Образование – важнейшее из земных благ,
если оно наивысшего качества.
В противном случае, оно совершенно бесполезно.
Р. Киплинг
C наступлением эпохи глобализации системы образования большинства развитых стран мира находятся в состоянии непрерывной модернизации и реформирования. Образование признано одним из важнейших приоритетов долгосрочной стратегии «Казахстан-2030». Как отметил Лидер Нации Нурсултан Назарбаев: «Сегодня важно взглянуть на образовательные процессы как можно шире. Каждому человеку надо привить умение делать, умение учиться, умение жить вместе в современном мире. Поэтому первостепенная задача современной системы образования — это подготовка людей, обладающих критическим мышлением и способных ориентироваться в информационных потоках».
С этой целью и с учетом специфик преподаваемых дисциплин и специальностей в Северо–Казахстанском медицинском колледже преподавателями осуществляется выбор педагогических технологий, методов и приемов. Особый акцент делается на личностно — ориентированные технологии: обучение в сотрудничестве, метод проектов, технологии индивидуализации и дифференциации, разноуровневое обучение. Преподаватели — это главная движущая сила качественного образования и они должны владеть современными образовательными технологиями; творчески применять методы обучения, для того, чтобы сделать учебный материал доступным пониманию, привить уважение и любовь к выбранной профессии.
С целью повышения качества обученности используется технология личностно-ориентированного образования. Для предупреждения неуспеваемости применяется технология уровневой дифференциации. Без оценивания работы обучающихся невозможен никакой процесс усвоения. Оно оказывает большое влияние на студентов, на его отношение к предмету, преподавателю, колледжу и окружающему миру в целом. Поэтому к процессу оценивания качества знаний студентов предъявляются достаточно серьезные требования. Технология проблемного обучения актуальна при изучении нового материала, когда студенты не получают готового знания, а сами его формируют. Для развития исследовательских навыков обучающихся применяется проектный метод. С этой целью, а также для подготовки личности информационного общества активно применяются информационно-коммуникационные технологии, как необходимое условие повышения качества учебно-воспитательного процесса. Применение компьютерных программных средств на уроках позволяет решать самые разные задачи: заметно повысить наглядность обучения, обеспечить его дифференциацию, облегчить контроль знаний студентов, повысить интерес к предмету, увеличить познавательную активность студентов. Использование информационно-коммуникационных технологий помогает реализовать личностно-ориентированный подход, учитывать особенности студентов, уровень их обученности, интересов и склонностей. Информационно-коммуникационные и проектные технологии используются не только на уроках, но и во внеурочной деятельности: при проведении классных часов, занятий кружка, внеклассных мероприятиях.
Среди перспективных инновационных технологий можно выделить технологию проблемно-модульного и модульно-рейтингового обучения. Их использование преподавателями специальных дисциплин обеспечивает углубленное и прочное усвоение студентами изучаемого материала, делает контроль знаний более объективным.
Электронные учебники, электронные уроки, видео уроки, преподавателями применяются для проведения дополнительных занятий, для самостоятельного изучения материала студентами.
Правильно выстроенная преподавателем траектория развития своей собственной педагогической деятельности приводит к повышению профессиональной компетентности и является необходимым условием его успешной деятельности.
М.Т. Жантасова, методист,
Северо–Казахстанский медицинский колледж
Литература:
- Питюков, В. Ю. Современные педагогические технологии / В. Ю. Питюков. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Изд-во Гном и Д, 2001.
- Инновационные педагогические технологии. Модульное пособие для преподавателей профессиональной школы / Под ред. Е. В. Иванова, Л. И. Косовой, Т. Ю. Аветовой. — СПб. : Изд-во ООО Полиграф-С, 2004.
- Кларин, М. В. Педагогическая технология в учебном процессе (анализ зарубежного опыта) / М. В. Кларин. — М., 1989.