Home » Учебно-методические материалы » Интерактивные стратегии и формы обучения учащихся на уроках русского языка и литературы как ресурс обновления содержания и повышения качества образования

Интерактивные стратегии и формы обучения учащихся на уроках русского языка и литературы как ресурс обновления содержания и повышения качества образования

Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственным. В докладе международной комиссии по образованию для 21 века под председательством Жака Делора «Образование: скрытое сокровище», сформулировано «4 столпа, на которых основывается образование: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться быть» (Ж. Делор)

Таким образом, на современном этапе развития общества перед школой стоит задача всестороннего развития личности ученика, обладающей необходимым набором знаний, умений и качеств в рамках обновленного содержания среднего образования позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни.

Поэтому учителям необходимо овладевать педагогическими технологиями, с помощью которых можно реализовать новые требования.

Технология — это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.

Педагогическая технология есть продуманная во всех деталях модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.

Технологии личностно — ориентированного развивающего обученияОдним из основных средств повышения качества образования является освоение технологии личностно-ориентированного

развивающего обучения. Актуальность этой технологии вижу в необходимости кардинальных перемен не только в содержании образования, но и в самом образовательном процессе, понимаемого как своеобразное сочетание обучения (нормативно сообразной деятельности общества) и учения (индивидуальной значимой деятельности отдельного субъекта, в которой реализуется опыт его жизнедеятельности).

По словам Б.Ц. Бадмаева: «Учитель не только дает знания по своему предмету, он не только и не просто «учитель — предметник», а Учитель с большой буквы — воспитатель, готовящий в течение школьных лет и подготовивший к выпуску из школы Гражданина». Его отношения с детьми должны строиться на основе личностного, а не формально-делового подхода.

Реализуя в педагогической деятельности рефлексивно — адаптационную и деятельностно — творческую функции образования, совершенно по- иному организую процесс обучения и воспитания детей по сравнению с традиционной системой.

Первая функция состоит в том, чтобы «учить детей учиться», развивать в их личности механизмы самосознания, саморегуляции и в широком смысле слова означает способность преодолеть собственную ограниченность не только в учебном процессе, но и в любой человеческой деятельности.

Вторая функция предполагает развитие в ребенке «умения думать и действовать творчески», формирование в личности ребенка творческого начала через творчески-продуктивную деятельность с учетом мотивационно-аксиологических сторон личности.

Среди большого числа новаций, применяемых в системе образования, особое внимание надо уделять таким технологиям, где как учитель выступать не источником учебной информации, а организатор и координатор творческого учебного процесса, направлять деятельность учеников в нужное русло, при этом учитывать индивидуальные способности каждого ученика.Задачей учителя считаю включение самого ученика в учебную деятельность, организацию процесса самостоятельного овладения детьми нового знания, применение полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем.

Работа по выявлению:

выявить уровень учебных возможностей учащихся по предмету; планировать с учетом индивидуальных особенностей.

Критериями эффективности личностно-ориентированного урока можно считать:

  • Сообщение в начале урока не только темы, но и порядка организации учебной деятельности (наличие плана). План помогает четко, ясно и логично излагать содержание материала. Ученик на каждом этапе урока активен, вовлечен в реальные взаимодействия, осознанно относится к материалу урока.
  • Создание положительного эмоционального настроя на работу у всех ребят в ходе урока. Серьезное внимание уделено развитию мотивационной сферы, образовательный процесс обогащен позитивными эмоциями.
  • Использование субъектного опыта учеников. Актуализация субъектного опыта учащихся способствует установлению связей прошлого опыта и нового знания.
  • Создание условий для проявления познавательной активности учащихся и достижения успеха каждым учеником.
  • Повышение степени самостоятельности в учебной деятельности, реализация стратегии сотрудничества, сочетание фронтальной работы с классом с групповыми формами деятельности.
  • Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса.

Использовать педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода, как -технологии уровневой дифференциации;

— проблемиое обучение

Технология уровневой дифференциации

Учет индивидуальных особенностей учеников позволяет составлять задания таким образом, чтобы способствовать реализации возможностей каждого ребенка в рамках личностно-ориентированного обучения.

Дифференцированный подход позволяет в условиях классно-урочной системы реализовывать творческие возможности всех учащихся. На мой взгляд, работа с сильными учениками должна идти не по пути увеличения объема заданий, а за счет разнообразия заданий. Например:

  • составление текстов диктантов;
  • составление карточек-заданий по изученному материалу;
  • составление обобщающих таблиц для работы на уроке;
  • сочинение лингвистических сказок-миниатюр;
  • работа с дополнительной литературой;
  • проверка индивидуальных заданий, выполняемых учащимися, которые имеют более низкий уровень подготовки;
  • выполнение обязанностей консультанта при групповой работе;

-работа «учителем» (проведение фрагментов урока).

На уроках русского языка можно использовать работу с опорными конспектами, давать творческие задания по их составлению, что способствует эффективному использованию опорных сигналов в учебном процессе.

Одним из интересных и плодотворных путей повышения грамотности учащихся является алгоритмизация правил, сведение ряда правил к общему алгоритму, составление таблиц обобщающего характера.

Комплекс алгоритмов, который в качестве особого типа наглядности дополняет систему правил орфографии, имеющихся в учебнике.

Алгоритмы могут быть использованы учениками при выполнений заданий разного типа: определить правильность выбора буквы, объяснить различая в написании и т.п.

Всю работу по алгоритмизации орфографических правил делят на несколько этапов:

  • создание схем — алгоритмов на базе знакомых правил;
  • трансформирование новых изучаемых правил в схемы — алгоритмы;
  • создание первых простейших обобщающих алгоритмов;

-создание обобщающих алгоритмов.

  • дополнение схем материалом из курса предыдущих классов

Практика показала, что, как правило, познакомившись с готовыми алгоритмами, сильные ученики сами успешно занимаются их составлением.

Работая с алгоритмами, учащиеся приобретают осознанные навыки применения правил, что практически исключает их механическое использование и облегчает усвоение орфограмм.

Список использованной литературы:

1.Дидактические технологии: Учебное пособие. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. -437 с.

2.Баранов С.П. Сущность процесса обучения: Учебное пособие. — М.: 2015. — 143 с.

3.Системный анализ в менеджменте: Учебное пособие / В.Н.Попов, В.С.Касьянов, И.П.Савченко. — М.: КНОРУС, 2011. — 304 с.

Бектурганова Карлыгаш Кемельхановна,

старший преподаватель кафедры

«ИТиМПЕ(Н)Д» «АО «НЦПК Өрлеу»

институт повышения квалификации

педагогических работников

по Жамбылской области

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*