«Спасение одного ребенка не изменит Мир…
Но Мир, несомненно, изменится для этого одного ребенка»
Современное социальное общество не должно лишать детей с ограниченными возможностями права получить образование, развить свои индивидуальные способности, талант и вместе с тем же, иметь среду неограниченного общения во всех сферах своей жизнедеятельности.
В соответствии с основополагающими международными документами в области образования Республика Казахстан предусматривается принцип равных прав на образование всех граждан, в том числе и лиц с ограниченными возможностями. Права детей с ограниченными возможностями на получение равных прав к качественному образованию закреплены законодательством Республики Казахстан, а именно в Конституции Республики Казахстан, Законах Республики Казахстан «О правах ребенка в Республике Казахстан», «Об образовании», «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями», «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан», «О специальных социальных услугах»
На сегодняшний день, дети с ограниченными возможностями в развитии и с особенными образовательными потребностями могут получить образование не только в специальных закрытых интернатах, но и ходить в обычные детские сады и посещать общеобразовательные школы. Такое специальное образование как часть общей системы образования и носит название — инклюзивное образование. В системе образования Республики Казахстан инклюзивное образование детей- инвалидов есть относительно новое явление. Актуальность проблемы на данный период времени требует к себе пристального внимания в связи с тем, что количество детей с врожденными и приобретенными пороками развития с каждым годом неумолимо растет.
Движение за образование для всех (ОДВ) возникло с момента проведения Всемирной конференции по образованию для всех в Джомтьене (Таиланд) в 1990 году, и его целью является предоставление всем детям, молодежи и взрослым возможности реализовать свое право на образование. Главный импульс инклюзивному образованию был дан в 1994 году на Всемирной конференции по образованию детей с ограниченными возможностями, проходившей в Саламанке. Рекомендации Конференции основывались на принципе инклюзивного образования: «Школы должны отвечать потребностям всех детей, независимо от их материальных, интеллектуальных, социальных, эмоциональных или иных условий, они должны охватывать как детей — инвалидов, так и одаренных детей, беспризорных и работающих, детей из отдаленных районов и детей кочевников, детей, относящихся к языковым, этническим или культурным меньшинствам, а также детей из других находящихся в неблагоприятном положении или маргинальных групп населения».
Такая перспектива открылась и перед Республикой Казахстан, которая после провозглашения государственной независимости и суверенитета выбрала путь демократизации страны со всеми политическими, экономическими, социальными и культурными изменениями, вызванными процессом реформирования общества.
В последнее время отчетливо проявляется тенденция к сближению общей и коррекционной педагогики. Если раньше дефектология рассматривалась исключительно как наука, изучающая психофизические особенности аномальных детей и разрабатывающая методологию их обучения и воспитания, то объектом научно-практического исследования современной коррекционной педагогики являются и дети с так называемыми пограничными состояниями (такими, как задержка психического развития, минимальные мозговые дисфункции, астеничные состояния, акцентуации характера и пр.). В этом контексте коррекционная педагогика становится междисциплинарной отраслью, предполагающее взаимодействие педагогов общеобразовательной сферы, дефектологов, практических психологов, социальных педагогов и медицинских работников. Это обусловлено резким увеличением детей, испытывающих значительные (причем стойкие) трудности в ходе обучения.
Современные научные исследования в области работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, способствовали такому нововведению как инклюзивное образование. Инклюзивное образование в Республике Казахстан находится в стадии формирования, поэтому для нашей страны задача налаживания системы инклюзивного образования требует решения на государственном уровне. Именно инклюзивное образование обеспечит детям с ограниченными возможностями, наравне с их здоровыми сверстниками, равные возможности получения развития, необходимого для максимальной адаптации и полноценной интеграции в общество.
Согласно Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011 – 2020 годы планируется к 2020 году увеличить до 70% от общего количества долю школ, при которых будут созданы условия инклюзивного образования. В приказ и.о. Министра образования и науки Республики Казахстан от 29 ноября 2003 года №787 «Об утверждении Перечня типов и видов специальных организаций образования, необходимого количества мест в организациях образования, необходимого количества мест в организациях образования для лиц, нуждающихся в специальном образовании» (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за №2619, опубликованный в Бюллетене нормативных правовых актов центральных исполнительных и иных государственных органов Республики Казахстан. 2003 г., № 37-42, ст.883), были внесены следующие изменения и дополнения: пункт 3 дополнить подпунктами 9) и 10) следующего содержания: 9) комбинированная организация образования, совмещающая функции общеобразовательной школы и специальной (коррекционной) школы для детей с ограниченными возможностями (специальные классы), в которой, наряду с общеобразовательными классами, открыты классы для различных категорий детей с ограниченными возможностями;
— наполняемость специальных классов устанавливается в соответствии с
наполняемостью классов специальных (коррекционных) образовательных организаций для различных категорий детей с ограниченными возможностями;
10) инклюзивная организация образования, предназначенная для совместного
обучения здоровых детей и детей с ограниченными возможностями;
— количество детей с ограниченными возможностями в инклюзивном классе – не более 3 человек».
Одной из задач госпрограммы развития образования Казахстана до 2020 года является совершенствование системы инклюзивного образования в школе. Для Казахстана инклюзивное образование является педагогической инновацией. Любая инновация проходит несколько этапов и на данный момент это этап внедрения, который, с одной стороны, характеризуется стихийностью, а с другой, попытками с научной точки зрения оценить условия готовности к принятию того нового, что несет любое нововведение.
Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю) — процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
В настоящее время анализ современного состояния внедрения интегрированного обучения в Республике Казахстан позволил выявить некоторые трудности для специальной организации учебной деятельности детей с задержкой психического развития в начальных классах на базе общеобразовательных учреждений. На это имеются как объективные, так и субъективные причины:
Объективные причины: — отсутствие условий в общеобразовательных учреждениях для организации интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья: методических (отсутствуют специальные устройства и обучающие материалы для детей, а также методические пособия для учителей); — жесткие требования государственного
стандарта (введение широкой градуированной системы оценки достижения детей позволит включить в общий поток детей с различными отставаниями от нормы развития в интеллекте); кадровых.
Субъективные причины: — неготовность самого педагога к организации коррекционно- образовательного процесса с ребенком с ограниченными возможностями здоровья, интегрированного в общеобразовательный класс (государству необходимо поменять стандарты высшего педагогического образования, уделив особое внимание подготовке специалистов соответствующего профиля).
Совершенствование системы образования остро ставит вопросы внедрения в практику работы общеобразовательных учреждений комплекс мер, направленных на обеспечение каждому ребенку, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, адекватных условий для его развития, образования. В настоящее время решение задач интегрированного обучения рассматривается на государственном уровне, в целях обеспечения детям с ограниченными возможностями здоровья с их здоровыми сверстниками возможностей в получении образования, необходимого для максимальной адаптации и полноценной интеграции в обществе.
Проблема совместного обучения и воспитания детей достаточно сложная и требующая как изучения, так и специальной подготовки педагогических кадров. Интегрированное обучение требует от педагогов иного уровня подготовки к решению вопросов индивидуального и дифференцированного подхода в коррекционно- образовательном процессе, проектированию индивидуальных коррекционных программ, высокого профессионализма, и творчества, опыта и мастерства.
В школах с инклюзивной системой образования могут учиться дети с задержкой психического развития, с умеренной умственной отсталостью, с легкой умственной отсталостью, с минимальной мозговой дисфункцией, со специфическими расстройствами арифметических навыков, с тяжелыми соматическими нарушениями, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с нарушениями речи. Еще Л.С. Выготский писал о том, что нежелательно замыкать ребенка с недостатком в развитии в среде, где все приспособлено к его дефекту, все фиксирует его внимание на своем недостатке и не вводит его в настоящую жизнь. Взаимодействие детей с разными возможностями здоровья может включать в себя следующие компоненты:
— воздействие окружающих из числа здоровых детей на личность ребенка с
отклонениями, в результате чего последний приобретает жизненный опыт, межличностное вербально-невербальное общение, преодолевает замкнутость, расширяет знания об окружающем мире;
— активное участие в данном процессе самого ребенка с ограниченными
возможностями, в результате чего у него повышается собственная самооценка, стимулируется мотивационно- эмоциональная сфера;
— преобразование окружения из числа здоровых детей, в результате чего у них формируется опыт толерантности, взаимной поддержи, эмпатии.
Инклюзивное образование в Казахстане важнейшими приоритетами перед собой ставит следующие задачи:
— вовлечь детей с ограниченными возможностями и специальными потребностями в образовательный процесс;
— создать активно-поведенческую установку у детей-инвалидов на уверенное
позиционирование себя в современном обществе;
— уметь превращать свои недостатки в достоинства;
— изменить отношение современного общества к людям с ограниченными
возможностями.
Исследования, которые проводились как в странах ближнего Зарубежья, так и в нашей стране, показали, что родители имеют желание отдать детей в систему общего образования, но с понимаем, относятся к тому, что условия для обучения детей с особыми потребностями созданы только в системе специального образования. Но инклюзивная политика – это правовая политика, проводимая государством, которое создает условия для того, чтобы родители имели право выбора школы для своего ребенка. Инклюзивное образование развивает методологию, которая направлена на детей и признает, что все дети индивидуальны в своем развитии и имеют различные потребности в обучении. Благодаря внедрению инклюзивного образования решатся основные проблемы преподавания и обучения детей с особыми потребностями. Процесс образования станет более гибким как для преподавателя, так и для ребенка, в котором будут учитываться его индивидуальные особенности.
По государственной программе с 2011 года более 6 тысяч детей- инвалидов, обучающиеся на дому за счет государственного бюджета были обеспечены компьютерной техникой и оборудованием. Для детей приобретаются специальные клавиатуры и манипуляторы, с нарушением опорно-двигательного аппарата индивидуальные средства передвижения, звукоусиливающая система с микрофоном, для детей с нарушением слуха слуховые аппараты, тифлотехнические средства. Для обеспечения доступа к обучению важны средства информационного обеспечения, в том числе читающие машины и увеличивающие устройства, принтеры и Брайлевские дисплеи, электронные лупы, мобильные устройства увеличения экрана с речью и др. Детям с ограниченными возможностями доступ к образованию обеспечивается системой электронного обучения, а также система дистанционного образования. Уважения прав и свобод каждого отдельного человека, обеспечения необходимых гарантий безопасности, свободы и равноправия есть основная задача современности.
Создание условий для непрерывности оказания образовательных услуг для лиц с ограниченными возможностями на протяжении всей жизни.
В завершении хотелось сказать, доказано опытом развитых стран, что организованные полноценные инклюзивные группы и классы могут и должны существовать и главным приоритетным направлением здесь должно стать создание оптимальных условий их существования. Вместе с тем мотивировать взрослых людей, для успешного осуществления этой гуманистической идеи.
Перед современным обществом стоит важнейшая задача вовлечь своих сограждан, которые имеют ограниченные возможности и особенности физического развития в социальную жизнь, помочь в адаптации и социализации и развитии в общественной жизни.
Тойганбекова Ш.М.
зав.каф. «ППСОП» ФАО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР
по Жамбылской области, к.п.н., доцент,асс/профессор
Абзалбекқызы А.
ст. преподаватель каф. «ППСОП» ФАО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР
по Жамбылской области
Список использованной литературы:
- Закон РК «Об образовании» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 24.10.2011г.).
- Дэвид Митчелл. Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования. РООИ «Перспектива», 2016.
- Е.А. Ямбург. Управление службой сопровождения детей в условиях образовательной организации. М.:«Бослен», 2015 г.