Свои способности человек может узнать
только попытавшись применить их на деле
/Сенека/
На сегодняшнем этапе развития нашего независимого государства назрела острая необходимость реформирования системы среднего и высшего образования, включая и послевузовское образование. Сегодняшний выпускник обязан практически реализовывать свою образовательную деятельность на более профессиональном уровне, то есть применять на своих занятиях различные интерактивные формы, направленные на формирование познавательного интереса у учащихся к учебной дисциплине, на расширение их кругозора и критического мышления. Это касается и проведения в стенах школ внеклассных мероприятий, классных часов, призванных пробудить гражданскую позицию и чувство патриотизма у каждого ребёнка.
Постановка любого актуального вопроса, любой проблемы имела и имеет свои внутренние противоречия, связанные с внедрением инновационных педагогических технологий в учебный процесс. Были и сторонники, и противники, так называемых революционных изменений, считавшие, что нужно лишь ограничиваться традиционными моделями преподавания образовательных дисциплин, которые дали бы отличные результаты. Конечно же, традиционные модели преподавания имеют и свои преимущества, но на современной стадии развития социальных отношений назревает необходимость в применении инновационных технологий.
Большим плюсом является то, что все интерактивные методы, методики, инновационные педагогические технологии демонстрируют всем участникам образовательного процесса новые возможности, связанные с эффективным налаживанием межличностного взаимодействия посредством внешнего диалога в процессе усвоения учебного материала.
При использовании инновационных педагогических технологий между учащимися либо студентами появляются определённые межличностные взаимоотношения, они также повышают имидж всех общеобразовательных школ и высших учебных заведений, готовящих конкурентоспособных специалистов в сфере педагогического образования.
Инновационные педагогические технологии- это не только компьютеры, интерактивные доски, они включают в себя все новые формы и методы преподавания.
«Появление инновации в обыденной жизни имеет свои объективно- субъективные причины. С целью удовлетворения потребностей человечества сама цель обучения и воспитания, его содержание, методы и формы подвергаются изменениям. Для развивающегося общества необходимы «новые люди», умеющие по- новому мыслить» отмечают наши ученые [1, с. 239].
«Инновация- это конкретное действие, направленное на новые образцы, повышение до качественного уровня профессиональной деятельности»,- пишет В.Кваша [2, с.11].
«Технология-Tehne означает «искусство», «ремесло», «мастерство», «учение»» [2, с.11].
«Педагогическая технология- проект педагогической системы, реализующиеся на практике», — отмечает другой учёный Б.П. Беспалько [2, с.11].
Н.Р. Юсуфбекова внедрила в педагогическую науку термины «образовательные инновации» и «педагогическая инновация», которые являются синонимами и дала им научное обоснование. Учёные рассматривает педагогическую инноватику как отдельную отрасль педагогической науки, имеющие свой объект исследования, предмет и методы исследования [1, с.240].
Также в современной педагогической науке существуют различные зарубежные подходы к определению педагогических технологий, выдвинутые такими учёными, как М.Кларк, Ф. Персиваль, Г.Эллингтон.
Например, М.Кларк считает, что суть педагогической технологии состоит в применении в сфере образования изобретений, промышленных изделий, процессов, которые являются частью технологии нашего времени.
Напротив, Ф.Персиваль и Г.Эллингтон указывают на то, что сам термин «технология в образовании» вбирает в себя любые средства представления информации. Это оборудование и различные средства проекции изображений и т.п. Таким образом, технология в образовании, по их представлению, это аудиовизуальные средства.
Впервые термин «педагогическая технология» встречался в 20-е годы прошлого столетия в трудах по педологии и рефлексологии (И.П.Павлов, В.М.Бехтерев, А.А.Ухтомский, С.Г. Шацкий) [3, с 184].
«Педагогическая технология- это рекомендация к достижению запланированных результатов в обучении, а технология обучения- это основная процессуальная часть дидактической системы»,- пишет И.П.Волков [3, с.185].
Казахстанские учёные Г.Н.Нуртаева, К.Кабдыкайырулы, Ж.А.Караев считали, что педагогическая технология обновляет деятельность учащегося и является технологическим средством и даёт соответствующую гарантию.
Здесь следует согласиться с научным определением М.В. Кларина, который утверждал, что педагогическая технология представлена как системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методических средств, используемых для достижения педагогических целей.
Отсюда следует, что любая педагогическая технология должна быть направлена на конкретный результат.
Важнейшими признаками являются:
— конкретные цели;
-наличие средств диагностического характера;
-закономерности и принципы структурирования активного взаимодействия педагога и студентов, позволяющие проектировать целостный педагогический процесс;
-система средств и условий, гарантирующих достижение педагогических целей;
-средства анализа результатов деятельности преподавателя и студентов.
На данном этапе широко используются технология развивающего обучения (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, П.Я.Гальперин, Ш.А.Амонашвили, Л.В.Занков, Д.В.Эльконин), технология модульного обучения (В.М.Монахов), технология личностно- ориентированного обучения (Ш.А.Амонашвили, М.Н.Берулава, Е.В.Бондаревская, И.С.Якиманская), мультимедийная технология (Б.А.Досжанов, О.Ф.Нечай, С.Н.Пензин, Ю.Н.Усов, В.С.Виблер, К.Тайнер, И.В.Вайсфельд и мн.др.).
Следует выделить и такие технологии, как информационно- коммуникативные технологии (ИКТ), интерактивные технологии, проектная технология либо метод проектов, исследовательская технология или технология проведения учебных исследований, здоровье сбережающие технологии, технология модерации и т.д.
Значимое место отводится и ИКТ. Отсюда возникает вопрос и целесообразности информационно- коммуникативным технологиям (ИКТ).Стоит ли пользоваться телефонами, Интернетом? На этот вопрос существует множество точек зрения, но думается, что применение ИКТ является приемлемым.
Использование инновационных педагогических технологий имеет ряд преимуществ;
1.В отличие от традиционной технологии инновационные ориентированы прежде всего на результат, а не на процесс.
- Целью реализации инновационных педагогических технологий является применение полученных ЗУН на практике.
- Знания ученик получает не процессе заучивания теории, правил, а в процессе деятельности по достижению цели урока.
- Инновационные педагогические технологии создают наиболее эффективные условия для реализации деятельности по достижению знаний.
- Инновационные технологии меняют в лучшую сторону суть взаимоотношений педагога и студентов на занятии. Педагог выступает как организатор этого самого образовательного пространства занятия.
- Инновационные технологии являются технологиями личностно — ориентированного характера, то есть направлены на личностное развитие студента, на его индивидуальное развитие.
Отсюда следует вывод, что применение инновационных технологий, методов и методик способствуют творческому и интеллектуальному развитию ученика, устанавливая тем самым качественно новые взаимоотношения педагога и студента на занятиях.
Список использованной литературы:
1.Бузаубакова К.Ж., Кашкынбаева З.К. Педагогика.- Тараз, 2014.- с.239-240.
- Бузаубакова К.Ж.Тренинг «Новая педагогическая технология».Учебно-методическое пособие.- Алматы, 2005.- с.10-11.
- Дуйсембекова Ш.Педагогика (курс лекций).- Семей, 2012.- с.184-185.
- Коянбаев Ж.Б., Коянбаев Р.М. Педагогика.- Алматы, 2002.- 384 с.
- Сабыров Т.С. Теория обучения.- Алматы,2000.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.- Москва, 1998.
- Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. –Москва, 2002.
Тойганбекова Шынар Малимбаевна,
к.п.н., асс/профессор
ФАО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу»
ИПК ПР по Жамбылской области