Цель урока: систематизация знаний по теме «Имя прилагательное».
Задачи:
1) вспомнить, что такое имя прилагательное, значение имени прилагательного в речи; повторить грамматические и синтаксические признаки имени прилагательного; правописание имен прилагательных;
2)обогащать речь учащихся за счет использования в ней имен прилагательных; развивать творческие способности детей;
3)воспитывать интерес к предмету, к слову; воспитывать самостоятельность, инициативность.
ЭПИГРАФ К УРОКУ:
Я – часть речи интересная, широко в миру известная: опишу любой предмет – в этом равных со мной нет. Речь со мною выразительна, и точна, и удивительна. Чтоб красиво говорить, мною нужно дорожить! О.Головко
ХОД УРОКА
1.Оргмомент. Сообщение темы и задач урока.
Вступительное слово учителя.
-Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в гости. А к кому, узнаете, отгадав загадку.
Дождь прошёл. А над землёй появился мост цветной.
Ни в эту сторону, ни в ту
Никто не ходит по мосту. (Радуга)
– А что такое радуга? Как она образуется?
(Идёт дождь. Прекращается дождь. Выглядывает солнышко. И появляется радуга). –
-Откуда? Из солнечного луча.
— Какого цвета солнечный луч? Белый. Это нам кажется. А на самом деле в нём смешалось много лучей разного цвета.
Итак, чтобы появилась радуга, солнечному лучику надо пролететь сквозь капельку дождя, луч преломляется и раскладывается на цвета. А так как капелек в воздухе очень много, то и радуга – в полнеба. А бывают ещё двойные радуги.
-Послушайте замечательное стихотворение, которое поможет нам окунуться в атмосферу сказки, чуда, необыкновенных открытий. А называется оно:
«Сказка про краски».
Если б все на свете было одинакового цвета,
Вас бы это рассердило? Или радовало это?
Кто решился бы отныне,
Приходя домой усталым, на зеленой спать перине
Под зеленым одеялом?
И зеленою водою на рассвете умываться,
И зеленым-презеленым полотенцем утираться?
Любоваться, как над вами, зеленея, птицы реют,
Над зелеными домами ярко солнце зеленеет.
Видеть мир привыкли люди белым, желтым, синим, красным.
Пусть же все на свете будет удивительным и разным.
-Чтобы рассказать об удивительном и разном нам нужны слова, а какие слова вы думаете? (Имена прилагательные)
Итак, что же на уроке мы должны знать и уметь?
ЗНАТЬ:
-что такое имя прилагательное; -его грамматические признаки;
УМЕТЬ:
-находить имена прилагательные; -определять грамматические признаки;
-правильно писать окончания имен прилагательных
- Работа по теме урока
(Ученики выполняют задания и после выставляют на доске по порядку цвета радуги. После выполнения всех заданий должна появиться радуга)
1)инсценирование отрывка из произведения Д. И. Фонвизина «Недоросль»
Вы, конечно, ждете мой вопрос: что называется прилагательным. И вы правы. Но перед тем как его задать, я приглашу вас на экзамен, на котором мальчик по имени Митрофан демонстрирует свое знание прилагательного как части речи. Сценка из комедии
Фонвизина «Недоросль»
Г-жа Простакова: Митрофанушка, что ты знаешь из грамматики?
Митрофанушка: Много. Существительна да прилагательна.
Г-жа Простакова: Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
Митрофанушка: Дверь? Котора дверь?
Г-жа Простакова: Вот эта!
Митрофанушка: Эта? Прилагательна!
Г-жа Простакова: Почему же?
Митрофанушка: Потому что она приложена к своему месту. Вот у чулана шеста неделя дверь стоит не навешана: так покамест существительна.
Г-жа Простакова: Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку.
Митрофанушка: И ведомо!
-Ребята, если вы внимательно слушали сценку, то обратили внимание на остроумное толкование прилагательного как части речи (которая к чему-то приложена)
-Как вы понимаете смысл названия части речи?
(Приложенное, добавленное к чему-то.)
-Как вы уже знаете, многие слова имеют корни из латинского языка. Прилагательное не является исключением и перевод его – «нечто подкинутое, прибавленное»
Дословный перевод с греческого языка – эпитет. Мы с вами уже встречались с этим понятием на уроках литературы.
-Итак, мы откроем часть речи, которая вам уже немного известна из предыдущих классов- это имя прилагательное.
-Итак, назовите первый цвет радуги.
*** Красный цвет
2) составление кластера «имя прилагательное» (в оригинальной форме) по группам, защита кластеров
Ребята, вы сказали, что И.П. обозначает признаки предметов.Среди всех признаков предмета очень важный — цвет .
-Как вы думаете, сколько всего цветов и оттенков на свете? (4800).
— А какой любимый цвет у вас?
Физминутка (элемент здоровьесберегающей технологии)
Встали с места и по кабинету найдите карточки любимого вам цвета
— По любимому цвету человека мы можем рассказать о его характере и здоровье. Цвет имеет и большую силу, так как им можно лечиться.
В египетских пирамидах были комнаты разных цветов, и уже тогда целители определяли, какой цвет нужен больному, и купали его в комнате определённого цвета, и здоровье человека улучшалось.
Есть такая наука – цветотерапия, которая учит, как цвета действуют на здоровье человека.
Итак, первый цвет – красный
Это мак, это огон, это ягоды, … (Дети дополняют ответы)
Если человек выбирает красный цвет, то он сильный духом, активный, лидер.
(Называем учеников, выбравших этот цвет)
***Оранжевый цвет
Это морковь, это апельсин, это золотая осень…
Это цвет тепла. Это любимый цвет мечтательных людей.
-Хотите узнать, как часто употребляется имя прилагательное в речи?
Имена прилагательные по частоте употребления занимают 5 место.
-Когда же чаще всего мы используем прилагательные?
Велика роль прилагательных в художественной литературе, они широко используются при создании портретных характеристик героев, при описании их чувств, настроений, душевных переживаний. Особая роль принадлежит прилагательным в создании впечатляющих картин природы.
Поэтому сегодня на уроке мы обратимся к поэтическому тексту.
3) работа с учебником — упр. 258
-Прочитайте. Какую картину природы вы себе представили?
-Использование каких художественных средств помогает поэту создавать яркую, образную картину? (Эпитеты)
Дословный перевод прилагательного с греческого языка – эпитет. Мы с вами уже встречались с этим понятием на уроках литературы.
—Итак, эпитеты – это образные прилагательные. Выпишите их вместе с существительными, от которых они зависят.
Зима серебристая, в снежных огоньках, свежей елочкой
— Как вы понимаете выражения?
Вывод: Прилагательные нужны нам для образности, яркости нашей речи.
*** Желтый цвет
Это цвет солнца, лета, желтых цыплят, радости и покоя…
Люди, которые выбирают желтый цвет, товарищеские, щедрые.
4) грамматический признак – род И.П.
-А как определить род у И.П.?(по им. сущ-му)
Зима серебристая- ж.р.
в снежных огоньках- во мн.ч. не определяется, в ед. ч.И.п.- м.р.
свежей елочкой- ж.р.
Зеленый цвет
Это трава, листочки, деревья, весна, молодость…
Это самый спокойный цвет, не имеет радости, печали.
Люди, которые выбирают зеленый цвет, имеют твердый характер, уверенность.
5) грамматический признак – число И.П.
***работа в паре — работа по таблице –с.124, упр.259
—Что можете рассказать по таблице? (ж.р.-АЯ,-ЯЯ; м.р.-ОЙ.-ЫЙ.-ИЙ; с.р.-ОЕ.-ЕЕ, мн.ч.-ЫЕ,-ИЕ)
— Могут ли в словосочетании существительное и прилагательное быть разного рода и числа? (Нет, они согласуются.)
Чтение сказки- Прослушайте сказку как появилось И.П.
В алфавите все буквы дружили с Именем Существительным. Оно было доброе и очень трудолюбивое. Оно постоянно что-нибудь сочиняло или мастерило. И нужен был ему помощник, который пояснял бы все предметы, придуманные Существительным, и во всём бы ему подчинялся. Буква И взялась помочь. Она собрала все буквы алфавита, и стали они думать, как назвать помощника. — Ну, раз он будет прилагаться к Имени Существительному, то и назовём его — Имя Прилагательное. Так и появилось Имя Прилагательное и стало стоять в том же роде, числе и падеже, что и Имя Существительное.
*** Голубой цвет
Это небо, бесконечность, это чистый воздух…
Это — цвет мечты. Те, кто ставит голубой цвет на первое место, впечатлительный.
6) грамматический признак- падеж И.П.
Выборочный диктант. Выпишите прилагательное + существительное.
Радуга
После сильного дождя выглянуло тёплое солнце. Стройная радуга зажглась над лесом.
Физминутка (выполняем движения при чтении)
— А какая радуга в этом тексте? (Стройная).Просклоняем это словосочетание.
И.п. (какая?) стройная радуга
Р.п. (какой?) стройной радуги
Д.п.(какой?) стройной радуге
В.п. (какую?) стройную радугу
Т.п. (какой?) стройной радугой
П.п. (о какой?) о стройной радуге
-Изменилось ли прилагательное? (Да, точно так же, как существительное.)
Значит, прилагательное изменяется по падежам.
А какая часть речи помогает нам определить падеж? (Существительное.)
*** Синий цвет
Это море, небо, космос…
Если человек выбирает синий цвет, то он верный товарищ.
-А сейчас образуйте от слова радуга родственное прилагательное: радужные.
Переносное значение: радужное настроение – хорошее, весёлое.
радужные мечты – приятные, сладкие, почти несбыточные.
-В каком значении употреблены И.П?
*** Фиолетовый цвет
Это сливы, фиалки, сирень…
Чаще всего люди, которые выбирают этот цвет, создают вокруг себя атмосферу гармонии и согласия.
7) грамматический признак- роль И.П.
Игра «Найди лишнего».
Вы должны хлопнуть в ладоши, топнуть ногами, если слово не является прилагательным.
(Присутствующие гости на уроке называют слова разных частей речи)
-Вернемся к нашему тексту (записать на доске)
После сильного дождя выглянуло тёплое солнце.
-Сделать синтаксический разбор (по членам предложения)
Вывод: имя прилагательное в предложения является определением
-Посмотрите на нашу РАДУГУ (на доске)
-Ребята, я вам всем желаю воспринимать мир в разных цветах, потому что цвет — это радость и положительные эмоции, радужного вам настроения!
- Итог урока:
-Итак, ребята, какую часть речи мы с вами открыли?
-Сформулируйте определение: что такое имя прилагательное
А вот весёлое стихотворение:
Очень занимательное –
Имя прилагательное.
Трудно будет без него,
Если пропадёт оно.
Ну, представь-ка себе это:
Как без признаков предмета
Будем спорить, говорить,
Веселиться и шутить?
Что тогда получится?
Стоит разве мучиться?
Не скажем мы «прекрасное»,
А скажем «безобразное».
Не скажем маме «милая,
Красивая, любимая».
Отцу и брату и сестре
Не сможем говорить нигде
Эти замечательные
При-ла-га-тель-ны-е
Чтобы всё отлично стало,
Разных признаков немало Ф
Будем всюду замечать
И к месту в речи их вставлять.
5.Выставление оценок
Спасибо за хорошую работу!
Козыбаева Алтын Жумажановна,
учитель начальных классов,
Талшикская средняя школа
Северо Казахстанская область
Акжарский район