исследовании имиджмейкинга как одной из технологий культурного менеджмента социальных субъектов, прежде всего, организаций.
В рамках педагогической имиджелогии имидж учителя рассматривается как продукт особой деятельности по созданию или преобразованию имиджа, как результат приложения целенаправленных профессиональных усилий [1].
Опираясь на имеющиеся определения имиджа, выделим его основные составляющие. Наиболее значимые из них [2]:
-внешний облик;
-вербальные и невербальные средства общения;
-внутреннее соответствие образа профессии – внутреннее «Я».
Внешний облик помогает человеку привлечь к себе внимание, создать положительный настрой на себя, показаться не только симпатичным человеком, но и прекрасным учителем. Учитель всем своим внешним обликом должен располагать к себе учащихся и взрослых. В нем постоянно должны отражаться его богатый внутренний мир, любовь к детям и забота о них.
Вербальные и невербальные средства общения – важные составляющие имиджа педагога. Что и как учитель говорит, умеет ли словом настроить школьника на себя, какие жесты и позы при этом демонстрирует, что происходит с мимикой, как сидит, стоит и ходит – всё это влияет на восприятие младших школьников. Для улучшения своего профессионализма учителю необходимо обратить внимание и на умение представить себя окружающим наиболее выгодным образом.
Не менее важно, чтобы имидж не расходился с внутренними установками учителя, соответствовал его характеру и взглядам. Создавая свой образ, учитель, тем самым самосовершенствуется. Личностное, как нечто внутреннее проявляется через деятельность, в конкретных продуктах творчества. При этом деятельность выступает как бы гранью перехода личностного внутреннего во внешнее – продуктивное. Это чаще всего – оригинальность, непохожесть, внешнее самооформление, экспрессия, умение транслировать свою неповторимую личность, делать ее оригинальной в каждом компоненте педагогического процесса – от цели и задач до отбора содержания, средств, способов и приёмов их презентации, а также в стиле общения со всеми участниками целостного педагогического процесса, в каждой эмоциональной реакции на поведение школьников. Имиджелогия педагога имеет определенный набор составляющих соответствующих своих характеристик или компонентов, формирующих его профессиональный имидж. Наиболее значимыми, являются профессиональная компетентность педагога и эрудиция, педагогическая рефлексия, педагогическое целеполагание, педагогическое мышление и импровизация, педагогическое общение.
Имиджмейкинг является видом профессиональной деятельности педагога, направленной на формирование своего позитивного имиджа и позитивного имиджа объектов, входящих в сферу его профессиональной деятельности, и способствующей более эффективному решению профессиональных задач.
Имиджевая компетентность – это интегративное качество личности будущего педагога, имеющее сложную системную организацию и выступающее как совокупность, взаимодействие и взаимопроникновение мотивационного, когнитивного и деятельностного компонентов, степень сформированности которых отражает готовность и способность будущего педагога эффективно осуществлять имиджмейкинг, совершенствовать свой опыт в данной деятельности и расширять его границы.
Литература:
- Бодалёв А. . Восприятие и понимание человека человеком. -М: МГУ, 1982.
- Бодалёв А.А. Личность и общение. — М.: Педагогика, 1983; Сеченов И. М. Избранные произведения. Сб. статей / АН СССР. — М.: Наука, 1980; Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М.: Наука, 1983.
- Калюжный А.А. Психология формирования имиджа учителя. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004.
Балтабаева Ботагоз Абилжановна,
учитель английского языка
ШГ № 24 многопрофильного направления,
г. Экибастуз.
Очень полезная статья.
Супер. Рекомендую прочитать всем! Есть что взять на заметку будущим педагогам.
Вот то, что необходимо! Имиджевая компетентность – это интегративное качество личности будущего педагога, имеющее сложную системную организацию и выступающее как совокупность, взаимодействие и взаимопроникновение мотивационного, когнитивного и деятельностного компонентов, степень сформированности которых отражает готовность и способность будущего педагога эффективно осуществлять имиджмейкинг, совершенствовать свой опыт в данной деятельности и расширять его границы.
Актуально для будущих педагогов!
Полностью согласна с автором, что наиболее значимыми, являются профессиональная компетентность педагога и эрудиция, педагогическая рефлексия, педагогическое целеполагание, педагогическое мышление и импровизация, педагогическое общение.
Очень полезная статья!
рекомендую прочитать
Керемет!!!
Спасибо за статью!
Интересно было читать. Для себя взяла что-то новое!
Материал очень полезный! Отличная работа!
Полезная статья! Спасибо коллега!
Коллеги, творческих успехов! Так держать!
Спасибо за статью! Много интересного взяла для себя!
Актуальная статья, полезный материал!
Интересная статья! Рекомендую!
Будущие и молодые специалисты вам на заметку.
Статья просто потрясающая, молодым специалистам на заметку!
Спасибо автору за информацию!
Имиджевая компетентность – это интегративное качество личности будущего педагога, имеющее сложную системную организацию и выступающее как совокупность, взаимодействие и взаимопроникновение мотивационного, когнитивного и деятельностного компонентов, степень сформированности которых отражает готовность и способность будущего педагога эффективно осуществлять имиджмейкинг, совершенствовать свой опыт в данной деятельности и расширять его границы. Взяла на заметку
Интересная и полезная статья! есть над чем подумать!